Напоминание

Мастер-класс по сказкотерапии на тему : "Путешествие в сказку"


Автор: Лятиф-Заде Сусанна Наримановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Звоночек"
Населённый пункт: Крым г. Симферополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс по сказкотерапии на тему : "Путешествие в сказку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида №95 «Звоночек» Муниципального образования городской округ

Симферополь Республики Крым, Россия

Мастер-класс по сказкотерапии на тему :

«Путешествие в сказку»

Лятиф-Заде Сусанны Наримановны

2021 г.

Мастер-класс по сказкотерапии на тему : «Путешествие в

сказку»

Цель мастер-класса:

ознакомление педагогов с новейшей системой творческого развития,

обучения, коррекции и адаптации личности – с методом сказкотерапии.

Актуальность:

О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. И чтобы не отнимать ваше время. Я

хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер– класс

по сказкотерапии «Путешествие в сказку!»

В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила

с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о

диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и

обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче,

они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их

жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны,

компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые»

игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с

различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя

заброшенной и никому не нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела

осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать

взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных

игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение

заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.

И никто не знал как ему помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к

своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим

другом моего детства… Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в

тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью,

светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим

родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!

Сказки. Волшебство. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в

форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку

как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о

прекрасном. Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает

многим людям силы жить и творить.

Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и

не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему

привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной

безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки

это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к

светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками

и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину

разрушений,

производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек

возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или

иных психологических проблем клиента.

Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем,

в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными,

тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке

рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности

ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении

всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные

силы.

2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые

невероятные препятствия.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то

встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной

сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир»,

включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает

безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую

манипуляции с волшебными предметами (волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная

палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.

Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда,

объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки –

старушки,

Феи,

Гномики,

Эльфы.

Наши

сказочные

путешествия

наполнены

играми,

позволяющими ближе познакомиться со сказкой.

Тема: Рисование в технике

монотипия

, с использованием пены для бритья.

Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного

образования детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм

работы – рисование на пене для бритья.

Задачи:

• Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования, на примере выполнения

работы в технике монотипия, с использованием пены для бритья;

• Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для

развития ребенка;

• Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Оборудование:

• Мультимедийная презентация «Необычное в обычном».

• Мультимедийное оборудование.

• Буклеты с информацией об основных этапах мастер-класса.

• Материал для проведения мастер-класса: пена для бритья, подносы, линейки, зубочистки,

краски, кисточки, салфетки.

• Плакат для рефлексии.

Планируемый результат:

• Информирование педагогического

сообщества о системе работы по ознакомлению детей

дошкольного возраста с нетрадиционным рисованием в технике монотипия, с использованием

пены для бритья.

• Сформировать представления педагогов о приемах выполнения нетрадиционного рисования в

технике монотипия.

Продолжительность: 20 минут.

Мастер

-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и

заключительную - рефлексивную.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите?

Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную

палочку)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем педагогам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..

(дыхательная гимнастика.)

Мастер-класс для педагогов «Необычное в

обычном. Монотипия»

Тема: Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья.

Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного

образования детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм

работы – рисование на пене для бритья.

Задачи:

• Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования, на примере выполнения

работы в технике монотипия, с использованием пены для бритья;

• Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для

развития ребенка;

• Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Оборудование:

• Мультимедийная презентация «Необычное в обычном».

• Мультимедийное оборудование.

• Материал для проведения мастер-класса: пена для бритья, подносы, линейки, зубочистки,

краски, кисточки, салфетки.

• Плакат для рефлексии.

Планируемый результат:

• Информирование педагогического

сообщества о системе работы по ознакомлению детей

дошкольного возраста с нетрадиционным рисованием в технике монотипия, с использованием

пены для бритья.

• Сформировать представления педагогов о приемах выполнения нетрадиционного рисования в

технике монотипия.

Продолжительность: 20 минут.

Мастер-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и

заключительную - рефлексивную.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Необычное в

обычном». Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне -

и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

- Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются

озарения и необузданная фантазия. С этих слов в нашей группе начался проект «Волшебная

пена».

- Мир детской фантазии настолько безграничен, что порой, оказывается, достаточно только

предложить ребенку использовать какой-либо материал, а тот уже сам начинает проводить с ним

занимательные опыты и эксперименты.

- Мы с детьми часто проводим различные опыты. В этот раз наши руки добрались до папиной

пены для бритья.

- Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается

с рук, одежды и любой поверхности. В ней можно прятать игрушки, с ней можно проводить

разные интересные опыты, ее можно раскрашивать, на ней можно рисовать и из нее можно

моделировать.

- А вы рисовали на пене? Если еще не рисовали, советую попробовать! Это того стоит! А если у

вас такой опыт был, буду рада, если поделитесь своими идеями.

- Рисование на пене для бритья – это один из видов монотипии. Слово «монотипия» происходит

от двух греческих слов: «моно» - один, «типос» -отпечаток. Это печать с одним уникальным

отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить.

Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные,

акриловые, масляные и другие краски. Разновидностей монотипии очень много. Мы воплотим

эту технику с использованием пены для бритья.

- Пена для бритья необычная

поверхность для рисования. Краску можно растягивать и

закручивать в причудливые узоры, создавая неповторимый рисунок, что в свою очередь развивает

творческое мышление и воображение ребенка, расширяет представление об окружающем мире,

развивает мелкую моторику руки. Непредсказуемость результата делает эту технику актуальной,

интересной для творческой деятельности детей.

- Сегодня я хочу предложить вам такой вид игры с красками, который удовлетворит потребности,

как детей, так и взрослых.

- Всех желающих поэкспериментировать с необычным материалом для рисования прошу подойти

к столам.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- А что мы будем изображать, будет зависеть от вашей фантазии и воображения. Мы не будем

ставить четких рамок, а создадим картину, которую назовем «Полет фантазии».

- Выдавите небольшое количество пены для бритья на ровную не впитывающую поверхность.

Сформируйте из нее поле для рисования, разровняв поверхность линейкой.

- Наносим небольшое количество краски на пену.

- Растяните капли краски при помощи палочки. Создайте свой неповторимый рисунок.

- Положите сверху на пену лист бумаги и чуть-чуть прижмите ее.

- Снимите бумагу. Перед вами окажется сплошное месиво из краски и пены, но не пугайтесь,

рисунок спрятан под пеной! Одним движением соскребите пену линейкой с листа. Оставьте

картинку высыхать.

- Ваш рисунок готов. Покажите, что у вас получилось.

- Что вы чувствовали, когда работали с пеной и наносили краску на пену, я буду рада Вас

выслушать.

Возвращение.

Побывали мы детьми,

Рисовали красками.

Но пора нам возвращаться.

В педагогов превращаться.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – РЕФЛЕКСИВНАЯ.

- В заключении хотелось бы пожелать Вам дальнейших творческих успехов. Надеюсь, что знания,

которые вы приобрели в процессе данного мастер – класса вам пригодятся в работе, и вы

передадите свой опыт своим воспитанникам.

- Вот и подошло время подвести итог. Я предлагаю узнать ваше мнение о данном мастер-классе.

На столе лежат бабочки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в

работе с детьми, приклейте на цветок зеленую бабочку, а если считаете, что бесполезен и вам не

пригодится, то красную.

- Занимайтесь с детьми! Позвольте им творить! Экспериментируйте с материалами и получайте

массу удовольствия от увлекательного занятия!

- Спасибо за внимание.



В раздел образования