Автор: Полетаева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 32"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: статья
Тема: "Система компелексного подхода к устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ в начальной школе"
Раздел: начальное образование
СИСТЕМА
КОМПЛЕКСНОГО
ПОДХОДА
К
УСТРАНЕНИЮ
НЕДОСТАТКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Одним из наиболее распространенных видов нарушений речи у школьников
с ограниченными возможностями здоровья является нарушение письменной
речи.
Недостаточность
в
развитии
познавательной
сферы
и
речемыслительной деятельности у детей с ОВЗ особенно ярко и вариативно
проявляются на этапе школьного обучения в первую очередь, при овладении
детьми письменной речью. В этиологии речевого недоразвития могут лежать
нарушения
внимания,
зрительного
гнозиса,
памяти
недоразвития
эмоционально-волевой сферы и связанных с нею психических функций, а
также дефекты устной речи детей. У детей с ОВЗ недоразвиты все
компоненты устной речи. Существует прямая зависимость между уровнем
речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой (это
доказали группа ведущих учёных Г.В. Чиркина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова
и другие). Анализ письменных работ учащихся позволил им выделить
группы ошибок: Замены букв( бопеда вместо победа, Тану вместо Таню);
Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов (кичат вместо
кричат,
сит
вместо
сидит);
Нарушения
употребления
лексико-
грамматических категорий:
слитное написание слов ( у сосны-усосны);
пропуск и замена предлогов (мяч упал и стола); нарушения согласования
прилагательных
и
числительных
с
существительными
(пять
столы);
смешение падежных окончаний (лечила зубу ).Ошибки в построении
предложений: пропуск главных и второстепенных членов предложения
(Саша рыбу..); отдельное написание главного и придаточного предложения.
Эти
нарушения
письма
рассматривались
учёными
(Р.Е.
Левиной,
Л.Ф.Спировой и др.) как результат недостаточной подготовленности ранних
ступеней речевого развития на последующие его ступени. Коррекционная
работа по исправлению нарушений письменной речи важна и необходима. В
нашем
образовательном
учреждении
идет
постоянный
поиск
нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с такими
детьми. Поиск этот не прост, поскольку необходимо найти варианты
комфортного обучения детей, требующих большого количества различных
занятий. Опыт привел нас к созданию системы комплексного подхода к
коррекции устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с
ОВЗ в начальной школе, основными звеньями которой являются построение
коррекционно-дидактической среды, гибкое сочетание традиционных и
нетрадиционных
методов
психолого-педагогического
воздействия,
преемственности в работе всех участников коррекционного процесса, а так
же тесное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда с
родителями.
Эта система включает в себя этапы:
I этап – аналитико- диагностирующий, в ходе которого каждый специалист
оформляет заключение о состоянии здоровья ребенка. Затем на медико-
педагогическом консилиуме обсуждаются результаты обследования каждого
ребенка и разрабатывается план работы всех специалистов образовательного
учреждения. В дальнейшем определяются направления коррекционной
работы по устранению нарушений письма. Осуществляется подбор
практического материала по направлениям коррекционной работы всеми
специалистами образовательного учреждения. Идет внедрение подобранного
материала в коррекционно - педагогическую деятельность.
II
этап
–
коррекционно-развивающий,
предполагающий
активное
функционирование всех подразделений образовательного учреждения в
целях развития механизмов вовлечения в процесс продуктивного общения
ребенка с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на
основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на
принципах
научности,
системности,
учета
дефекта,
компенсаторных
возможностей каждого ребенка. Правильно организованная деятельность
направленная на интеллектуальную, речевую, коррекционную деятельность
учащихся с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов, учителя-логопеда,
психолога, и родителей на основе хорошо придуманной и налаженной сети
интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает
осуществить оптимальный выбор методов адекватных структуре дефекта,
возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность
результатов. Так же были включены в работу необходимые направления
деятельности для устранения всех видов нарушения письма.
1.
Коррекция слухового восприятия и представления.
2.
Коррекция мыслительных операций (анализа, синтеза)
3.
Формирование правильной и четкой артикуляции.
4.
Коррекция речевых навыков.
5.
Коррекция зрительного восприятия и представлений.
6.
Коррекция мелкой моторики, пальцевого праксиса.
Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают
своевременное устранение недостатков письменной речи у детей с ОВЗ. Для
положительного
эффекта
коррекционной
деятельности
специалистами
образовательного учреждения были соблюдены следующие принципы:
1.
Обеспечение положительного эмоционального настроя.
2.
Сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.
3.
Строгая целенаправленность занятий.
4.
Обязательное достижение в процессе занятий убедительных для
ребенка успехов.
5.
Правильный подбор речевого материала.
6.
Систематичность работы.
7.
Последовательность в преодолении ошибок.
Внедрение в работу образовательного учреждения системы комплексного
подхода к устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ
в начальной школе наиболее успешна при раннем ее начале. Основа
профилактической
работы
заключается
в
раннем
выявлении
предрасположенности
к
нарушению
и
проведении
комплекса
предупредительных мер.
Список литературы:
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе. – М., 2002
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми,
имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1996
3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для
учителей / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994
4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. - М., 1991
5.Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических
ошибок у детей с недоразвитием речи //Вестник МГУ. Серия 14. 1980. № 3
6.Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с
недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных
классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965
7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое
пособие. - СПб., 1997
8.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и
коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-
методическое пособие. - СПб., 1997
9.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975
10.Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская
педагогика. 1952. № 6
11.Парамонова Л.Г. Устранение предпосылок аграмматической дисграфии //
Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак.
пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М.,2003. Кн. IV: Нарушения
письменной речи: Дислексия. Дисграфия
12.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников. – М., 1995
13.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -
Ярославль, 1995
14.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//
Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.,
1969 - 190 - 212 с