Напоминание

Успешный старт для первоклассников


Авторы: Шубина Надежда Григорьевна, Надежда Григорьевна Шубина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "ОЦ №8 Майкопского района", Республика Адыгея
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Цветочный, 13
Наименование материала: учебная программа
Тема: Успешный старт для первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Ребенок идет в первый класс. Он вступает в совершенно «новый мир». Изменяется вся жизнь ребенка: она

подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». Весь

уклад жизни ребенка меняется радикально. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит

перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации

интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или

удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Практика последних лет показывает, что многие первоклассники испытывают трудности в адаптации к школьному

обучению. Дети не всегда способны принять темп школьной жизни, контролировать и управлять своими эмоциями,

поведением, приемлемыми способами выражать свои чувства, конструктивно решать возникающие на жизненном пути

проблемы, конфликтные ситуации. У них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие

часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое,

процесс запоминания продолжителен во времени, преобладает наглядно-действенное мышление, репродуктивное

воображение.

В результате у детей появляются признаки «школьного невроза»: страхи, тревога, обиды, гнев, что вызывает

агрессивные реакции на ситуацию, замыкание в себе, избегание контактов. Организм ребенка испытывает колоссальные

перегрузки, страдает психологическое и психофизическое здоровье учащихся, нарушается их личностное развитие.

Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному

выражению негативных эмоций, возникшего чувства протеста, раздражения, несогласия, злости, заботиться о создании

условий для сохранения и укрепления здоровья и благополучия каждого ребенка, первый раз переступившего порог

школы.

Программа «Успешный старт» - это программа психологического сопровождения первоклассников

в период

адаптации к школе, направленная на снятие дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, развитие и

коррекцию школьно-значимых функций и процессов.

Цель программы: психолого-педагогическая поддержка учащихся первых классов в период адаптации к новой

социальной ситуации развития.

Психологическую поддержку детей на этапе адаптации к школе педагог-психолог осуществляет во взаимодействии с

педагогами первых классов и родителями первоклассников.

Задачи в работе с детьми:

1. Обучать приемам и навыкам психоэмоциональной саморегуляции.

2. Формировать устойчивую адекватно-положительную самооценку.

3. Содействовать повышению уверенности в себе, веры в успех.

4.

Развивать позитивное учебное сотрудничество.

5. Осуществлять индивидуальную коррекцию нарушений первоклассников, испытывающих особые трудности в

адаптации.

6. Диагностировать особенности адаптации первоклассника к школе

7. Развивать познавательные способности первоклассников.

Задачи в работе с педагогами:

1. Мотивировать на оказание психологической поддержки первоклассникам на этапе адаптации к школе.

2. Повышать психологическую компетентность учителей начальных классов, их психологическую культуру.

3. Побуждать к использованию в работе современных достижений психологической науки и практики.

Задачи в работе с родителями:

1. Повышать готовность родителей к оказанию психологической поддержки своему ребенку.

2. Развивать психологической культуры родителей.

3. Содействовать обеспечению ситуации полноценного развития и эмоционального комфорта ребенка в семье.

Задачи по созданию развивающей среды:

1. Разработать практические рекомендации для всех участников образовательного процесса по обеспечению

благоприятных психологических условий адаптации первоклассников.

2. Содействовать развитию сотрудничества и согласованности действий всех субъектов, участвующих в развитии

адаптивных возможностей первоклассников, оптимизация взаимоотношений между ними.

3. Содействовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе школы и в семье.

Программа помогает первоклассникам быстрее и легче адаптироваться к новой школьной жизни, стать успешнее в

учении и общении со сверстниками и взрослыми, вселяет им уверенность в себя, учит их приемлемыми способами

решать возникшие психологические проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхом, гневом, обидой,

развивает способность к эмпатии, толерантное отношение к окружающим, учит их жить в мире с собой и другими. Это

позволяет детям чувствовать себя более комфортно в школе, стабилизирует их психоэмоциональное состояние, помогает

сохранению и укреплению психологического и психического здоровья.

Содержание программы

Работа с детьми включает:

o

диагностику особенностей адаптации,

o

наблюдение за детьми в учебной среде,

o

групповые занятия по программе «Мы – первоклассники!»,

o

индивидуальные занятия педагога-психолога с первоклассниками.

Работа с педагогами включает:

o

помощь в подборе диагностических методик,

o

консультации по грамотному использованию диагностик для получения необходимой информации об учащихся и

их родителях,

o

выявление детей «группы риска» с трудностями адаптации,

o

составление банка данных детей, требующих индивидуальной помощи,

o

проведение семинаров-практикумов,

o

стендовую просветительскую информацию,

o

консультации по запросам педагогов,

o

обучение и психопрофилактическим и развивающим приемам, разминкам и релаксациям,

o

разработку памяток и рекомендаций для родителей.

Работа с родителями включает:

o

стендовую просветительскую информацию,

o

анкетирование для получения информации о ребенке и его семье,

o

групповые консультации родителей на родительских собраниях,

o

индивидуальное консультирование по запросу родителей,

o

знакомство с рекомендациями консилиума.

Работа по созданию развивающей среды включает:

o

подготовку и проведение консилиумов,

o

участие в разработке и экспертизе образовательных программ.

Программа рассчитана на первоклассников 6,5 -7 лет. Включает 16 занятий. Работа проводится в форме групповых

адаптационных занятий в начале учебного года во внеурочное время 2 раза в неделю по 30-40 минут. В группу не

рекомендуется набирать больше 10 человек, при необходимости работы с классом его лучше разделить на подгруппы.

Предлагаемый курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в

исполнении устанавливаемого распорядка, способствует развитию у детей рефлексии, формированию объективной

самооценки, снижает школьную тревожность.

Занятия создают условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования положительного

микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, оказывают помощь в установлении

межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу,

способствуют улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам

школьной жизни, а взрослым помогают лучше узнать личностные особенности ребят.

Занятия всегда проводятся с эмоционально положительным настроем, в доступной и интересной для детей форме. На

занятиях широко используются игровые и творческие задания, психогимнастики, релаксации, техники и приемы

саморегуляции эмоциональных состояний, дыхательная гимнастика, рисование различных эмоций, настроений,

рисование и раскрашивание иллюстраций на заданную тему. Музыкальное сопровождение занятий должно

соответствовать их содержанию и нести смысловую нагрузку, подбираться с учетом возрастных особенностей детей и

иметь воспитательный характер. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение

результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости

каждого ребенка.

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения

проходят консультации с учителем, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей младшего

школьного возраста.

Структура занятий:

o

приветствие – создание положительного эмоционального настроя, атмосферы группового принятия и доверия;

o

разминка – настрой на продуктивную деятельность и взаимодействие с другими, снятие инертности или напротив

расторможенности активизация внимания и интереса к занятию;

o

основное содержание занятий – выполнение упражнений и игр по теме;

o

рефлексия – осознание изменений внутреннего состояния;

o

прощание – подведение итогов занятия, настрой на новую встречу.

Предварительный этап включает подготовку и проведение диагностик, обработку данных, комплектацию группы,

собеседование с родителями. По завершению адаптационных занятий с первоклассниками педагог-психолог проводит

психодиагностическое исследование детей, целью которого является выяснение степени эффективности проведенных

им занятий.

Содержание занятий

Занятие 1. Давайте познакомимся!

Ритуал начала занятия: «Солнышко». Знакомство. Упражнения: «Снежный ком», “Вальс цветов”. Оформление

«Визитки». Основное упражнение «Варежки». Установление правил. Итоговый круг «Новое и важное для меня». Ритуал

окончания занятия: «Скажите доброе словечко».

Занятие 2. Доброе слово.

Ритуал: «Солнышко». Игра “Комплименты”. Разминка «Струночка». Основное упражнение «Перечисли правила». Игра

«Рука», Игра «Дотронься до...». Подведение итогов. Круг завершения: «Радость». Ритуал: «Скажите доброе словечко».

Занятие 3. Мои школьные трудности.

Ритуал начала занятия: «Солнышко». Игра “Чем мы похожи”. Разминка. Игра «Броуновское движение». Основное

содержание. Рисунок «Мои школьные трудности» Ритуал окончания занятия: «Скажите доброе словечко».

Занятие 4. Надо ли бояться?

Ритуал: «Солнышко». Разминка. Расскажи стихи руками: “Снегопад”. Игра «Изобрази предмет». Основное упражнение

«Сказка о тетушке Тревоге». Круг завершения: «Радость». Ритуал: «Скажите доброе словечко».

Занятие 5. Как победить тетушку Тревогу.

Ритуал: «Солнышко». Разминка «Звезда». Игра «Иностранец в школе». Основное содержание. Сочинение сказок.

Упражнение «Насос и мяч». Игра «Школа Кенгуру». Разыгрывание ситуаций. Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и

важное для меня». Ритуал: «Скажите доброе словечко».

Занятие 6. Мне нравится школа!

Ритуал начала занятия: «Солнышко». Разминка «Силач». Основное содержание. Игра «Что лежит в портфеле?» Игра

«Школа для животных». Упражнение «Волшебный ковер». Рефлексия. «Новое и важное для меня». Ритуал окончания

занятия: «Скажите доброе словечко».

Занятие 7. Урок и перемена.

Ритуал: «Солнышко». Упражнение «Урок и перемена» Разминка «Травинка на ветру». Основная игра «Школа для

людей», Рисование на тему «Что мне нравится в школе». Подведение итогов. Круг завершения: «Радость». Ритуал

окончания: «Скажите доброе словечко».

Занятие 8. Зачем нам правила?

Ритуал: «Солнышко». Разминка «Слушай команду». «Раскачивающееся дерево». Основное содержание. На что

похожи правила? «Правила поведения в школе». Круг завершения: «Радость». Ритуал: «Скажите доброе словечко».

Занятие 9. Я – хороший ученик.

Ритуал: «Солнышко».

Разминка «Дракон».

Основная игра «Встаньте те, кто...»

Упражнение «Ладошка». Игра

“Аплодисменты”. Подведение итогов. Круг завершения: «Радость». Ритуал: «Скажите доброе словечко».

Занятие 10. Учимся сотрудничать.

Ритуал: «Солнышко». Разминка. «Огонь и лед». Игра «Вставалки» Основное задание «Аппликация». Игра “Что моя вещь

знает обо мне”. Рефлексия. Круг «Новое и важное для меня». Ритуал:«Скажите доброе словечко».

Занятие 11. Если я сержусь.

Ритуал: «Солнышко». Разминка «Обезьяна расчесывается». Упражнение «Рубка дров». Основная игра «За что меня

любит учитель». Задание «Мультфильм». Игра «Толкалки без слов». Игра «Путаница». Рефлексия. Ритуал окончания занятия

«Скажите доброе словечко».

Занятие 12. Как «держать себя в руках».

Ритуал начала занятия «Солнышко». Разминка «Сова». Игра "Передай рядом сидящему". Основное содержание.

"Хозяин дома". Упражнение «Три сказочных совета». Рисование своих чувств. Круг завершения: «Радость». Ритуал

окончания занятия «Скажите доброе словечко».

Занятие 13. «Настроение»

Ритуал начала занятия «Солнышко». Разминка «Разминаем плечи». Основное содержание. «Грустный мальчик».

Основное содержание. «Грустный мальчик». Рисование «Моё настроение». Круг завершения: «Радость».

Ритуал

окончания занятия «Скажите доброе словечко».

Занятие 14. Зачем нужно учиться.

Ритуал: «Солнышко». Разминка «Замок». Игра «Отгадай профессию». Основная беседа. Игра «Алфавит». Итоговый

круг «Новое и важное для меня». Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко».

Занятие 15. Мы – дружные ребята!

Ритуал: «Солнышко».Разминка. Игра “Улыбка”. Основная игра “Заколдованное дерево” Задание 1 «Нарисуй друга»,

Задание 2 «Письмо о настоящем друге», Задание 3“Комплименты” Задание 4 «Добрые желания» Круг завершения:

«Радость». Ритуал:«Скажите доброе словечко».

Занятие 16. У нас всё получится! Подведение итогов.

Ритуал начала занятия «Солнышко». Разминка. Упражнение «Лимончики». Основное содержание. Упражнение «Помоги

Сереже». «Скажите мне ласковые слова». «Последний круг». Круг завершения: «Радость»

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Давайте познакомимся!

1

2

Доброе слово.

1

3

Мои школьные трудности.

1

4

Надо ли бояться?

1

5

Как победить тетушку Тревогу.

1

6

Мне нравится школа!

1

7

Урок и перемена.

1

8

Зачем нам правила?

1

9

Я – хороший ученик.

1

10

Учимся сотрудничать.

1

11

Если я сержусь.

1

12

Как «держать себя в руках».

1

13

«Настроение»

1

14

Зачем нужно учиться.

1

15

Мы – дружные ребята!

1

16

У нас всё получится! Подведение итогов.

1



В раздел образования