Напоминание

Дошкольное учреждение и семья в системе работы по здоровьесбережения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Чихачева Анна Александровна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ №60 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Дошкольное учреждение и семья в системе работы по здоровьесбережения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в соответствии с ФГОС ДО А.А. Чихачева, инструктор по физкультуре МБДОУ №60 «Снегурочка» Статья посвящена описанию проблемы здоровья и его сохранения у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Представлен материал, как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В статье автор опирается на данные полученные в результате работы клуба «Семейная академия», проведенного по схеме (дети – родители – педагоги). Кроме того А.А. Чихачева подробно описывает организацию встреч в секции «Здоровячок», где участвуют все специалисты дошкольного учреждения. Автор полагает, что детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательно-образовательной работы педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной. По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушений осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушений зрения увеличивается на 70 % и 80%, соответственно. Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги). С целью повышения уровня знаний родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям детей, в нашем дошкольном учреждении функционирует клуб для родителей «Семейная академия».

На заседании педагогического коллектива, совместно с родителями воспитанников детского сада № 60 «Снегурочка» было составлено положение о семейном клубе, на основе анкетирования - перспективный план. В организации встреч в клубе «Семейная академия» участвуют все специалисты дошкольного учреждения. Мною будет представлен опыт организации работы секции «Здоровячок».
Одной из форм первоначального сотрудничества с семьями воспитанников детского сада мною было выбрано анкетирование родителей, с целью определить интересующие их вопросы по физическому воспитанию своего ребенка. Я не использовала анонимное анкетирование, а рассматривала каждую семью в отдельности. По результатам анкетирования были определены наиболее интересующие родителей темы:  Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.  «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.  «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.  К здоровью без лекарств!  Правильное питание – залог здоровья!  Спорт и дошкольник.  Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).  Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.  Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью. Организацию встреч в клубе «Семейная академия» можно условно разделить на три части. Первая часть включает анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры родителей. В этом мне помогает социоигра «Волшебная палочка», при помощи которой родители делятся своими мнениями и знаниями по данной теме. Вторая часть – привлечение родителей к совместной физкультурно- оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. Здесь мы используем следующие виды взаимодействия:  просмотр родителями мероприятий по физкультуре  организация для них консультаций, мастер – класс  привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей, программ. На этом этапе следует относиться к родителям терпеливо, как к ученикам. Третья часть – активное участие родителей в физкультурно- оздоровительной деятельности: взаимодействие «ребенок - родитель», которое позволяет папам и мамам закрепить полученные знания на практике. На каждую тему мною изданы памятки для родителей, с подробным описанием упражнений и игр, для выполнения в домашних условиях. Работа секции «Здоровячок» отвечает следующим принципам:
 Принцип добровольности – коллектив ДОУ, берет на себя инициативу привлечения родителей к совместной физкультурно-досуговой деятельности, но основная наша задача – не убедить, а сформировать потребность, вызвать желание участвовать в ней.  Принцип содружества состязания и игры – в деятельности нашего клуба мы используем различные эстафеты, соревнования, конкурсы с участием детей, педагогов и взрослых. Все встречи в клубе «Здоровячок», основаны на ведущей деятельности ребенка – игре.  Принцип компетентности – ознакомление родителей с инструкцией по охране жизни и здоровья детей, повышение их правовой культуры.  Принцип научности – знакомство родителей и дошкольников с совокупностью знаний в области здорового образа жизни, анатомии гигиены, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирует его мировоззрение.  Принцип доступности – основа этого принципа – доступность материала для разной категории родителей, детей определенного возраста.  Принцип открытости – в нашем клубе мы не ограничиваемся общение только с мамами и папами. В огромном спектре физкультурно - досуговой деятельности совместно с детьми, занимаются бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.  Принцип целостности – все наши участники не только участвуют в работе клуба, но и работают над своим здоровьем в повседневной жизни, только тогда полученные знания и умения укрепляются в сознании как навык, привычка, образ жизни. В конце года я провожу анкетирования среди родителей, чтобы подвести итоги работы клуба «Семейная академия», и определить темы встреч на следующий год. Таким образом, физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. В этом состоит актуальность избранной нами темы. Литература: 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001. 2. Глебова С.В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005 4. Зверева О.Л . Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110. 5. Кулик И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006 6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1. С.92-97.


В раздел образования