Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторы: Славская Дарья Андреева, Соина Валентина Мехрединовна
Должность: старший преподаватель, кафедры общей педагогики и образовательных технологий
Учебное заведение: Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Ставропольский край, г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование





Назад




Славская Дарья Андреевна,

студентка 3 курса группы 3Н-11 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт»

Научный руководитель: Соина Валентина Мехридиновна,

старший преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Славская Д.А.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные ученики проживают и формируются в эпоху информатизации. В

рамках динамичной, скоротечной жизни им важно не только получение знаний и

использование их, но и в первую очередь умение приобретать эти знания

самостоятельно, мыслить нетрадиционно и творчески.

Проблема формирования познавательного интереса остаётся важнейшей

актуальной проблемой в современном образовании. От поиска её решения в

большей степени зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, потому

что

познавательный

интерес

является

и

важным

мотивом

познавательной

деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Кроме того, важную роль в становлении личности играет познавательный интерес,

при некоторых обстоятельствах превращается в черту личности и находит себя в

пытливости, любознательности, в постоянной и непрерывной жажде знаний.

Процедура школьного обучения – важнейшее и центральное средство

систематического влияния на обучающегося, на его мышление и на его душу,

причины поведения и его обучения, область мышления и т.д. С помощью всего этого,

в учебном процессе появляются и развиваются познавательные интересы и

потребности, образуется сфера мотивации и система познавательных ценностей.

Познавательная

деятельность

это

активное

изучение

окружающей

действительности человеком, в процессе которого ученик может получать знания,

познавать принципы, по которым существует окружающий мир, который может

воздействовать конкретно на него. Любая личность должна изучать тот мир, в

котором она существует.

Личностно-ориентированное

развивающее

образование

ставит

целью

развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

При этом особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого

субъектного

опыта

каждого

ученика,

сложившегося

в

его

реальной

жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий.

Личностно-ориентированный подход предполагает рассматривать каждого

ребенка, как целостную личность, заботясь не только о развитии его интеллекта, но и

о духовности, чувствах, особенностях его развития. Личностно-ориентированный

подход предусматривает совокупность принципов педагогического сотрудничества и

учета

индивидуальный

личностных

качеств

обучающихся.

При

этом

важным

условием для педагога является создание личностноориентированных ситуаций,

которые заставят обучающегося применить имеющиеся знания, проанализировать

ситуацию и сделать правильный выбор.

Во

внеурочной

деятельности

личностно-ориентированный

подход

обеспечивает большие возможности для развития интересов и способностей

обучающихся. Педагог не скован рамками урока и может больше времени уделить

общению и наблюдению за действиями ребенка.

Задача педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь ребенку

раскрыться и понять себя для самого себя, для окружающих его людей, для

человечества.

Системно-деятельностный

подход

раскрывает

основные

психологические

закономерности

процесса

обучения

и

воспитания,

структуру

образовательной

деятельности

учащихся

с

учетом

общих

закономерностей

онтогенетического возрастного развития обучающихся.

Деятельностный подход учитывает, что психологические способности человека

есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю

психическую деятельность путем последовательных преобразований. Основная идея

системно-деятельностного подхода заключается в том, что дети не получают знания в

готовом виде, а в результате выполнения определенной деятельности получают,

«открывают» их сами.

Компетентностный подход предусматривает формирование у обучающихся

общекультурных компетенций, социализацию, самоопределение, самоактуализацию,

развитие

индивидуальности.

Он

предусматривает

демонстрацию

учителем

компетентных поступков, создание ситуаций свободы выбора для обучающихся

заданий и роли в групповой работе, моделирование самостоятельной осознанной

деятельности, способствующей самореализации и ответственности за результат. При

этом

педагог

поощряет

проявления

самостоятельной

работы,

демонстрирует

заинтересованность в успехе каждого обучающегося, побуждает ставить трудные, но

выполнимые цели, стимулирует выражать свою точку зрения, искать разные способы

для решения задания, включаться в различные виды деятельности, создает

всевозможные формы мотивации,

обучает

правилам постановки

вопросов и

высказывания

предложений,

слушанию,

пониманию,

адекватной

самооценке,

принятию ответственности за результат, осознанию условий и критериев оценки.

Для

реализации

организационно-функционального

блока

необходимо

выполнение следующих принципов: активности, научности, самостоятельности,

гуманизации.

Принцип активности предполагает активный целенаправленный процесс,

который характеризуется высоким уровнем мотивации и осознанием потребности в

получении знаний. Такая активность появляется при организации целенаправленной

деятельности с применением методов и технологий педагогического воздействия:

проблемный, поисковый метод, квиз, метод дидактических игр, метод проектов,

квест-технология, технология исследовательской деятельности и др.

Принцип научности предусматривает установление в учебном материале

причинноследственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. К

процессу

обучения

при

этом

выдвигается

ряд

требований:

соответствие

современным достижениям науки; знакомство обучающихся с историей открытий и

изобретений в науке, с достижениями в различных областях науки.

Принцип самостоятельности подразумевает такую организацию внеурочной

деятельности, при которой обучающиеся участвуют в целеполагании, формулируют

цели и задачи своей деятельности, планирует выполнение, осознают важность

результата. Это позволяет учащимся чувствовать свою значимость, полноправность и

ответственность, стимулирует их самостоятельно принимать решения и творчески

подходить к решению задачи.

Принцип гуманизации основан на идеях сотрудничества, взаимопонимания,

принятии самоценности каждой личности, не зависимо от его успеваемости или

социального статуса.

Учитывая выше перечисленные принципы, можно выделить следующие

критерии познавательного интереса:

ментальный (проявляется в наличии у обучающегося познавательных

вопросов и эмоционального вовлечения в деятельность);

мотивационный (представляет собой мотивацию на успех и радость от

целенаправленной деятельности и ее завершенности);

эмотивно-волевой (выражается в проявлении положительных эмоций в

процессе и результате деятельности, а также в умении удерживать устойчивый

интерес на протяжении длительного времени);

оперативно-прикладной

(определяется

в

проявлении

настойчивости,

инициативности и самостоятельности в деятельности).

В завершении отметим, что внеурочные занятия, направленные на развитие

познавательных интересов младших школьников, целесообразно и необходимо

осуществлять регулярно и комплексно. При реализации представленной модели

выполнение

определенных

нами

условий

будет

способствовать

переходу

обучающихся на более высокий уровень развития познавательных интересов.

Список литературы

1.

Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности. //

Начальная школа. – 2003 – № 11

2.

Вайнер М.Э Игра и эмоциональное развитие младших школьников // Начальная школа

плюс до и после. – 2001 – № 04, – С. 12–14.

3.

Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г.

Волостникова. – М.: Педагогика, 2012 – 75 с.

4.

Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. –

2012 – № 4 – С. 15–18.

5.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Г.К.Селевко – М.: Педагогика,

2007 – 256 с.

6.

Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. – 2013 – № 8 – С. 352

7.

Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – М.: УЦ

Перспектива, 2007 – 154 с.



В раздел образования