Автор: Скокова Ирина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 495
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Физическое развитие в ДОУ соответствии с ФГОС ДО
Тема: Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
"Детский сад № 495 комбинированного вида "Гномик"
(МКДОУ д/с № 495)
Инновационные технологии
в образовательном процессе ДОУ
в соответствии ФГОС ДО
Инструктор по физической культуре,
высшей кв.категории
Скокова Ирина Александровна
2021
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог
успешного
развития
личности
ребенка.
Современные
педагогические
технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО,
причем взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,
не над ним, а вместе!». Цель педагога – содействовать становлению ребенка
как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая
технология –
это
совокупность
психолого-
педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии
личностно-ориентированные технологии
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
В своей работе использую следующие технологии:
личностно-ориентированные технологии
игровую технологию
информационно-коммуникационные технологии
здоровьесберегающие технологии.
Личностно - ориентированная технология
В
работе
опираюсь
на
личностно-ориентированные
технологии,
технологию сотрудничества, которые ставят в центр всей системы дошкольного
образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении. Этому способствует и образовательная программа
(«От рождения до школы»), по которой работает наш детский сад.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному
подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Игровая технология
Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни
ребенка,
обладающие
великой
воспитательной
силой,
формирующие
физические и личностные качества ребенка.
Мы
применяем народные
подвижные
игры и игровые
подражательные
движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах;
используем
народные
подвижные
игры
в
дыхательной
гимнастике,
оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении
2
игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в
самостоятельной детской деятельности.
Валеологические знания, массаж, йога в игровой форме приучают ребенка
сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег,
физкультурные занятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным
занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют
развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств;
народную
игру
используем
и
как
средство
педагогической
коррекции
поведения детей; просмотр презентаций и видеороликов знакомит дошкольника
с целостной картиной мира.
В рамках технологии проектирования и деятельностного
подхода разработаны следующие проекты:
1. «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих
технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
2.
«Интеграция
двигательной
и
познавательной
деятельности
на
физкультурных занятиях в ДОУ».
Обобщила опыт работы по темам
1.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
2.
Интеграция
двигательной
и
познавательной
деятельности
на
физкультурных занятиях в ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену
непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и
др.).
Преимущества компьютера:
появляющаяся информация на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни.
ИКТ в моей работе:
3
1. Подбор иллюстративного материала к мероприятиям и для оформления
(сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
праздникам, развлечениям, знакомство со сценариями праздников и других
мероприятий.
3.
Создание
презентаций
в
программе
Рower
Рoint
для
повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
4. Подборка аудио - и видеоматериалов для физкультурно-познавательных
мероприятий,
редактирование
аудио
-
и
видеоматериалов,
создание
видеороликов для занятий, праздников и развлечений.
5. Показ роликов, презентаций, интерактивных игр на мероприятиях.
6. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
7. Оформление документации, отчетов, диагностик. Компьютер позволяет не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в
дальнейшем только вносить необходимые изменения.
8. Установка необходимых программ для работы и редактирования материала.
9. Работа над персональным сайтом, обработка документов для загрузки на
сайт.
Применение ИКТ позволяет значительно разнообразить образовательную
деятельность с детьми и способы взаимодействия с родителями. Использую
электронные
презентации и видеоролики во всех
видах деятельности,
физкультурных занятиях, во время спортивных и музыкальных праздников, на
родительских собраниях.
На занятиях по физической культуре использую презентации по темам
«Познавательные фильмы», «Гимнастика для глаз», «Виды спорта», «ОБЖ»,
«ЗОЖ», «Йога», «Олимпийский игры». Создана медиа-коллекция презентаций
и познавательных роликов для дошкольников, которая постоянно пополняется.
На сайте детского сада родители могут задать свои вопросы, поделиться
опытом семейного воспитания, повысить уровень педагогических знаний.
Здоровьесберегающие технологии:
Основной базой для своей воспитательно-образовательной деятельности
считаю учет индивидуального уровня подготовленности детей. Два раза в год я
провожу диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий,
которые предлагаются детям в игровой и соревновательной форме.
Оценка
уровня
индивидуальной
подготовленности
предполагает
выполнение диагностических заданий:
1. Бег на 30 м со старта (определение скоростных качеств).
2. Прыжок в длину с места (определение скоростно-силовых качеств).
3.
Гибкость
(тест
характеризует
подвижность
всех
звеньев
опорно-
двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
4
4. Бросок мешочка с песком правой и левой рукой на дальность (определение
скоростно-силовых качеств ребенка).
5. Прыжок в высоту с разбега (только для старших дошкольников, определение
скоростно-силовых качеств).
Анализ полученных данных позволяет мне скорректировать дальнейшую
работу, включая соответствующие задания для развития гибкости, скоростных
и
скоростно-силовых
качеств
дошкольников,
как
в
общем,
так
и
в
индивидуальном порядке.
Дошкольники с удовольствием и радостью посещают мои занятия по
физической культуре. Я твердо убеждена, что счастливый ребёнок – это
здоровый ребёнок, поэтому забота о здоровье детей – одна из главных задач в
моей
работе.
Поэтому
широко
использую
в
своей
деятельности
здоровьесберегающие технологии,
целью которых
является
обеспечение
ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых
знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
К ним относятся:
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
оздоровительный бег, стретчинг, веселый тренинг,
динамические паузы; сюжетные и бессюжетные подвижные игры,
народные подвижные игры, спортивные игры; релаксация;
гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз;
гимнастика дыхательная; элементы йоги и восточной гимнастики,
оздоровительная аэробика, гимнастика корригирующая;
оздоровительные процедуры в водной среде.
технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурное занятие, утренняя гимнастика,
коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», игровой массаж и
самомассаж, точечный самомассаж.
Как
средство
коррекции
поведения
использую
психогимнастику
и
народные подвижные игры («Улитка», «Змейка», «Молчанка»).
Все технологии я сочетаю с технологией музыкального воздействия.
Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте
способствует тому, что обучение и оздоровление происходит с легкостью,
упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Каждая
из
указанных
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
здоровьесберегающая
деятельность
формирует
у
дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
детей
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с
использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов, и способов
оздоровления детей:
5
Традиционные: фронтальные
и
подгрупповые,
комплексные
и
интегрированные занятия, индивидуальная работа.
Нетрадиционные:
занятия-викторины,
занятия-соревнования,
досуги,
развлечения, занятия сюжетно-игровые, физкультурно-познавательные занятия
с использование ИКТ, недели здоровья, спартакиады, туристические прогулки
(мини-походы), спортивно-музыкальные праздники и досуги с родителями,
оздоровительный бег на прогулке. Формы организации образовательного
процесса выбираю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем детском саду созданы условия для физического развития и
оздоровления детей, что включает в себя: уголки двигательной активности в
группах,
оборудованный
спортивный
зал,
спортивная
площадка
для
физкультурных занятий на воздухе, бассейн.
Наши дети посещают бассейн 2 раз в неделю. При обучении плаванию
использую следующие упражнения:
задержка дыхания на несколько секунд
погружение под воду с головой с задержкой дыхания
открывание глаз и ориентировка под водой
вдох и выдох через рот
скольжение на груди
«звездочка», «торпеда», «стрелочка», «поплавок», «медуза», «дельфин».
Я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие
и радость, побуждали детей к самостоятельности и стремлению хорошо
плавать. Систематическое посещение бассейна способствует положительной
динамике в оздоровлении детей.
Главное в моей работе – выработать у детей разумное отношение к своему
организму, привычку к здоровому образу жизни, привить необходимые
гигиенические навыки, уметь определять, что полезно и что вредно для его
здоровья.
На
сегодняшний
день
мною
разработана
система
оздоровительных
мероприятий:
1) перспективное планирование по физическому воспитанию с применением
оздоровительных методик на все возрастные группы;
2) система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам;
3) серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме;
4) серия физкультурно-познавательных занятий по тематике детского сада;
5) методика применения игрового массажа в ДОУ в течение дня;
6) методика применения упражнений йоги и восточной гимнастики в группах
ДОУ;
7) игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и
стопы;
8) серия комплексов гимнастики пробуждения;
9) пакет диагностик физической подготовленности дошкольников;
10) серия семейных спортивных праздников и мероприятий (в спортивном зале,
на спортплощадке):
6
11) создана медиа-коллекция детских электронных презентаций по темам:
«Спорт», «Олимпийские игры», «ОБЖ» «Йога», «Адрес - планета Земля»;
«Счет», Грамота».
Таким образом, проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия
с
использованием
инновационных
технологий,
благотворно
влияют
на
физическое и эмоциональное развитие дошкольника. Благодаря проведению
систематической и планомерной работы, у детей сформировано представление
о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предосторожности в
различных ситуациях, развито стремление сохранить здоровье своё и близких.
С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-
оздоровительная модель не сможет дать полноценных результатов, если она не
реализуется в содружестве с семьей. Работа с семьями воспитанников включает
тематические собрания («Значение физкультуры в жизни семьи», «Как
правильно закалять ребенка?», «Здоровым быть здорово», консультации на
тему ЗОЖ, проведение мероприятий с родителями («День Здоровья», «Веселые
старты», физкультурно-познавательные досуги и праздники, День открытых
дверей). В начале каждого учебного года организую анкетирование и
интервьюирование для изучения потребностей родителей в консультативной
помощи.
За
счет
установления
взаимопонимания
с
родителями
каждого
воспитанника и использования нетрадиционных форм сотрудничества с
семьями удалось создать атмосферу партнерства и общности интересов.
Воспитанники детского сада проявляют активность и стремление для
дополнительных занятий спортом в секциях города. Это способствует развитию
основных физических качеств и волевых качеств личности, формированию
элементарных навыков здорового образа жизни. Наши воспитанники посещают
секции
по
футболу,
плаванию,
хоккею,
борьбе,
фигурному
катанию,
спортивной аэробике, художественной гимнастике, награждены грамотами за
призовые места и участие.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие и образовательные
технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни.
Уверена, что мои труды не пропадут даром, и все мои воспитанники
вырастут
достойными,
целеустремленными,
здоровыми
и
счастливыми
людьми.
7