Автор: Кудрин Владимир Иванович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МОУ "Музыкально-эстетический лицей имени Альфреда Гарриевича Шнитке"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "О некоторых направлениях здоровьесберегающих технологий используемых преподавателями ДШИ и ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
О некоторых направлениях здоровьесберегающих технологий,
используемых преподавателями ДШИ и ДМШ.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. Воспитание здорового подрастающего поколения - стратегическая
задача любого развитого государства. Древнегреческий философ Геродот
Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может
расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен
разум». Его слова актуальны и сегодня, так как уровень современной жизни
предъявляет высокие требования к человеку, к его здоровью.
В последнее время возросло внимание к проблеме сохранения и укрепления
здоровья учащихся, повысился интерес к применению здоровьесберегающих
технологий в образовательном пространстве ребенка. Особого внимания
заслуживает психологическое здоровье, так как именно оно определяет,
насколько учащийся сможет реализовать свой собственный потенциал,
сможет справляться со стрессами, продуктивно и плодотворно обучаться.
Под здоровьесбережением принято понимать сохранение физического и
душевного здоровья в процессе осуществления любой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, использование которых
в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.
Перед педагогами-музыкантами встает необходимость использования
здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования
детей.
В XIX веке наука накопила целый ряд сведений о воздействии музыки на
физическое и психологическое состояние человека. Научно подтверждено,
что музыка может укреплять иммунную систему, улучшать обмен веществ,
тем самым способствуя снижению заболеваемости. В XX веке в результате
экспериментальных исследований было доказано, что музыкальные звуки
заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма,
электромагнитные волны способны изменять кровяное давление, частоту
сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. В последние десятилетия
интенсивно изучается влияния отдельных инструментов на живые
организмы, влияние музыки великих гениев человечества, воздействие на
организм человека традиционных народных музыкальных направлений.
Современная действительность такова, что большинство детей страдают от
неврозов, которые поражают обучающихся как в процессе получения
образования, так и в жизни вообще. Музыкальное образование может помочь
обществу справиться с этой проблемой.
На сегодняшний день существует множество направлений
здоровьесберегающих технологий, мы рассмотрим лишь некоторые из них:
музыкотерапию, вокалотерапию, ритмотерапию, терапию творчеством.
Музыкотерапия представляет собой интересное и перспективное
направление, которое используется в различных странах с лечебной целью. С
2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
При Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве действует
отделение музыкальной реабилитации, а в ряде западных вузов готовят
профессиональных докторов, которые лечат музыкой.
В ДШИ и ДМШ основной акцент ставится на приобщение детей к
произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого
фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на всех этапах
обучения. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наилучшим
образом, его необходимо специально настроить и подготовить. Педагогу
следует объяснить, что произведения нужно слушать с должным вниманием,
не отвлекаясь на посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ
результатов показывают, что прослушивание музыкальных произведений,
сопровождающихся воспроизведением репродукций мировых шедевров
изобразительного искусства, а также прослушивание аудиозаписей
«звучащей» природы, положительно влияют на психоэмоциональное
состояние детей.
В системе дополнительного образования детей, к которой принадлежат ДШИ
и ДМШ, большое внимание уделяется развитию голоса (хор, сольфеджио и
др.), а голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Пение
заменяет дыхательную гимнастику, снимает стресс. Особенно хорошо
голосовые данные развиваются в процессе работы над протяжной песней, а
долгий распев одного слога или слова развивает дыхание. Работая над
удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы
не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной
вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с
выдохом как антонимом входа. Правильный подбор дыхательных и
голосовых упражнений обеспечивает и более качественное
функционирование сердечно - сосудистой системы, поскольку большая
нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы брюшного пресса,
за счет которых происходит массаж внутренних органов. Кроме того,
упражнения на голосовые связки способствуют улучшению координации
дыхания с речью, улучшению артикуляции и дикции, устранению
монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.
О целительной силе звуков и звукосочетаний, произносимых, собственным
голосом люди знали еще со времен древних цивилизаций. На Руси с
помощью вокалотерапии, распеванию гласных звуков наши предки лечили
различные заболевания. Так, распевание <А> - снимает спазмы, лечит
сердце и желчный пузырь; <И> - лечит глаза, уши, облегчает носовое
дыхание; <О> - приводит в деятельность поджелудочную железу,
способствует устранению проблем с сердцем; <У> - улучшает дыхание,
гармонизирует работу почек; <Ы> - лечит уши; <Э> - улучшает работу
головного мозга.
Педагоги ДШИ и ДМШ используют в своей практике следующие
упражнения вокалотерапии:
1.
Мелодизация собственного имени или нейтральной фразы –
пропевание своего имени или фразы, обозначающей действие.
Например: «Меня зовут Даша» или «Я сейчас играю». Петь можно на
любой ноте и высоте. Педагог может попросить спеть с определенной
интонацией – гнева и решительности, печали и уныния, радости и
веселья, спокойствия и т.д.
2.
Мелодизация призывов – пропевание эмоционально-окрашенных
призвывов с разной интонацией. Например: «Вперед, друзья!», «Мне
так грустно», «Какая радость!» и т.д. Дети поют на любой ноте и
высоте.
3.
Тонирование. Тонируют на удобной высоте.
Звук «м-м-м» - снимает стресс, дает расслабление.
Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук. Повышает активность
организма, стимулирует мозг.
Звук «а-а-а» - быстро приводит к эмоциональному равновесию.
Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.
Тонирование уравновешивает волны мозга, улучшает ритм дыхания,
снижает частоту сердечных сокращений и повышает чувство
благополучия.
Вокалотерапия - прекрасный инструмент, корректирующий
эмоциональную неустойчивость, способствующий выработке
положительного эмоционального фона у обучающихся.
Успешным направлением в области здоровьесберегающих технологий
является ритмотерапия. Движение - закон жизни, а закон движения -
ритм. Наша Вселенная как единый механизм подчиняется законам
ритма. Вместе с тем, ритм играет важную роль, как в теле, так и в уме
человека. Появление и исчезновение мыслей, перемена настроения,
эмоции - все это ритм ума. А состояние безысходности, растерянности,
ученые объясняют, как отсутствие ритма в уме. В Древние времена, в
Индии целители лечили пациентов от недугов психологического
характера с помощью ритмов барабанов и пения.
Ритмотерапия представляет собой систему определенных ритмических
упражнений, часто с использованием танцевальных элементов,
направленных на преодоление скованности, зажатости, развитие
пластичности, чувства ритма. Упражнения способствуют стабилизации
мышечного тонуса, улучшению координации движений, выработке
ряда моторно-пространственных представлений, коррекции сенсорных
расстройств речи.
Музыкальная ритмотерапия выполняет релаксационную функцию,
помогает школьникам снять переутомление, нервно-психическое
напряжение, достичь эмоциональной разрядки. Кроме того,
способствует более легкому установлению дружественных связей,
удовлетворению социальных потребностей, развивает эстетические
потребности, обогащает новыми средствами эмоционального
самовыражения.
Музыкально - ритмические упражнения, используемые
преподавателями ДШИ и ДМШ:
1.
«Прогулка по сказочному лесу» - дети шагают в медленном темпе, и
представляют вокруг себя красивый пейзаж, величественную
природу.
2.
«Праздничный марш» - детям предлагается представить себя
идущими на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти
уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.
3.
«Порхающая бабочка» - легкие пружинистые шаги или приседание
с взмахами рук, имитирующие движения крыльев бабочки.
4.
«Зеркало» (в парах) – один ребенок делает произвольные
ритмические движения, другой повторяет в зеркальном отражении.
5.
«Делай как я» - дети повторяют движения ведущего. Каждый
учащийся должен побывать в роли ведущего, стараясь не повторять
движений предыдущего ведущего.
6.
«Вечное движение» - упражнение представляет собой групповую
ритмо - двигательную композицию, исполняемую под современную
танцевальную музыку. Каждый ученик придумывает собственные
оригинальные движения.
7.
«Стопкадр» - дети исполняют произвольный танец. По команде
«стоп!» они замирают, им предлагается проанализировать свою
позу, подумать о том, какое внутреннее состояние она может
выражать. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о малом
репертуаре физических движений и бедности эмоций.
Еще один из наиболее эффективных приемов оптимизации
психического состояния детей – это выполнение творческих
заданий. Творчество требует от человека координации всех
нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует
на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье.
Творческие задания направлены на расширение репертуара
доступных ребенку эмоциональных переживаний. В качестве
примера творческого задания можно привести следующее:
предлагаем ребенку сочинить собственную мелодию, которая будет
соответствовать заданному образу. Например, мелодизация образов
животных, природных явлений, эмоционально-окрашенных
состояний и др.
Серьезный подход к изучению различных направлений
здоровьесберегающих технологий преподавателями ДШИ и ДМШ
продиктован современными тенденциями в состоянии здоровья и
нации в целом. Педагоги музыкальных школ на современном этапе
образования должны не только обеспечивать учебный процесс, но и
содействовать нормальному развитию учащихся. И для этого им
необходимо обладать знаниями в этой области, уметь применять их
в своей практике, работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью
своих учеников и на уроках, и в общей программе работы в школе.