Автор: Долгушева Надежда Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Критическое мышление в развитии ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Критическое мышление в развитии ребенка»
Долгушева Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Новый Уренгой
В свете огромных потоков новостей, сенсаций, дезинформации человеку,
особенно подрастающему в нашем прогрессивном мире, необходимо
собирать, отбирать нужную и генерировать новую информацию. Чтобы
преуспевать в этих условиях, нужно уметь максимально критически
подходить к мышлению. Технология развития критического мышления
известна давно, но мало педагогов используют его элементы в работе. Это
касается любого уровня нашего российского образования. А ведь именно
критическое мышление дарит самостоятельность и свободу. Каждый ребенок
должен уметь анализировать информацию, делать выводы, уметь
поддерживать свои мысли аргументами, принимать правильные решения. На
сегодняшний день критическое мышление становится одной из ключевых
компетенций человека, а уже завтра подрастающее поколение столкнется с
необходимостью владения приемами КМ в любой сфере. Ведь защитить себя
от обмана и манипуляций разного рода позволит умение сомневаться и
анализировать поступающую информацию. Оглянитесь вокруг. Кругом
реклама, но далеко не всегда она честная. Кругом люди, которые хотят вас в
чем-то убедить, на что-то настроить, от чего-то отговорить. Как распознать
неправду, отличить настоящие аргументы от ложных? В современном мире
легко быть одураченным даже взрослому человеку. Следовательно, нужно
знакомить детей с такими понятиями, как дедукция, индукция, абдукция,
помогать разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии,
рассказывать о возможностях языка и риторики. Чувство юмора, здоровый
скептицизм, умение избежать ловушек из красивых и убедительных слов не
приходят с молоком матери, всему этому надо учить. Существует
инструментарий, который позволит применять приемы критического
мышления и в школе, и в ВУЗе, и в жизни вообще. В процессе его усвоения
дети учатся быть более внимательными к деталям, формировать и
высказывать своё собственное мнение, принимать правильные решения на
основе полученной информации. Большую роль сыграет в развитии
критического мышления семья, если будет привлекать ребенка к обсуждению
насущных проблем, а также способствовать развитию коммуникабельности
не только дома, а в аптеке, больнице, на почте и в других общественных
местах. Пусть спрашивает, интересуется, спорит, отстаивает свою точку
зрения. Ошибка многих родителей в том, что, задав вопрос, сами на него и
отвечают. Зачем? Чтобы показать, что они интеллектуалы. Но прав не тот,
кто сам знает, а тот, кто дает возможность ребенку подумать,
проанализировать, найти несоответствия, сделать выводы. Иногда выводы
детей не совпадают с нашими, так тоже бывает. Но ребенок думает,
размышляет, может быть не согласен с нашим мнением. Приведите ему
нужные аргументы. Тем интереснее игра! Замечали ли вы, что дети иногда
задают неудобные вопросы и найти ответы на них не просто сложно. Не
бойтесь показаться неучем. Знать все невозможно. Поищите ответ вместе или
пообещайте разобраться в вопросе и поговорить об этом в другой раз (только
обязательно выполните обещание!).
Есть хорошие, прямо скажем интересные игры для развития критического
мышления. Давайте начнем с «Ошибки». Ребенок задает простой вопрос:
«Почему мороженое такое сладкое?» Ваша реакция: «Нет, оно очень
соленое!» И все, минут 10 ребенок будет вам доказывать, что вы не правы,
приводя массу аргументов. Вы спровоцировали его на спор, на движение
мысли, на критику вашего неверного вывода. В данной игре можно
поменяться ролями. Почему бы вам самим не задать провокационный
вопрос: «Давай не будем сегодня чисто одеваться, пойдем на улицу в
грязных вещах». Многим детям не понравится такое предложение, и они
найдут доводы, чтобы вас отговорить. Но, возможно, найдутся и те, кто
поддержит эту идею. Чьи аргументы будут сильнее ваши или детей?
Потренируйте свой мозг, вам это тоже полезно. Найдите такие доводы, чтобы
самому убедиться в том, что идея была бредовой, или подтолкнуть к
правильному решению ребенка.
Интересная игра «А Баба-Яга всегда против». Сначала Бабой-Ягой будете вы,
чтобы ребенок уяснил правила игры. Ситуации лучше брать из жизни.
Например, «мальчики собирали мусор по двору перед праздником 1 мая,
чтобы двор был чистый». Вы: «Надо было найти перчатки, чтобы руки
остались чистыми. Собрать всех ребят и дать им поручения. А самому только
проверять, как дети справляются». Поверьте, вам будет над чем поспорить с
ребенком.
Игр, которые способствуют развитию критического мышления достаточное
количество, есть книги и тренажеры для детей и взрослых. Главное, чтобы вы
были заинтересованы в развитии вашего ребенка и уделяли этому время, не
рассчитывая на детский сад и школу. Именно это позволит стать вашему
ребенку успешным в будущем.