Автор: Татьяна Викторовна Калинина
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБСУСОН "Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дербетовка, улица Красная, дом 39
Наименование материала: Проект "Все профессии важны!" по ознакомлению детей с трудом взрослых, их профессиями второй год обучения
Тема: Трудовое воспитание
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное с учреждение социального обслуживания
населения «Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых
детей»
Принята на заседании
педагогического совета
ГБСУСОН «Дербетовский
детский дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Протокол №___от _____2020 г.
«Утверждаю»
Директор ГБСУСОН
«Дербетовский детский
дом-интернат для
умственно отсталых детей»
Н.В. Студеникина____________
«___» _____________ 2020 год
Проект «Все профессии важны!»
по ознакомлению детей с трудом взрослых, их профессиями
(второй год )
Составитель:
Калинина Т.В.,
инструктор по труду
с. Дербетовка,
2020-2021 год
Актуальность проекта
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых
требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом
конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение –
удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения
вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса
(мытья
посуды,
шитья
шапочки,
приготовления
котлет
и
т.п.).
Ознакомление
с
трудовой
деятельностью
взрослых
имеет
решающее
значение для формирования у ребенка первоначальных преставлений о роли
труда
и
значимости
профессий
в
жизни
общества.
Знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной
работе.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными
профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как
целостный органический процесс. Социализация ребенка проводится в
большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для
детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых
строится
на
игровой
основе.
Вся работа, осуществляемая по ознакомлению детей с профессиями, должна
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников. Интеграционный подход дает возможность развивать в
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности
ребенка.
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода
позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной
цели – ознакомление с той или иной профессией.
Вид проекта: информационный, групповой, совместный, долгосрочный
Цель проекта: расширение представления о профессиях взрослых.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с разными профессиями;
- Обогащать познавательные знания (знакомство с инструментами,
предметами, техническими средствами труда); обобщить знания
о профессиях; показать значимость профессии дворника, воспитывать
уважительное отношение к человеку труда.
Формы и методы работы с воспитанниками:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы руководителя проекта, воспитателей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Участники проекта: воспитанники, инструктор по труду, сотрудники
детского дома, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап: сбор информации, материала для реализации
идеи проекта.
II. Основной этап: выполнение намеченных целей.
Алгоритм ознакомления с профессией
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
III. Подведение итогов:
1. Картотека игр на тему «Профессии»;
2. Презентация проекта на педагогическом совете.
3. Отчет-анализ о реализации проекта.
Основные направления проекта:
1. Организация непосредственной образовательной деятельности;
2. Оснащение предметно-развивающей среды;
3. Работа с сотрудниками.
Ожидаемый результат:
- расширить у детей знания и представления о профессиях (значимость их
труда; гордость и уважение к труду людей, обеспечивающих уход и быт
воспитанников);
- поручить детям посильные трудовые обязанности в детском доме, нести
ответственность за их выполнение;
- обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления
Человеком.
Предполагаемые результаты.
Познакомившись с профессиями, дети научатся правильно пользоваться
рабочим инвентарем и оборудованием, облегчающим труд людей.
Дети должны знать:
- Название и назначение разных профессий;
- Понимание значения слова «профессия» - это дело, работа, основной род
занятий;
- Атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных
профессий.
Дети должны уметь:
- Понимать значение труда людей разных профессий;
- Ценить результаты труда людей разных профессий;
- Использовать активный словарь по теме;
- Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе
имеющихся знаний.
Приложение № 1
Диагностическая карта обследования познавательных интересов
у детей с интеллектуальными нарушениями
Проект «Все профессии важны!»
Дата
№ п/п
Фамилия, имя
ребенка
Знает о
профессиях
взрослых
Знает орудия
труда ,
необходимые
для работы
Знает о
спецодежде
определенной
профессии
Понимает, о
важности
любой
профессии
Итоговое
количество
баллов
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
1
2
3
4
5
6
7
8
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить,
не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Приложение № 2
Список детей и воспитателей, участвующих в реализации проекта
Группа № 9
Волошина Ева Воспитатель: Шиндина И.В.
Маточенко Ева
Группа № 7
Синчук Елена Воспитатель: Лазева А.А.
Аврамчик Дарья
Группа № 8
Федоров Павел Воспитатель: Мищенко А.А.
Купов Арсен
Группа № 11
Задонский Сергей Воспитатель: Голубенко Т.В.
Федоренко Егор
План мероприятий по проекту
Срок
проведения
Мероприятия
Сентябрь
1.Проведение опроса детей на тему «Профессии».
2.Просмотр презентации «Все профессии нужны, все профессии
важны».
Октябрь
1.Экскурсии на пищеблок. Знакомство с трудом повара.
2. Сюжетно-ролевая игра «Столовая».
3. Работа с раскрасками по теме.
Ноябрь
1. Знакомство с трудом водителя.
2. Беседа «Виды транспорта».
3
.
Работа с раскрасками по теме.
Задачи
Формировать представления о профессиях сотрудников детского
дома, (повар, водитель) о трудовых процессах, выполняемых
ими; о орудиях труда; о разнообразии транспортных средств,
которыми управляет водитель; развивать познавательный
интерес детей к труду взрослых; воспитывать уважительное
отношение к труду взрослых; уточнить и обобщить
представления детей о профессиях.
Декабрь
1. Экскурсия в «Физиокабинет». Знакомство с работой
медицинской сестры физиотерапевтического кабинета.
2. Знакомство с оборудованием.
Январь
1. Экскурсия в «Процедурный кабинет». Знакомство с трудом
дежурной медсестры.
2. Пополнение библиотеки новыми книгами по теме проекта.
Февраль
1. Работа с раскрасками по теме проекта.
2. Чтение художественной литературы.
Задачи
- Воспитывать интерес к различным профессиям.
Расширять представления о профессии медицинской сестры.
Дать детям конкретные представления, какую работу она
выполняет, что необходимо ей для работы. Воспитывать
уважение к труду взрослых, результатам их труда.
Март
1. Создание картотеки дидактических игр по теме проекта.
2. Изготовление сборника загадок о людях разных профессий.
Апрель
1. Квест - игра «Волшебный мир профессий».
2
.
Оформление фотоальбома «Профессии нашего детского дома».
Май
1. Викторина «Мир профессий».
2.
Выставка рисунков «Мир профессий глазами детей».
Задачи
- Продолжать прививать интерес к профессиям.
Расширять представления о профессии. Дать детям конкретные
представления, какую работу он выполняет, какой инвентарь
необходим ему для работы. Воспитывать уважение к труду
взрослых, результатам их труда.
Практические выходы:
1. Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки) по
теме.
2. Работы с раскрасками по теме «Профессии».
3. Фотоальбом «Профессии детского дома».
4. Викторина «Мир профессий».
5. Конспекты бесед о профессиях детского дома.
6. Квест-игра «Волшебный мир профессий».
7. Презентация о реализации проекта «Все профессии нужны!».
8. Аналитический отчет по реализации проекта.
Инструктор по труду: _____________ Калинина Т.В.
Заведующий ОППП: _____________ Бондарева Н.А.