Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 4 классе
(по учебнику «Окружающий мир» 4 класс Е.В. Саплина, А.И. Саплин
УМК «Планета знаний»)
Учитель Сиваш А.Г. МОУ «Гимназия № 4» г.о. Подольск
Тема: Великая Отечественная война
Цели: дать представление понятия «Великая Отечественная война»; обогатить учащихся
новыми сведениями о событиях периода 1941 – 1945 годов; познакомить со значимыми
для советских войск, сражениями периода Великой Отечественной войны; сформировать
представления учащихся о подвиге советского солдата.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «окружающий мир» Е.В. Саплина, А.И. Саплин 4 класс;
компьютер, презентация; лист-путеводитель урока; запись песни: «Вставай страна
огромная…», рисунки учащихся по заданным темам ВОВ.
Технологии: личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, проектная,
частично-поисковая; ИКТ, работа в группе (в паре).
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, работа с книгой, с интернет
ресурсами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать
знания о ВОВ; обобщать и делать выводы на основе работы с текстом, интернет
ресурсами.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные ( УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; планируют
свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществляют пошаговый и
итоговый контроль.
Познавательные: обобщают результаты наблюдений за значимыми сражениями Великой
Отечественной войны, делают выводы; понимают информацию, представленную на
страницах учебника, интернет ресурсах.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения,
задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в
паре (в группе).
Ход урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
II. Создание ситуации успеха
Учитель:
Всегда полезнее не договорить, чем не дослушать…
Чтобы доказать, что вы, ребята, «вписываетесь» в тему, вы должны излучать
уверенность, хорошо говорить и внимательно слушать.
III. Этап актуализации знаний
Учитель:
- Я сейчас прочту вам стихотворение А. Барто «Мы врага отбросим»,
а вы запишите в лист-путеводитель (голубой лист) слова – синонимы к слову «враг»
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
- Какие слова вы записали (проверка по эталону) Слайд 2
(Враг, вор, орда, фашисты)
- Как вы понимаете эти слова?
IY.Этап выявления места и причины затруднения (работа в парах)
Ребята, у вас на партах лежит карточка, в которой вы, пообщавшись друг с другом,
должны в листе-путеводителе (серый лист) дописать определение понятия войны,
используя полученные знания на прошлых уроках.
Мировая -
Гражданская -
Отечественная -
Великая -
- Какие термины для определения вызвали у вас затруднение? Слайд 3
- Допишите определения, которые вы узнали и уточнили.
Y. Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Послушайте запись песни, попробуйте определить тему сегодняшнего урока, поставьте
цели в листе – путеводителе (красный лист). (Звучит песня «Вставай страна огромная…»
Тема урока: (Великая Отечественная война) Слайд 4
На доске:
- Сформировать представление о…
- Узнать, какие сражения…
- Применять в жизни полученные знания…
YI. Этап построения проекта и коррекции выявленных затруднений.
Знакомство с основными, значимыми этапами, сражениями ВОВ
1. - Что же такое Великая Отечественная война? Слайды 5-6
Великая Отечественная война – война Союза Советских Социалистических
республик, начавшаяся с вторжения на советскую территорию войск гитлеровской
Германии и её европейских союзников, и закончившаяся освобождением от фашизма
стран Центральной и Восточной Европы; важнейшая составная часть второй мировой
войны.
В 30-е годы в Германии к власти пришли фашисты во главе С Адольфом
Гитлером. Их целью было создать сильное государство, подчинить себе другие страны,
завладеть чужими природными богатствами. В 1939 году началась Вторая мировая война.
Слайд 7
Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: северном – на
Ленинград, центральном – на Москву, южном – на Украину и Кавказ. Началась Великая
Отечественная война, которая длилась почти четыре года – 1418 дней. (22.06.1941 –
09.05.1945гг.
Слайд 8
2. Создание проекта «Значимые сражения Великой Отечественной войны» (работа в
группах 15 минут).
Учитель:
- Ребята, я предлагаю вам объединиться в корреспондентские группы и поработать
корреспондентами военных газет, оказавшимися на передовой, на одном из знаменитых
сражений Великой Отечественной войны, и сделать небольшую статью об этом сражении.
(Учащиеся получают задания, работают с учебниками с.109 – 112 и с интернет
ресурсами, подготовленными учителем, выданными в виде ссылок, рисунками,
выполненными на уроке ИЗО и картинками. На бумаге формата А
2
ученики пишут
основные данные и даты, приклеивают рисунки и картинки, согласно тематике).
Слайд 9
1 группа – Брестская крепость
2 группа – Ленинградская блокада
3 группа – Битва под Москвой
4 группа – Сталинградское сражение
5 группа – Курская битва – битва техники
Физкультминутка
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и
смелыми.
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постойте-ка,
Будто бы солдатик стойкий.
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
YII. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Представление проектов командирами групп. Слайды 10, 11, 12, 13, 14
YII. Этап самостоятельной работы.
Учитель:
- В листе-путеводителе (зелёный лист) запишите значимые сражения Великой
Отечественной войны.
YIII. Этап рефлексии.
Учитель:
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Какие цели ставили на урок?
- Удалось ли их достичь?
- Какими способами?
Кто доволен своей работой?
- У вас, ребята, в листе-путеводителе (розовый лист) есть «мишень» самооценки. Оцените себя по
пятибалльной шкале.
Домашнее задание:
С. 107 – 113 читать, отвечать на вопросы, объединиться в пары и подготовить сообщения
о городах героях Советского союза.
Приложение «Лист-путеводитель»
(скреплён степлером)
1. Голубой лист
Слова – синонимы к слову «враг»
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
2. Серый лист
Определение понятий «война»
Мировая -
Гражданская -
Отечественная -
Великая -
3. Красный лист
Тема урока: __________________________________________
- Сформировать представление о ______________________________________________
- Узнать, какие сражения _____________________________________________________
- Применять в жизни полученные знания _______________________________________
4. Зелёный лист
Значимые сражения Великой Отечественной войны
Дата
Название сражения
Итоги сражения (битвы)
5. Розовый лист