Напоминание

"Система компелексного подхода к устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ в начальной школе"


Автор: Полетаева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования № 32"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: статья
Тема: "Система компелексного подхода к устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




СИСТЕМА

КОМПЛЕКСНОГО

ПОДХОДА

К

УСТРАНЕНИЮ

НЕДОСТАТКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Одним из наиболее распространенных видов нарушений речи у школьников

с ограниченными возможностями здоровья является нарушение письменной

речи.

Недостаточность

в

развитии

познавательной

сферы

и

речемыслительной деятельности у детей с ОВЗ особенно ярко и вариативно

проявляются на этапе школьного обучения в первую очередь, при овладении

детьми письменной речью. В этиологии речевого недоразвития могут лежать

нарушения

внимания,

зрительного

гнозиса,

памяти

недоразвития

эмоционально-волевой сферы и связанных с нею психических функций, а

также дефекты устной речи детей. У детей с ОВЗ недоразвиты все

компоненты устной речи. Существует прямая зависимость между уровнем

речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой (это

доказали группа ведущих учёных Г.В. Чиркина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова

и другие). Анализ письменных работ учащихся позволил им выделить

группы ошибок: Замены букв( бопеда вместо победа, Тану вместо Таню);

Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов (кичат вместо

кричат,

сит

вместо

сидит);

Нарушения

употребления

лексико-

грамматических категорий:

слитное написание слов ( у сосны-усосны);

пропуск и замена предлогов (мяч упал и стола); нарушения согласования

прилагательных

и

числительных

с

существительными

(пять

столы);

смешение падежных окончаний (лечила зубу ).Ошибки в построении

предложений: пропуск главных и второстепенных членов предложения

(Саша рыбу..); отдельное написание главного и придаточного предложения.

Эти

нарушения

письма

рассматривались

учёными

(Р.Е.

Левиной,

Л.Ф.Спировой и др.) как результат недостаточной подготовленности ранних

ступеней речевого развития на последующие его ступени. Коррекционная

работа по исправлению нарушений письменной речи важна и необходима. В

нашем

образовательном

учреждении

идет

постоянный

поиск

нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с такими

детьми. Поиск этот не прост, поскольку необходимо найти варианты

комфортного обучения детей, требующих большого количества различных

занятий. Опыт привел нас к созданию системы комплексного подхода к

коррекции устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с

ОВЗ в начальной школе, основными звеньями которой являются построение

коррекционно-дидактической среды, гибкое сочетание традиционных и

нетрадиционных

методов

психолого-педагогического

воздействия,

преемственности в работе всех участников коррекционного процесса, а так

же тесное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда с

родителями.

Эта система включает в себя этапы:

I этап – аналитико- диагностирующий, в ходе которого каждый специалист

оформляет заключение о состоянии здоровья ребенка. Затем на медико-

педагогическом консилиуме обсуждаются результаты обследования каждого

ребенка и разрабатывается план работы всех специалистов образовательного

учреждения. В дальнейшем определяются направления коррекционной

работы по устранению нарушений письма. Осуществляется подбор

практического материала по направлениям коррекционной работы всеми

специалистами образовательного учреждения. Идет внедрение подобранного

материала в коррекционно - педагогическую деятельность.

II

этап

коррекционно-развивающий,

предполагающий

активное

функционирование всех подразделений образовательного учреждения в

целях развития механизмов вовлечения в процесс продуктивного общения

ребенка с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на

основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на

принципах

научности,

системности,

учета

дефекта,

компенсаторных

возможностей каждого ребенка. Правильно организованная деятельность

направленная на интеллектуальную, речевую, коррекционную деятельность

учащихся с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов, учителя-логопеда,

психолога, и родителей на основе хорошо придуманной и налаженной сети

интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает

осуществить оптимальный выбор методов адекватных структуре дефекта,

возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность

результатов. Так же были включены в работу необходимые направления

деятельности для устранения всех видов нарушения письма.

1.

Коррекция слухового восприятия и представления.

2.

Коррекция мыслительных операций (анализа, синтеза)

3.

Формирование правильной и четкой артикуляции.

4.

Коррекция речевых навыков.

5.

Коррекция зрительного восприятия и представлений.

6.

Коррекция мелкой моторики, пальцевого праксиса.

Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают

своевременное устранение недостатков письменной речи у детей с ОВЗ. Для

положительного

эффекта

коррекционной

деятельности

специалистами

образовательного учреждения были соблюдены следующие принципы:

1.

Обеспечение положительного эмоционального настроя.

2.

Сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.

3.

Строгая целенаправленность занятий.

4.

Обязательное достижение в процессе занятий убедительных для

ребенка успехов.

5.

Правильный подбор речевого материала.

6.

Систематичность работы.

7.

Последовательность в преодолении ошибок.

Внедрение в работу образовательного учреждения системы комплексного

подхода к устранению недостатков письменной речи у учащихся детей с ОВЗ

в начальной школе наиболее успешна при раннем ее начале. Основа

профилактической

работы

заключается

в

раннем

выявлении

предрасположенности

к

нарушению

и

проведении

комплекса

предупредительных мер.

Список литературы:

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной

(коррекционной) школе. – М., 2002

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми,

имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1996

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для

учителей / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994

4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. - М., 1991

5.Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических

ошибок у детей с недоразвитием речи //Вестник МГУ. Серия 14. 1980. № 3

6.Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с

недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных

классов массовой школы /Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965

7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое

пособие. - СПб., 1997

8.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и

коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-

методическое пособие. - СПб., 1997

9.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975

10.Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме //Советская

педагогика. 1952. № 6

11.Парамонова Л.Г. Устранение предпосылок аграмматической дисграфии //

Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак.

пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М.,2003. Кн. IV: Нарушения

письменной речи: Дислексия. Дисграфия

12.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников. – М., 1995

13.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -

Ярославль, 1995

14.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//

Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.,

1969 - 190 - 212 с



В раздел образования