Дошкольное учреждение и семья в системе работы по здоровьесбережения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Чихачева Анна Александровна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: МБДОУ №60 "Снегурочка" Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Дошкольное учреждение и семья в системе работы по здоровьесбережения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО
ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в соответствии с ФГОС ДО
А.А. Чихачева, инструктор по физкультуре
МБДОУ №60 «Снегурочка»
Статья посвящена описанию проблемы здоровья и его сохранения у
дошкольников в сотрудничестве с родителями. Представлен материал, как же
воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к
нему относиться? В статье автор опирается на данные полученные в результате
работы клуба «Семейная академия», проведенного по схеме
(дети – родители
– педагоги).
Кроме того А.А. Чихачева подробно описывает организацию
встреч в секции «Здоровячок», где участвуют все специалисты дошкольного
учреждения. Автор полагает, что детский сад и семья – вот две основные
социальные
структуры,
которые
главным
образом
определяют
уровень
здоровья ребенка.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит
более
чем
остро.
Словосочетания
«здоровьесберегающие
технологии»
и
«формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с
родителями
и
детьми,
в
планах
воспитательно-образовательной
работы
педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.
По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном
возрасте
встречаются
такие
отклонения,
как
сколиоз,
нарушений
осанки,
зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу
нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении
в детский сад,
а распространенность дефектов речи и нарушений зрения
увеличивается на 70 % и 80%, соответственно.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и
умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно
начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые
главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных
результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном
учреждении
не
создано
детско-взрослое
сообщество
(дети
–
родители
–
педагоги).
С целью повышения уровня знаний родителей в вопросах развития,
обучения
и
воспитания
детей,
оказания
практической
помощи
в
решении
возникающих проблем родителям детей, в нашем дошкольном учреждении
функционирует
клуб
для
родителей
«Семейная
академия».
На
заседании
педагогического коллектива, совместно с родителями воспитанников детского
сада № 60 «Снегурочка» было составлено положение о семейном клубе, на
основе анкетирования - перспективный план.
В организации встреч в клубе «Семейная академия» участвуют все
специалисты
дошкольного
учреждения.
Мною
будет
представлен
опыт
организации работы секции «Здоровячок».
Одной из форм первоначального сотрудничества с семьями
воспитанников детского сада мною было выбрано анкетирование родителей, с
целью определить интересующие их вопросы по физическому воспитанию
своего ребенка. Я не использовала анонимное анкетирование, а рассматривала
каждую семью в отдельности.
По результатам анкетирования были определены наиболее интересующие
родителей темы:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из
основных задач детского сада и семьи.
«Движение
–
это
жизнь!»
Пути
активизации
двигательной
активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и
состояния здоровья.
«Играем
вместе».
Игра
–
фактор
развития
двигательной
активности детей и повышения эмоционального настроя.
К здоровью без лекарств!
Правильное питание – залог здоровья!
Спорт и дошкольник.
Использование
нестандартного
оборудования
на
занятиях
по
физической культуре (с показом открытого занятия).
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью.
Организацию встреч в клубе «Семейная академия» можно условно разделить на
три части.
Первая часть включает анализ: потребностей, жизненных принципов,
компетентности,
культуры
родителей.
В
этом
мне
помогает
социоигра
«Волшебная
палочка»,
при
помощи
которой
родители
делятся
своими
мнениями и знаниями по данной теме.
Вторая часть – привлечение родителей к совместной физкультурно-
оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании
здоровой
и
физически
развитой
личности,
а
также
роли
влияния
положительного примера взрослых. Здесь мы используем следующие виды
взаимодействия:
просмотр родителями мероприятий по физкультуре
организация для них консультаций, мастер – класс
привлечение
родителей
к
изучению
необходимой
литературы,
статей,
программ.
На этом этапе следует относиться к родителям терпеливо, как к ученикам.
Третья
часть
–
активное
участие
родителей
в
физкультурно-
оздоровительной деятельности: взаимодействие «ребенок - родитель», которое
позволяет
папам
и
мамам
закрепить
полученные
знания
на
практике.
На
каждую тему мною изданы памятки для родителей, с подробным описанием
упражнений и игр, для выполнения в домашних условиях.
Работа секции «Здоровячок» отвечает следующим принципам:
Принцип добровольности – коллектив ДОУ, берет на себя инициативу
привлечения
родителей
к
совместной
физкультурно-досуговой
деятельности,
но основная наша задача – не убедить, а сформировать
потребность, вызвать желание участвовать в ней.
Принцип содружества состязания и игры – в деятельности нашего клуба
мы используем различные эстафеты, соревнования, конкурсы с участием
детей, педагогов и взрослых. Все встречи в клубе «Здоровячок», основаны
на ведущей деятельности ребенка – игре.
Принцип компетентности – ознакомление родителей с инструкцией по
охране жизни и здоровья детей, повышение их правовой культуры.
Принцип
научности
–
знакомство
родителей
и
дошкольников
с
совокупностью
знаний
в
области
здорового
образа
жизни,
анатомии
гигиены, которые служат основой формирования мотивации
действий
ребенка,
развития
познавательного
интереса,
формирует
его
мировоззрение.
Принцип доступности – основа этого принципа – доступность материала
для разной категории родителей, детей определенного возраста.
Принцип открытости – в нашем клубе мы не ограничиваемся общение
только с мамами и папами. В огромном спектре физкультурно - досуговой
деятельности
совместно
с
детьми,
занимаются
бабушки
и
дедушки,
старшие братья и сестры.
Принцип целостности – все наши участники не только участвуют в работе
клуба, но и работают над своим здоровьем в повседневной жизни, только
тогда полученные знания и умения укрепляются в сознании как навык,
привычка, образ жизни.
В конце года я провожу анкетирования среди родителей, чтобы подвести
итоги
работы
клуба
«Семейная
академия»,
и
определить
темы
встреч
на
следующий год.
Таким образом, физическое воспитание – это не только занятие
физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей
дома и в детском саду. В этом состоит актуальность избранной нами темы.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
2. Глебова С.В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005
4.
Зверева
О.Л . Методическая
помощь
воспитателям
в
подготовке
к
общению с родителями //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110.
5. Кулик И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006
6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к
здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1.
С.92-97.