Напоминание

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война


Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 4 классе

(по учебнику «Окружающий мир» 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин

УМК «Планета знаний»)

Учитель Сиваш А.Г. МОУ «Гимназия № 4» г.о. Подольск

Тема: Великая Отечественная война

Цели: дать представление понятия «Великая Отечественная война»; обогатить учащихся

новыми сведениями о событиях периода 1941 – 1945 годов; познакомить со значимыми

для советских войск, сражениями периода Великой Отечественной войны; сформировать

представления учащихся о подвиге советского солдата.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «окружающий мир» Е.В. Саплина, А.И. Саплин 4 класс;

компьютер, презентация; лист-путеводитель урока; запись песни: «Вставай страна

огромная…», рисунки учащихся по заданным темам ВОВ.

Технологии: личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, проектная,

частично-поисковая; ИКТ, работа в группе (в паре).

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, работа с книгой, с интернет

ресурсами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать

знания о ВОВ; обобщать и делать выводы на основе работы с текстом, интернет

ресурсами.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные ( УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют

свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и

итоговый контроль.

Познавательные: обобщают результаты наблюдений за значимыми сражениями Великой

Отечественной войны, делают выводы; понимают информацию, представленную на

страницах учебника, интернет ресурсах.

Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения,

задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в

паре (в группе).

Ход урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

II. Создание ситуации успеха

Учитель:

Всегда полезнее не договорить, чем не дослушать…

Чтобы доказать, что вы, ребята, «вписываетесь» в тему, вы должны излучать

уверенность, хорошо говорить и внимательно слушать.

III. Этап актуализации знаний

Учитель:

- Я сейчас прочту вам стихотворение А. Барто «Мы врага отбросим»,

а вы запишите в лист-путеводитель (голубой лист) слова – синонимы к слову «враг»

Сигнал тревоги

над страной.

Подкрался враг,

Как вор ночной.

Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.

И мы врага отбросим так,

Как наша ненависть крепка,

Что даты нынешних атак

Народ прославит на века.

- Какие слова вы записали (проверка по эталону) Слайд 2

(Враг, вор, орда, фашисты)

- Как вы понимаете эти слова?

IY.Этап выявления места и причины затруднения (работа в парах)

Ребята, у вас на партах лежит карточка, в которой вы, пообщавшись друг с другом,

должны в листе-путеводителе (серый лист) дописать определение понятия войны,

используя полученные знания на прошлых уроках.

Мировая -

Гражданская -

Отечественная -

Великая -

- Какие термины для определения вызвали у вас затруднение? Слайд 3

- Допишите определения, которые вы узнали и уточнили.

Y. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- Послушайте запись песни, попробуйте определить тему сегодняшнего урока, поставьте

цели в листе – путеводителе (красный лист). (Звучит песня «Вставай страна огромная…»

Тема урока: (Великая Отечественная война) Слайд 4

На доске:

- Сформировать представление о…

- Узнать, какие сражения…

- Применять в жизни полученные знания…

YI. Этап построения проекта и коррекции выявленных затруднений.

Знакомство с основными, значимыми этапами, сражениями ВОВ

1. - Что же такое Великая Отечественная война? Слайды 5-6

Великая Отечественная война – война Союза Советских Социалистических

республик, начавшаяся с вторжения на советскую территорию войск гитлеровской

Германии и её европейских союзников, и закончившаяся освобождением от фашизма

стран Центральной и Восточной Европы; важнейшая составная часть второй мировой

войны.

В 30-е годы в Германии к власти пришли фашисты во главе С Адольфом

Гитлером. Их целью было создать сильное государство, подчинить себе другие страны,

завладеть чужими природными богатствами. В 1939 году началась Вторая мировая война.

Слайд 7

Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: северном – на

Ленинград, центральном – на Москву, южном – на Украину и Кавказ. Началась Великая

Отечественная война, которая длилась почти четыре года – 1418 дней. (22.06.1941 –

09.05.1945гг.

Слайд 8

2. Создание проекта «Значимые сражения Великой Отечественной войны» (работа в

группах 15 минут).

Учитель:

- Ребята, я предлагаю вам объединиться в корреспондентские группы и поработать

корреспондентами военных газет, оказавшимися на передовой, на одном из знаменитых

сражений Великой Отечественной войны, и сделать небольшую статью об этом сражении.

(Учащиеся получают задания, работают с учебниками с.109 – 112 и с интернет

ресурсами, подготовленными учителем, выданными в виде ссылок, рисунками,

выполненными на уроке ИЗО и картинками. На бумаге формата А

2

ученики пишут

основные данные и даты, приклеивают рисунки и картинки, согласно тематике).

Слайд 9

1 группа – Брестская крепость

2 группа – Ленинградская блокада

3 группа – Битва под Москвой

4 группа – Сталинградское сражение

5 группа – Курская битва – битва техники

Физкультминутка

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

Нужно быть умелыми, сильными и

смелыми.

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постойте-ка,

Будто бы солдатик стойкий.

Руки вверх, руки в бок,

И на месте - скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

YII. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Представление проектов командирами групп. Слайды 10, 11, 12, 13, 14

YII. Этап самостоятельной работы.

Учитель:

- В листе-путеводителе (зелёный лист) запишите значимые сражения Великой

Отечественной войны.

YIII. Этап рефлексии.

Учитель:

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Какие цели ставили на урок?

- Удалось ли их достичь?

- Какими способами?

Кто доволен своей работой?

- У вас, ребята, в листе-путеводителе (розовый лист) есть «мишень» самооценки. Оцените себя по

пятибалльной шкале.

Домашнее задание:

С. 107 – 113 читать, отвечать на вопросы, объединиться в пары и подготовить сообщения

о городах героях Советского союза.

Приложение «Лист-путеводитель»

(скреплён степлером)

1. Голубой лист

Слова – синонимы к слову «враг»

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

2. Серый лист

Определение понятий «война»

Мировая -

Гражданская -

Отечественная -

Великая -

3. Красный лист

Тема урока: __________________________________________

- Сформировать представление о ______________________________________________

- Узнать, какие сражения _____________________________________________________

- Применять в жизни полученные знания _______________________________________

4. Зелёный лист

Значимые сражения Великой Отечественной войны

Дата

Название сражения

Итоги сражения (битвы)

5. Розовый лист



В раздел образования