Автор: Марина Михайловна Зиновьева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №93 города Орла
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную аппликативную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через
нетрадиционную аппликативную деятельность
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал, что «ум ребенка
находится на кончиках его пальцев». Действительно, мелкая моторика
неразрывно связана с нервной системой, мышлением, вниманием, памятью и
восприятием ребенка, его зрением и речью. И, конечно же, уровень развития
мелкой моторики рук старших дошкольников является одним из критериев
их готовности к обучению в школе.
Важность развития мелкой моторики и координации движений рук с
самого раннего возраста детей неоднократно подчеркивалась многими
педагогами,
психологами
и
другими
специалистами
дошкольного
образования. Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний
день.
Мелкой моторикой считается способность выполнять мелкие и точные
движения кистями и пальцами рук (ног) в результате скоординированных
действий важных систем организма: нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика — это одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова,
Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А.
Рокотова, Е.К. Бережная).
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в
старшем
дошкольном
возрасте.
Именно
к
6-7
годам
в
основном
заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга,
развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом
для развития кисти руки (С.И. Гальперин).
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что
«движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,
оказались тесно связанными с речевой функцией». Степень развития тонких
движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности
ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым
развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается
актуальной.
Вот
почему,
работа
по
развитию
мелкой
моторики
и
координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка
к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики,
базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика,
конструктор, шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством –
это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно
эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через
творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд,
являются нетрадиционные техники аппликативной деятельности. Занятия по
аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая"
для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления
поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии
эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и
разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую
активность. Занятия с использованием нетрадиционных техник аппликации
способствует развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и
быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка
(З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, И.В.
Новикова, Р.М. Чумичева и др.).
Использование нетрадиционных техник в аппликации с детьми
дошкольного возраста дает возможность активнее усваивать знания о цвете,
строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Есть
возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать
одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и
умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных
аппликаций и творческой деятельности в целом. Доказано, что у ребенка,
имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована
мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно
развиты память и внимание, связная речь.
Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей
необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к
познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
выражению
индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень
хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с
использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них
сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного
на выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия,
способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и
пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и
творчества.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей
работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и
другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство,
фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими
работами, дарить их родителям и друзьям. В настоящее время в аппликации
можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды
бумаги, ткани, нитки, бусины, бисер, пуговицы, соломку, мех, скорлупу,
песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные
материалы. Работа с различными материалами, в разных художественных
техниках
расширяет
возможности
ребенка,
развивает
чувства
цвета,
гармонии, пространство изображения, образное мышление, творческие
способности.
В работе с детьми стараюсь использовать разнообразные нетрадиционные
техники, это и квиллинг, и обрывная аппликация, оригами, аппликация из
салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток,
из всевозможных круп и многие другие. Остановимся на тех техниках,
которые, на мой взгляд, более интересны детям и максимально эффективны
для развития мелкой моторики рук ребенка.
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа
(пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем
бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5–7 лет могут
усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать
или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для
развития мелкой моторики рук и творческого мышления. Накладная
аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение.
Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая
детали
слоями так,
чтобы каждая
следующая
деталь
была меньше
предыдущей по размеру.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. С помощью
торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики,
панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно
популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и
лёгким способом её исполнения.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного
искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое
оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает
использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Складывание «гармошкой. Гармошка — одна из разновидностей ленточной
аппликации. Складывая лист бумаги гармошкой, и перегнув его пополам,
получается веер.
Пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании
пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,
благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые,
полуобъёмные. Работать с пластилином всегда доставляет детям огромное
удовольствие.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для
детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид
творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без
ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие
тактильного
восприятия,
используя
бумагу
различной
фактуры.
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги.
По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она
очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Яркие цвета очень нравятся
детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это
отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать
декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные
букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать
мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать
щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года,
интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы
становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно
создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено
раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую
популярность
приобрела аппликация из
цветов,
травы,
листьев,
так
называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна
учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно
общение
с
природой.
Оно
развивает
творчество,
мышление,
наблюдательность,
трудолюбие.
Занятия
с
природным
материалом
способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней
отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного
материала происходит на воздухе. Создавая красивые аппликации своими
руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные
эмоции.
Именно поэтому, в своей работе по аппликации применяю
нетрадиционные
аппликативные
техники,
которые
не
только
дают
возможность
для
развития
творческих
способностей
дошкольников,
помогают в формировании координации движения пальцев рук, а также
способствуют развитию речи.