Напоминание

"Путешествие в Древнюю Русь"


Автор: Савина Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 84 "Восход" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: "Путешествие в Древнюю Русь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическое обоснование образовательной деятельности

Тема

«Путешествие в Древнюю Русь»

Образовательная область

Познавательное развитие.

Форма педагогического

мероприятия

Образовательная ситуация

Возраст

6 – 7 лет (подготовительная к школе группа)

Цель

формирование представления об укладе жизни древних славян.

Задачи

Образовательные:

познакомить детей с образом жизни древних славян;

уточнить виды занятий славян в древности.

Развивающие:

развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас по данной теме;

развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

вызывать интерес к изучению истории своей страны;

воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.

Средства обучения

Проектор, ноутбук, запись «Выпуск новостей», макет машины времени, запись технических звуков для

имитации полета на машине времени, русский народный костюм, макет поселения славян, подборка

слайдов с изображением древних славян и их жизни, заготовки деревянных дощечек для росписи, гуашь,

кисточки, фольга для чеканки, непишушие шариковые ручки.

Форма организации

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительная работа

Чтение книг: И. Никитина “Русь”, «История России для детей». Знакомство с пословицами, поговорками о

Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками. Знакомство с различными

видами ремесел, предметами и игрушками народно-прикладного искусства.

Предполагаемый результат

Обогащение знания детей об образе жизни древних славян.

Проявление любознательности к особенностям жизни и быта наших предков.

Развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства.

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности

Структур

ные

части

образова

тельной

деятельн

ости

Содержание

образовательн

ой

деятельности

Деятельность

Форма

организа

ции

Результат

педагога

детей

Вводная

часть.

Организа

ционный

момент

Мотивация

детской

деятельности.

Педагог предлагает детям посмотреть

отрывок из мультфильма «Детство

Ратибора».

По окончанию мультфильма в эфир

выходит «Выпуск новостей».

Выпуск новостей

«Сегодня в Российском научном институте

завершились испытания машины времени.

Теперь каждый желающий может

отправиться в увлекательное путешествие.

Дети смотрят мультфильм

Фронталь

ная

Создание

условий

для

привлечения

внимания детей.

Дети

заинтересовались

информацией,

полученной

из

новостного выпуска

и

предлагают

педагогу позвонить в

Научный институт.

Если вы отважны и не боитесь трудностей,

звоните. Номер указан на экране.»

Основная

часть.

Создание

проблемной

ситуации.

Какая замечательная новость! Ребята, я

предлагаю вам заглянуть в прошлое нашей

страны, для этого мы воспользуемся

машиной времени.

Что бы включить машину времени, нам

нужно знать код. Кодом будет слово-ответ

на загадку, загаданную русскими

пословицами.

Слушайте внимательно пословицы:

Человек без неё, что соловей без песни.

На чужой стороне, она милее вдвойне.

Одна у человека мать, одна у него и она

Она-мать, чужбина-мачеха.

Педагог на пульте управления вводит

кодовое слово. Машина времени

включается.

Во время «полёта» педагог беседует с

детьми.

-Как называется наша страна?

История нашей страны начиналась в

давние-давние времена, когда не было еще

на земле ни вас, ни ваших бабушек и

дедушек, ни даже нашей страны России.

Дети садятся в машину

времени, но она не работает

Россия

Фронталь

ная,

индивиду

альная.

Дети слушают

пословицы и находят

кодовое слово.

Кодовое слово-

Родина.

Нацеливание

детей

на взаимодействие с

педагогом

Актуализация

имеющихся

знаний,

представлений.

Древние предания рассказывают, что на

прекрасной земле, где было много рек,

лесов и долин, селились наши далёкие

предки.

-Как вы думаете, кто такие предки?

Машина времени подает сигнал о

прибытии.

Местный житель просит детей помочь ему

выбрать место для строительства города.

Ребята, давайте поможем.

-Как вы думаете, где лучше построить

город: на равнине или на холме?

-А почему лучше на холме?

-Что еще необходимо человеку для жизни?

-Где её можно взять?

-Без чего еще человеку не обойтись?

Но в те времена магазинов не было,

кругом леса да болота. Как же быть?

Наши прадедушки и

прабабушки. Люди, которые

жили до нас.

Выходят из машины

времени, встречают местного

жителя. Познакомились.

Рассматривают макет

поселения древних славян.

Отвечают на вопросы

педагога.

На холме.

На холме город лучше

освещается солнцем. С

холма лучше

просматриваются

окрестности и врагов видно

из далека.

Вода

В реке, озере.

Без пищи.

В лесу можно собирать

Фронталь

ная,

индивиду

альная

Дети отвечают на

вопросы педагога.

Дети откликаются на

просьбу местного

жителя.

Дети размышляют

над вопросами

педагога, дают

ответы.

«Открытие»

детьми новых

знаний.

-Что еще нужно человеку для жизни?

Из чего его построить?

Педагог обобщает:

Лес давал людям дрова, пищу, из леса

строили жилища, в нём прятались при

нападении врагов. А река давала рыбу,

воду для питья. Не зря говорится: «Возле

леса жить-голодному не быть», «Вода

всему госпожа: воды и огонь боится».

Местный житель благодарит детей за

помощь и уходит.

Педагог предлагает сесть на полянку и

передохнуть. Показ слайдов.

Первыми поселились на территории

русской земли древние славяне. Славяне

значит славные, хорошие люди,

достойный, гордый, красивый и храбрый

народ.

-Как они выглядели?

Педагог продолжает: Жили славяне в

деревянных домах-срубах, которые

строили из бревен сообща, помогая друг

другу. Одному человеку было не

справиться тяжелыми брёвнами. Да и

выжить ему в те далёкие времена в

одиночку было невозможно. Нужно было

защищаться от диких зверей и от врагов,

поэтому вокруг поселения строили

высокую изгородь-частокол. Мужчины

занимались охотой и рыболовством,

грибы, ягоды, мёд,

лекарственные растения.

Охотиться на зверя и птицу.

Ловить рыбу.

Жильё.

Нарубить в лесу брёвен для

избы.

Смотрят слайды.

Дети вместе с воспитателем

описывают внешний вид

древних славян: голубые

глаза, светлые волосы,

высокий рост).

Рассматривают слайды.

Повторяют новые

незнакомые слова.

Фронталь

ная,

индивиду

альная.

Обогащение словаря

детей по данной

теме.

Динамическая

пауза.

женщины собирали в лесу грибы, ягоды.

Жили славяне большими группами-

племенами.

Любили славяне и повеселиться, поиграть

в разные игры.

Я предлагаю сыграть в игру наших

предков, которая называется «Сапожок»

Становитесь все в кружок, поиграем в

Сапожок!

Как за синею рекой

Летел сокол молодой,

И на батюшкин дворок

Уронил он сапожок.

– Катя, Катенька, беги,

Сапожок мой подними!

Педагог предлагает продолжить

путешествие.

В те далёкие времена не было магазинов,

поэтому людям все необходимое

приходилось делать самим.

-Как вы думаете, что нужно человеку для

жизни в первую очередь.

Обобщение педагога: славяне научились

шить, плести лапти, делать луки, стрелы

копья. Так появились первые ремесла и

мастера, которые научились делать своё

дело лучше других.

-Какие виды ремесел вы знаете?

Дети играют в русскую

народную игру.

Ответы детей: одежда,

посуда, обувь, оружие для

охоты.

Ответы детей: гончарное

дело, кузнечное дело, резьба

по дереву, ювелирное дело,

Группова

я.

Фронталь

ная.

Получают

положительные

эмоции от игры.

Самостоятельн

ое применение

знаний на

практике.

Ребята, я предлагаю вам попробовать себя

в качестве мастеров. Хотите?

Педагог предлагает разделиться на две

подгруппы.

ткачество.

Дети соглашаются

попробовать себя в качестве

мастеров.

Группа делится на две

подгруппы.

Садятся за столы.

1-я подгруппа «Роспись

деревянной дощечки».

2-я подгруппа изготовление

подноса-имитация техники

чеканка.

Подгрупп

овая.

Самостоятельно

выбирают, какую

работу будут

выполнять.

Заключит

ельный

этап.

Рефлекси

я.

Итог занятия.

Систематизаци

я знаний.

Машина времени подаёт сигал о том, что

пора возвращаться в настоящее.

Ребята, нам пора возвращаться в наш

детский сад.

Свои работы вы можете взять с собой, как

память о нашем увлекательном

путешествии.

Во время обратного полёта педагог

Дети взяли свои работы с

собой. Садятся в машину

времени.

Фронталь

ная.

Дети делятся

эмоциями от

путешествия,

вспоминают новые

слова, рассказывают

о том, что им больше

понравилось и

запомнилось.

проводит рефлексию:

Где мы с вами побывали?

Какие новые слова узнали?

Что вам больше всего понравилось и

запомнилось?

Отвечают на вопросы

педагога.



В раздел образования