Автор: Аглямова Ирина Илусовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Штанды
Населённый пункт: Балтачевский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Работа с детьми ОВЗ
Тема: Актуальные проблемы в работе с детьми ОВЗ
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Акрамова Анифа Акрамовича д.Штанды
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Актуальные проблемы в работе с детьми
ОВЗ
Учитель надомного обучения:
Аглямова И.И.
2021 год
«Работа с детьми ОВЗ»
В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с
врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как
никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и
обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Мы с вами, как
никто другой, ощущаем это в полной мере. После каждого заседания ПМПК
пополняется контингент нашего образовательного учреждения и в основном,
детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении на дому.
Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует
освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются
определенные нарушения в приеме, переработке и использовании
информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются
в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной
общеобразовательной школы.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь
на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять,
в этом и есть основной смысл образования.
Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта.
Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и
физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое
нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго
индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. И
наша с вами задача обеспечить такие условия обучения и воспитания ребенка
с ОВЗ, которые направлены на коррекцию присущих ему недостатков,
продвижению в общем развитии и социализацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом
особенностей.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия,
речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в
развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения
психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно
справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и
замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей
гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе)
остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени
формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная
сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость,
умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет
младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную
деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к
занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать,
обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии
самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи,
усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за
функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим,
импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с
одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и
тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически
неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как
учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
Учитель работающий с детьми ОВЗ работает по адаптированной
программе, по индивидуальному учебному плану, расписание составляется
согласуясь с родителями ребенка.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и
комплексными нарушениями развития.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных
методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед
учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность
методов обучения – это путь познания окружающей действительности,
который предлагается детям. Путь, который определяет характер
умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует
черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя
работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение
нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на
каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для
достижения целей и задач пользуется следующими методами:
методы, используемые для сообщения новых знаний – это
методы объяснения, рассказа, демонстрации;
методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и
навыков;
беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения,
лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –
использование методов данной группы позволяет активизировать
познавательную деятельность школьников, повысить их
самостоятельность;
методы работы с техническими средствами
обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и
прочее.
У детей с ОВЗ
можно выделить некоторые типичные особенности: неболь-
шой словарный запас, слабая техника чтения, неумение обобщать
прочитанное, затруднения в области применения знаний. Также не
способность самостоятельно организовать свою деятельность при
выполнении заданий, включающих несколько операций, так как у них
фактически отсутствует способность контролировать
свои действия.
Так, при работе с текстом дети не могут самостоятельно отличить
материал, подлежащий запоминанию, при выполнении упражнений
они не пытаются проанализировать возможные способы выполнения и
найти наиболее рациональный. Для этих детей характерно умение
управлять своим вниманием, памятью, нежелание думать, поэтому
усвоение знаний у них происходит формально.
Учащиеся с ОВЗ стремятся избежать умственной работы и ищут
различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно
мыслить. В результате появляется так называемая"систематическая
интеллектуальная недогрузка", которая приводит к
значительному снижению
умственного развития.
Немаловажной частью работы с детьми, имеющими ОВЗ, является диагнос
тика,результаты которой позволяют учителю внести коррективы при планиро
вании и проведении уроков.
Существуют следующие виды диагностики: индивидуальная диагностика, вы
явление особенностей интеллекта, внимания, памяти, мышления, речи;
диагностика родителей детей с ОВЗ
исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения;
изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками; изучение позици
и «Педагог-ученик».
Возможны различные формы работы с учащимися ОВЗ. Для меня представля
ются главными следующие: педагогическая поддержка становления индиви-
дуальности, содействие ребёнку в проявлении индивидуальности, психолого-
педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь
в решении проблем ребёнка и его семьи. Методы и приемы учителя -
это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока
или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать
или менять средства и методы нужно так, чтобы
при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во
время работы было задействовано как можно больше анализаторов -
слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе
восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает
соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов
проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки
достижений ученика.
Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями,
необходимо учитывать и их психологические особенности.
Любой урок – это, прежде всего, общение.
1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти
нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время
чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).
2.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного
больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)
3.Письменные работы, занимают гораздо больше времени (также
необходима помощь Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:
1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном ви
де.
2.Задание должно быть кратким, конкретным
3.Дать возможность ребенку закончить начатое дело. Иметь следующие
аспекты:
1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2.Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами
которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
4.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметк
у (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
На сегодняшний день такие дети есть почти в каждой школе, при этом при
обучении такого ребенка возникает вопрос от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением
центральной нервной системы.
Главными задачами работы учителя с детьми ОВЗ являются: охрана
жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в
социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная
интеграция ребенка в общество сверстников.
Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если
здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям
общества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1.
Индивидуальный подход к каждому ребенка
.
2.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства ( чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами,
использование интересного и красочного дидактического материала и
средств наглядности).
3.
Использование методов, активизирующих познавательную
деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные процессы.
4.
Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому
ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на
эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии
являются:
-игровые ситуации;
дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие
условия, которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам
упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.
Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
1.Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях
детей с ОВЗ и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от
ребенка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации
успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше,
преодолевать трудности.
2.Следующий главный шаг – это составление для этого ученика
адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её
создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину
пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить
«западающие » психические функции.
3.Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно
участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты»,
учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль
принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-
дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном
развитии психических функций и речевых нарушениях.(Например,
ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не
сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому,
что плохо её учит.)
4.Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны
оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые
воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть
времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей
«нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.
5.Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи
ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские
препараты, способные стимулировать созревание определённых областей
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов
обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также
является эффективным средством активизации учения. Переключение с
одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то
же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает
его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание,
методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать
различные компоненты учебной деятельности.