Напоминание

"Мастерская доброты"


Автор: Егорова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: р.п.Хор
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Мастерская доброты"
Раздел: среднее образование





Назад




Егорова Татьяна Юрьевна,

учитель немецкого и английского языков

МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор Хабаровского края

«Мастерская добра»

ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ!

Цели и задачи внеклассного мероприятия

Цель:

воспитание культуры толерантности в подростковой среде,

связанной с признанием и уважением разной национальной, религиозной и

иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного

поведения.

Задачи:

1. знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его места в

системе гражданских ценностей, историей появления дня, посвященного

толерантности;

2. выработка

у обучающихся активного

неприятия

любых форм

дискриминации;

3. содействие в выборе правильной модели поведения на основе анализа

полученной информации.

I Организационный момент

Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас в Мастерскую добра.

Эпиграфом к нашей встрече я взяла слова английского драматурга Бернарда

Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под

водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как

люди».

Кто может объяснить это выражение КАК ЛЮДИ? ЧТО ОНО

ОБОЗНАЧАЕТ? А сейчас посмотрите на слайд 2 и скажите, какова же будет

тема нашей встречи?

Да, сегодня мы будем разговаривать о дружбе, уважении, сочувствии,

помощи друг другу, одним словом, о толерантности. Что же это такое? Может,

вы попробуете сформулировать ответ? …(слайд 3) Это слово есть во всех

языках мира, и обозначает оно примерно одинаковое- Терпение, терпимость,

любовь, жалость, сострадание (слайд4-7).

Знаете, откуда взялось слово

ТОЛЕРАНТНОСТЬ? (слайд 8) Есть такая история, связанная с этим понятием.

Около двух веков назад во Франции жил князь Талейран Перигор.

Он

отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных

дел. Это был человек, который учитывал настроения людей, уважительно к ним

относился, при этом сохраняя свою точку зрения. Утверждают, что как раз от

имени этого человека произошло понятие «толерантность».

А зачем нам вообще думать и говорить о толерантности, разве без неё

нельзя прожить? Чтобы понять это, давайте поиграем.

1.

На листочках напишите, чем вы похож, и, что вас отличает.

2.

Мешают ли вам отличия общаться? Нет! Вот это и является проявлением

толерантности к другому человеку.

Все люди отличаются друг от друга внешностью, цветом кожи, глаз,

талантами. (слайд 9) У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то

голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные

задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.

У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого

говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего

одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.

У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может

слышать. Это говорит о том, что все мы разные, и у нас у всех разные

возможности.

Поэтому на всемирной конференции ЮНЕСКО (эта организация была

основана в целях содействия укреплению мира и безопасности за счет

расширения международного сотрудничества в области образования, науки и

культуры) была (слайды 10-11) принята Декларация, которая гласит: «В целях

мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся

в нетерпимости, и укрепления и активизации действий в поддержку

толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16

ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным

толерантности».

Международный день инвалидов также отмечается во всем мире ежегодно

3 декабря в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель

— продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также

привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.

Вовлечение инвалидов в жизнь общества является важнейшим условием

обеспечения прав человека, достижения устойчивого развития, установления мира

и безопасности.

Как вы думаете, можно эти дни считать праздником? Почему? О чём

нам напоминают эти даты?

(доброта, любовь, сострадание, милосердие,

помощь, защита, уважение)

Не только эти международные организации определяют отношения

людей друг с другом, но и основной документ нашей страны. Как он

называется? На столах у вас есть выдержки из Конституции, прочтите их и

прокомментируйте.

Конституция Российской Федерации

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность

государства.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая

право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию

или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять

религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 13.1

В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

Статья 13.5

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или

действия

которых

направлены

на

насильственное

изменение

основ

конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и

религиозной розни.

II. Основная часть

1)

А сейчас я предлагаю вашему вниманию социальные ролики «Люди так не

делятся» (Приложение 5, Приложение 4,

Мешает ли что-нибудь детям и взрослым с ограниченными возможностями

здоровья общаться?

2)После

просмотра

видеороликов

предлагаю

провести

небольшие

эксперименты:

«Чужие руки»

Наденьте кухонные прихватки на обе руки. Попробуйте взять с моего

стола маленькие вещи, ручкой попробуйте написать своё имя на листке бумаги.

Перелистните страницы учебника. Люди с ограниченными возможностями

могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют

трудности в любой повседневной ситуации, о которой мы с вами даже не

задумываемся, например, с пуговицами мы справляемся без особых усилий, а

людям с нарушениями работы рук приходится просить о помощи. Много раз я

видела, как обычные здоровые мальчишки не могли справиться с завязыванием

шнурков, а некоторым людям с ОВЗ и здесь без помощи не обойтись.

«Мир безмолвия»

Наденьте наушники и отойдите в дальний угол комнаты. Постарайтесь

расслышать, что говорят одноклассники. В большинстве случаев, людям с

нарушениями слуха приходится подходить очень близко к собеседнику, и даже

тогда они не всегда смогут слышать. У многих детей

с ограниченными

возможностями здоровья есть потеря слуха, что очень осложняет им жизнь.

Попробуйте дома провести подобный экперимент - хоть сколько-нибудь

побудьте в абсолютной тишине. Не слыша голоса родителей, друзей, музыки,

пения птиц, может быть, вы поймёте, как трудно жить людям, у которых

проблемы со слухом

«Тёмный мир»

Завяжите глаза и попробуйте нарисовать мелом на доске что-нибудь.

(Можно раскрутить ребёнка, чтобы он сам нашёл классную доску или прошёл

до двери кабинета и назад) А многие люди с ограниченными возможностями

плохо видят или им трудно скоординировать свои движения. (Какие чувства вы

испытали?)

Мне кажется, что те, кто сейчас участвовал в экспериментах, чувствовал

себя не очень комфортно, а людям с ограниченными возможностями здоровья

приходится с этим жить постоянно.

3)А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о необычном мужчине,

живущем в Австралии ( Ролик о Нике Вуйчиче)

«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в

Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической

патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные

конечности – обе руки и обе ноги. В феврале 2012 года он женился, а в 2013

году у него родился первый сын – Кейси Джеймс Вуйчич. Сейчас у него 4

детей».Удивительный человек, который не только не пропал сам, но и помогает

другим людям. Какой это человек?

4) Я раздам сейчас афоризмы известных людей о толерантности. Попробуйте

их объяснить своими словами.

Ребята и в нашем посёлке есть взрослые и дети с ограниченными

возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с

малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные

слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.

Подходит к концу наша работа в Мастерской добра, а так как в мастерской

всегда что–то творят, предлагаю вырастить Дерево толерантности: на зелёных

листочках напишите, что нужно делать всем нам, как относиться друг к другу,

чтобы наш класс, школа, взрослые стали человечнее, и у всех людей были

равные права и возможности. (слайд 11)

.

III Подведение итогов

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И

хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение,

взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни конфликтов.

И я хочу прочесть вам стихотворение о добром отношении друг к другу.

ОДА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Автор: Е. Андрианова

Очнитесь, люди! Мы же все равны!

Душа ведь не имеет цвета кожи.

Мы – граждане одной большой страны.

Земля ей имя. Нет ее дороже.

Но черной полосою пролегло

Неравенство меж общею судьбою,

Единства солнце так давно зашло,

И друг на друга мы идем войною.

Мы старикам руки не подадим

И слабого унизить только рады,

Из нас ведь каждый кем-то нелюбим

За добрые дела мы ждем награды.

Проснитесь, люди! Затянулся сон.

Не поздно ведь, пока планета дышит.

Сердца пусть наши бьются в унисон,

Давайте свет дарить всем, кто не слышит!

Терпимы будьте к тем, кто не такой,

Позвольте им хоть чем-то отличаться

На предрассудки все махнув рукой,

Учитесь вы различий не бояться.

Вы станьте толерантнее, добрей,

Без злобы и вражды на мир смотрите,

Носите гордо звание людей,

Его своею жизнью заслужите!

Я очень надеюсь, что после нашего разговора, вы не останетесь

равнодушными к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья,

не будете смотреть на них с жалостью и

насмешкой. И если кому-то

понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете,

будь то маленький ребенок или взрослый человек, здоровый человек или

человек с ограниченными возможностями здоровья. Ведь люди так не

делятся!!!

Слова из Декларации ЮНЕСКО о толерантности

1. Статья 1 — Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение

человеческой индивидуальности. Ей способствуют

знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это

добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры

войны культурой мира.

1.2. Толерантность — это не уступка. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может

служить оправданием посягательств на основные ценности жизни, толерантность должны

проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и

правопорядка. Толерантность — это нормы, установленные в международных правовых актах в

области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого

отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это

означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за

другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду,

положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою

индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим



В раздел образования