Автор: Родионова Оксана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Солнечный круг", детский сад 72
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: проект
Тема: "В гости к бабушке в деревню"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект
«В ГОСТИ К БАБУШКЕ В
ДЕРЕВНЮ»
Совместная деятельность в группе раннего возраста
детского сада № 72, МАДОУ «Солнечный круг»
(Возраст детей 2-3 года)
ВОСПИТАТЕЛИ: Родионова О. Г.
Нижний Тагил
2021
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими
сферами
бытия:
миром
людей,
природы,
предметным
миром.
Мир
открывается
ребенку
через
опыт
его
личных
ощущений,
действий,
переживаний. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы,
который ломать уже не будет, а будет только беречь. Так воспитываются
навыки
экологической
культуры.
Использование
эко-игрушки
будет
оригинальным и удивительным подарком детям, они будут с удовольствием
ухаживать и наблюдать, как растет "прическа" у «травянчика».
Актуальность проекта:
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в
дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к
труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Знакомство с природой начинается с первых лет жизни ребенка. Мир
живой природы для ребенка полон неразгаданных тайн и чудес. Городские
дети меньше соприкасаются с природой. А, чем больше ребенок увидит,
услышит, тем быстрее у малыша развивается интерес к окружающему
миру природы, тем больше у него в дальнейшем возникнет вопросов и
желание что-то сделать самому.
Чтобы
развивать
детскую
любознательность,
интерес
к
познавательной
деятельности,
привить
первые
навыки
активности,
самостоятельности
мышления,
можно
осуществлять,
выращивая
в
помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого
огород на окне. Основное средство познания природы – наблюдение. Именно
в огороде на окне дети сосредотачивают свое внимание на небольшом
количестве растений, что обеспечивает более глубокое познание. Маленькие
дети любят действовать. Вместе с героями сказки «Репка» дети знакомятся с
условиями
роста
овощных
культур,
воспитанник
учится
ухаживать;
развиваются такие качества, как ответственность, целеустремленность,
трудолюбие; воспитывается бережное отношение к миру живой природы,
умение видеть результаты своего труда; приобретаются новые знания и
умения, необходимые для жизни. Ребёнок, прошедший такую школу
«зелёного»
воспитания,
сможет
самостоятельно
увидеть
красоту
окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому
что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных
друзей, умеет их беречь и радоваться им.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: по доминирующей деятельности: познавательно -
практический.
Продолжительность: среднесрочный – 1 месяц
Сроки проведения: апрель, 2021 год
Участники: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 2 – 3 года
Форма проведения: подгрупповая.
Основные этапы реализации проекта:
1 целеполагание - выбор актуальной задачи проекта
2 разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
3 выполнение проекта – практическая часть
4 закрытие проекта - подведение итогов.
Цель проекта:
Развивать элементарные представления по выращиванию овощных культур и
растений, создание в группе мини — огорода на подоконнике. Воспитывать
бережное и заботливое отношение к растениям, элементарные трудовые
навыки в процессе посадки и ухода за растениями
Целевые ориентиры:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
Ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия.
Ребенок стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении;
Ребенок владеет активной речью, понимает речь взрослых; стремится к
общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
Ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку
Задачи для детей:
Образовательные:
Расширять кругозор детей через знакомство с разнообразием овощных
культур и растений; познакомить с семенами салата, укропа, гороха, овса, с
алгоритмом посадки семян и ухода за растениями.
Развивающие:
Развивать элементарные навыки посадки семян, лука, чеснока, гороха;
интерес, любознательность в процессе наблюдения за изменениями, которые
происходят у прорастающих семян и эко-игрушках «травянчиках».
Активизировать и пополнить словарный запас по теме.
Развивать творческие способности детей, интерес через создание природных
объектов посредством художественной деятельности (рисование, лепка)
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, трудовые
навыки в процессе ухода за растениями.
Работа с родителями:
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями. Привлечь родителей к организации и реализации проекта для
приобретения необходимых атрибутов и материалов для оформления
«Огорода на окне».
Реализация проекта.
Организуя
работу по реализации проекта,
использовала
различные
технологии и формы работы :
Использование
ИКТ
- позволяют
сделать совместную деятельность
эмоционально окрашенной, привлекательной; вызывают у ребенка живой
интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным
материалом, что способствует хорошей результативности.
Игровые технологии:
дидактические игры, сюжетные игры - развивают двигательную сферу
ребенка, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
Здоровье сберегающие технологии
:
Игры-стихи с движениями - для создания положительного эмоционального
настроя.
Развивать
слуховое внимание, координацию
движений,
тренируются внимание и память, умение двигаться под текст в соответствии
с образом, развивая тем самым свои творческие способности.
Метод наблюдений за ростом растений
Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением
Использование иллюстраций, слайд презентаций
Чтение стихов, сказок, отгадывание загадок
Практическая
деятельность
(труд
в
природе,
рисование,
лепка).
Обогащение и стимулирование детского творчества через разные виды
деятельности: рисование, лепка.
Реализация проекта.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Познакомить с овощами и растениями.
- Дать представление о величине, форме, цвете семян (салат, укроп, горох,
овес).
- Познакомить с алгоритмом посадки лука, чеснока, семян.
Наблюдение
наблюдения за ростом растений и семян
наблюдение за выращиванием эко – игрушек (колобок, мишка, лошадка)
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Что растет на огороде?»,
«Вершки-корешки»,
«На что похожи овощи?»,
«Какого цвета овощи?»
«Варим борщ»
Сюжетные игры:
обыгрывание сказки «Репка»
Игра-ситуация
«В гости к бабушке и дедушке»
Подвижные игры
«Огородники»
«Огород у нас в порядке»
«Вершки и корешки»
«Мы лопатки взяли, грядки раскопали»
Чтение сказок, стихов
Чтение сказки Краденое солнце Корнея Чуковского.
- В. Коркина «Что растёт у нас на грядке?»
- Русская народная сказка «Репка»
- С. В. Михалков «Овощи»
- стихотворение: А. Максакова «Посадила в огороде»
- загадки
Коммуникативная деятельность:
- Рассматривание слайдов «Овощи на грядке», беседа.
- Беседы: Беседы по прочитанным стихам, сказкам: В. Коркина «Что растёт
у нас на грядке?»; Русская народная сказка «Репка»; С. В. Михалков
«Овощи»; стихотворение: А. Максакова «Посадила в огороде»
Беседа с детьми «Что такое огород»
Продуктивно-творческая деятельность:
Рисование:
Рисование «Посадили мы лучок»
Лепка: «Морковка для зайчика»
Трудовая деятельность (труд в природе):
- Посадка семян, выращивание рассады.
- Полив и уход за растениями на «огороде».
Совместная деятельность детей и родителей.
- приготовление оборудования и материалов для оформления «Огород на
окне», раскраски овощи
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА:
-
Оборудование
и
материалы
для
оформления
«Огорода
на
подоконнике»: поддон, картинки: герои сказки репка,
сувенир гнездо
курочка с цыплятами, искусственные цветы, - контейнеры для посадки
растений, лук, чеснок, пакетики с семенами гороха, укроп, овса, почва для
посадки,
палочки,
лопатки.
Изготовили
экологические
игрушки
–
травянчики: медвежонок, колобок, лошадка.
- для художественного творчества ;
Банки, кисточки, ватные палочки, гуашь, цветные мелки, пластилин, доски,
раскраски
- для игровой деятельности:
Карточки с изображением овощей; картинки для знакомства детей с
алгоритмом посадки семян; с алгоритмом ухода за растениями.
Продукт проектной деятельности:
Фотоотчет «Все мы славно потрудились, огород мы посадили»
Получение рассады для посадки на территории детского сада.
Ожидаемые результаты у детей:
Знают :
- и называет растения и овощи, рассматривая иллюстрации
- и узнают
семена салата, укропа, гороха, овса, называет их форму,
величину, цвет
- и называют процесс посадки семян и ухода за растениями
Умеют (с помощью воспитателя):
- сажать лук, чеснок, горох
- ухаживать за семенами, растениями (поливают, опрыскивают), бережно
относятся в процессе выращивания культур
С интересом наблюдают за ростом «травянчиков», овощных культур,
растений, замечают изменения, используют в речи слова: семена, росток,
вода, земля; травянчик.
Ожидаемые результаты для родителей:
Активное участие родителей
в познавательном
развитии ребенка
в
процессе создания «Огород на окне»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛЫ
ПРОЕКТА
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЕКТНОЙ
ЗАДАЧИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательна
я;
коммуникатив
ная
деятельность
•Рассматривание
иллюстраций
с
изображением
различных растений
• Рассматривание
различных семян.
•Знакомство детей с
алгоритмом посадки
семян; с алгоритмом
по уходу за
растениями
•Беседы с детьми
«Что такое огород»
Расширять представления у детей о
разнообразии овощей и растений, их
внешнем виде. Дать представление о
величине, форме, цвете семян (салат,
укроп, горох, овес). Познакомить с
алгоритмом посадки лука, чеснока,
семян.
Уточнить представление о
многообразии овощей, развивать
представления о месте их
произрастания, способах роста (на
земле, в земле)
Труд
•Посадка семян,
выращивание
рассады.
•Полив и уход за
растениями на
«огороде».
Приобщение детей к трудовой
деятельности, познакомить с
процессом посадки лука, чеснока,
семян, развивать элементарные
навыки посадки семян и ухода за
растениями.
Познавательно
-
исследовательс
кая
деятельность
Наблюдения,
беседы
•Наблюдение за
ростом семян,
растений;
•Наблюдение за
выращиванием эко-
игрушки
•ведение дневника
наблюдений
(воспитатель)
Развивать
умение
в
процессе
наблюдения
за
ростом
растений
замечать
изменения,
которые
происходят
у
прорастающих
растениях. Делать записи в дневнике
наблюдений (воспитатель)
Игровая,
коммуникатив
ная
деятельность
•Дидактические
игры: «Что растет
на
огороде?»,
«Вершки-корешки,
«На
что
похожи
овощи?»,
«Какого
цвета овощи?»
«Варим борщ»
Сюжетные
игры:
обыгрывание сказки
Продолжать развивать
представления у детей о
разнообразии культурных растений,
их внешнем виде; называть форму,
цвет; развивать умение употреблять
предлоги «в» и «на»; познакомить с
понятием борщ. Вовлекать в игровую
ситуацию, развивать представление
об овощах, мышление,
активизировать речь. Привлекать к
«Репка»
Игра-ситуация
«В
гости к бабушке и
дедушке»
двигательной импровизации,
воспитывать чувство взаимопомощи.
Восприятие
сказок, стихов
(чтение,
беседа)
•
Чтение сказки
Краденое
солнце
Корнея Чуковского.
•
В.
Коркина
«Что растёт у нас на
грядке?»
•
Русская
народная
сказка
«Репка»
•
С.
В.
Михалков «Овощи»
• стихотворение: А.
Максакова
«Посадила
в
огороде»
Развивать элементарные
представления об объектах
окружающего мира через восприятие
сказок, стихов, активизировать
словарный запас, развивать умение
отвечать на простые вопросы по
содержанию.
Художественн
о-эстетическая
деятельность
(рисование)
Художественн
о-эстетическая
деятельность
(лепка)
Рисование
«Посадили
мы
лучок»
Лепка
«Морковка
для зайчика»
Раскрашивание
силуэтов овощей.
Познакомить
детей
рисовать
нетрадиционным
способом
рисования – ладошкой. Создавать
радостные
впечатления
от
проделанной работы.
Развивать умение у детей
раскатывать из пластилина колбаски;
соединять пластилиновые детали
путём придавливания, познакомить с
новым цветом (оранжевый), умение
подбирать цвета в соответствии с
окрасом овоща, развивать мелкую
моторику рук;
Развивать мелкую моторику рук;
совершенствовать умение подбирать
цвета
в
соответствии
с
окрасом
овоща.
Двигательная
деятельность
Подвижные игры
«Огородники»
«Огород у нас в
порядке»
«Вершки и
корешки»
«Мы лопатки взяли,
грядки раскопали»
Повышение эмоционального настроя,
развивать умение согласовывать
движение с речью, закреплять знания
о способе произрастания овощей,
развивать внимание, зрительное и
слуховое восприятие, память.
Используемая литература:
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая
группа раннего возраста (2-3 года). — М.: Мозаика - Синтез, 2016
2. ФГОС. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 - 3 года.
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
4. Интернет ресурсы