Автор: Лятиф-Заде Сусанна Наримановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Звоночек"
Населённый пункт: Крым г. Симферополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс по сказкотерапии на тему : "Путешествие в сказку"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида №95 «Звоночек» Муниципального образования городской округ
Симферополь Республики Крым, Россия
Мастер-класс по сказкотерапии на тему :
«Путешествие в сказку»
Лятиф-Заде Сусанны Наримановны
2021 г.
Мастер-класс по сказкотерапии на тему : «Путешествие в
сказку»
Цель мастер-класса:
ознакомление педагогов с новейшей системой творческого развития,
обучения, коррекции и адаптации личности – с методом сказкотерапии.
Актуальность:
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. И чтобы не отнимать ваше время. Я
хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер– класс
по сказкотерапии «Путешествие в сказку!»
В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила
с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о
диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и
обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче,
они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их
жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны,
компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые»
игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с
различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя
заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела
осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать
взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных
игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение
заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к
своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим
другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в
тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью,
светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим
родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
Сказки. Волшебство. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в
форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку
как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о
прекрасном. Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает
многим людям силы жить и творить.
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и
не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему
привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной
безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки
это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к
светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками
и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину
разрушений,
производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек
возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или
иных психологических проблем клиента.
Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем,
в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными,
тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке
рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности
ребенка дошкольного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении
всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные
силы.
2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые
невероятные препятствия.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то
встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.
Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной
сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир»,
включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает
безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую
манипуляции с волшебными предметами (волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная
палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.
Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда,
объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки –
старушки,
Феи,
Гномики,
Эльфы.
Наши
сказочные
путешествия
наполнены
играми,
позволяющими ближе познакомиться со сказкой.
Тема: Рисование в технике
монотипия
, с использованием пены для бритья.
Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного
образования детей дошкольного возраста.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм
работы – рисование на пене для бритья.
Задачи:
• Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования, на примере выполнения
работы в технике монотипия, с использованием пены для бритья;
• Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для
развития ребенка;
• Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Оборудование:
• Мультимедийная презентация «Необычное в обычном».
• Мультимедийное оборудование.
• Буклеты с информацией об основных этапах мастер-класса.
• Материал для проведения мастер-класса: пена для бритья, подносы, линейки, зубочистки,
краски, кисточки, салфетки.
• Плакат для рефлексии.
Планируемый результат:
• Информирование педагогического
сообщества о системе работы по ознакомлению детей
дошкольного возраста с нетрадиционным рисованием в технике монотипия, с использованием
пены для бритья.
• Сформировать представления педагогов о приемах выполнения нетрадиционного рисования в
технике монотипия.
Продолжительность: 20 минут.
Мастер
-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и
заключительную - рефлексивную.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите?
Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную
палочку)
Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем педагогам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..
(дыхательная гимнастика.)
Мастер-класс для педагогов «Необычное в
обычном. Монотипия»
Тема: Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья.
Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного
образования детей дошкольного возраста.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм
работы – рисование на пене для бритья.
Задачи:
• Познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования, на примере выполнения
работы в технике монотипия, с использованием пены для бритья;
• Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для
развития ребенка;
• Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Оборудование:
• Мультимедийная презентация «Необычное в обычном».
• Мультимедийное оборудование.
• Материал для проведения мастер-класса: пена для бритья, подносы, линейки, зубочистки,
краски, кисточки, салфетки.
• Плакат для рефлексии.
Планируемый результат:
• Информирование педагогического
сообщества о системе работы по ознакомлению детей
дошкольного возраста с нетрадиционным рисованием в технике монотипия, с использованием
пены для бритья.
• Сформировать представления педагогов о приемах выполнения нетрадиционного рисования в
технике монотипия.
Продолжительность: 20 минут.
Мастер-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и
заключительную - рефлексивную.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Необычное в
обычном». Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне -
и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
- Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются
озарения и необузданная фантазия. С этих слов в нашей группе начался проект «Волшебная
пена».
- Мир детской фантазии настолько безграничен, что порой, оказывается, достаточно только
предложить ребенку использовать какой-либо материал, а тот уже сам начинает проводить с ним
занимательные опыты и эксперименты.
- Мы с детьми часто проводим различные опыты. В этот раз наши руки добрались до папиной
пены для бритья.
- Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается
с рук, одежды и любой поверхности. В ней можно прятать игрушки, с ней можно проводить
разные интересные опыты, ее можно раскрашивать, на ней можно рисовать и из нее можно
моделировать.
- А вы рисовали на пене? Если еще не рисовали, советую попробовать! Это того стоит! А если у
вас такой опыт был, буду рада, если поделитесь своими идеями.
- Рисование на пене для бритья – это один из видов монотипии. Слово «монотипия» происходит
от двух греческих слов: «моно» - один, «типос» -отпечаток. Это печать с одним уникальным
отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить.
Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные,
акриловые, масляные и другие краски. Разновидностей монотипии очень много. Мы воплотим
эту технику с использованием пены для бритья.
- Пена для бритья необычная
поверхность для рисования. Краску можно растягивать и
закручивать в причудливые узоры, создавая неповторимый рисунок, что в свою очередь развивает
творческое мышление и воображение ребенка, расширяет представление об окружающем мире,
развивает мелкую моторику руки. Непредсказуемость результата делает эту технику актуальной,
интересной для творческой деятельности детей.
- Сегодня я хочу предложить вам такой вид игры с красками, который удовлетворит потребности,
как детей, так и взрослых.
- Всех желающих поэкспериментировать с необычным материалом для рисования прошу подойти
к столам.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- А что мы будем изображать, будет зависеть от вашей фантазии и воображения. Мы не будем
ставить четких рамок, а создадим картину, которую назовем «Полет фантазии».
- Выдавите небольшое количество пены для бритья на ровную не впитывающую поверхность.
Сформируйте из нее поле для рисования, разровняв поверхность линейкой.
- Наносим небольшое количество краски на пену.
- Растяните капли краски при помощи палочки. Создайте свой неповторимый рисунок.
- Положите сверху на пену лист бумаги и чуть-чуть прижмите ее.
- Снимите бумагу. Перед вами окажется сплошное месиво из краски и пены, но не пугайтесь,
рисунок спрятан под пеной! Одним движением соскребите пену линейкой с листа. Оставьте
картинку высыхать.
- Ваш рисунок готов. Покажите, что у вас получилось.
- Что вы чувствовали, когда работали с пеной и наносили краску на пену, я буду рада Вас
выслушать.
Возвращение.
Побывали мы детьми,
Рисовали красками.
Но пора нам возвращаться.
В педагогов превращаться.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – РЕФЛЕКСИВНАЯ.
- В заключении хотелось бы пожелать Вам дальнейших творческих успехов. Надеюсь, что знания,
которые вы приобрели в процессе данного мастер – класса вам пригодятся в работе, и вы
передадите свой опыт своим воспитанникам.
- Вот и подошло время подвести итог. Я предлагаю узнать ваше мнение о данном мастер-классе.
На столе лежат бабочки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в
работе с детьми, приклейте на цветок зеленую бабочку, а если считаете, что бесполезен и вам не
пригодится, то красную.
- Занимайтесь с детьми! Позвольте им творить! Экспериментируйте с материалами и получайте
массу удовольствия от увлекательного занятия!
- Спасибо за внимание.