Напоминание

Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Скокова Ирина Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 495
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Физическое развитие в ДОУ соответствии с ФГОС ДО
Тема: Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 495 комбинированного вида "Гномик"

(МКДОУ д/с № 495)

Инновационные технологии

в образовательном процессе ДОУ

в соответствии ФГОС ДО

Инструктор по физической культуре,

высшей кв.категории

Скокова Ирина Александровна

2021

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог

успешного

развития

личности

ребенка.

Современные

педагогические

технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО,

причем взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,

не над ним, а вместе!». Цель педагога – содействовать становлению ребенка

как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая

технология

это

совокупность

психолого-

педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть

организационно - методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

В своей работе использую следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии

игровую технологию

информационно-коммуникационные технологии

здоровьесберегающие технологии.

Личностно - ориентированная технология

В

работе

опираюсь

на

личностно-ориентированные

технологии,

технологию сотрудничества, которые ставят в центр всей системы дошкольного

образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и

дошкольном учреждении. Этому способствует и образовательная программа

(«От рождения до школы»), по которой работает наш детский сад.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному

подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,

сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Игровая технология

Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни

ребенка,

обладающие

великой

воспитательной

силой,

формирующие

физические и личностные качества ребенка.

Мы

применяем народные

подвижные

игры и игровые

подражательные

движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах;

используем

народные

подвижные

игры

в

дыхательной

гимнастике,

оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении

2

игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в

самостоятельной детской деятельности.

Валеологические знания, массаж, йога в игровой форме приучают ребенка

сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег,

физкультурные занятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным

занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют

развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств;

народную

игру

используем

и

как

средство

педагогической

коррекции

поведения детей; просмотр презентаций и видеороликов знакомит дошкольника

с целостной картиной мира.

В рамках технологии проектирования и деятельностного

подхода разработаны следующие проекты:

1. «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих

технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».

2.

«Интеграция

двигательной

и

познавательной

деятельности

на

физкультурных занятиях в ДОУ».

Обобщила опыт работы по темам

1.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

2.

Интеграция

двигательной

и

познавательной

деятельности

на

физкультурных занятиях в ДОУ.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену

непрерывного образования: образования с использованием современных

информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и

др.).

Преимущества компьютера:

появляющаяся информация на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в

повседневной жизни.

ИКТ в моей работе:

3

1. Подбор иллюстративного материала к мероприятиям и для оформления

(сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

праздникам, развлечениям, знакомство со сценариями праздников и других

мероприятий.

3.

Создание

презентаций

в

программе

Рower

Рoint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Подборка аудио - и видеоматериалов для физкультурно-познавательных

мероприятий,

редактирование

аудио

-

и

видеоматериалов,

создание

видеороликов для занятий, праздников и развлечений.

5. Показ роликов, презентаций, интерактивных игр на мероприятиях.

6. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

7. Оформление документации, отчетов, диагностик. Компьютер позволяет не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в

дальнейшем только вносить необходимые изменения.

8. Установка необходимых программ для работы и редактирования материала.

9. Работа над персональным сайтом, обработка документов для загрузки на

сайт.

Применение ИКТ позволяет значительно разнообразить образовательную

деятельность с детьми и способы взаимодействия с родителями. Использую

электронные

презентации и видеоролики во всех

видах деятельности,

физкультурных занятиях, во время спортивных и музыкальных праздников, на

родительских собраниях.

На занятиях по физической культуре использую презентации по темам

«Познавательные фильмы», «Гимнастика для глаз», «Виды спорта», «ОБЖ»,

«ЗОЖ», «Йога», «Олимпийский игры». Создана медиа-коллекция презентаций

и познавательных роликов для дошкольников, которая постоянно пополняется.

На сайте детского сада родители могут задать свои вопросы, поделиться

опытом семейного воспитания, повысить уровень педагогических знаний.

Здоровьесберегающие технологии:

Основной базой для своей воспитательно-образовательной деятельности

считаю учет индивидуального уровня подготовленности детей. Два раза в год я

провожу диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий,

которые предлагаются детям в игровой и соревновательной форме.

Оценка

уровня

индивидуальной

подготовленности

предполагает

выполнение диагностических заданий:

1. Бег на 30 м со старта (определение скоростных качеств).

2. Прыжок в длину с места (определение скоростно-силовых качеств).

3.

Гибкость

(тест

характеризует

подвижность

всех

звеньев

опорно-

двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

4

4. Бросок мешочка с песком правой и левой рукой на дальность (определение

скоростно-силовых качеств ребенка).

5. Прыжок в высоту с разбега (только для старших дошкольников, определение

скоростно-силовых качеств).

Анализ полученных данных позволяет мне скорректировать дальнейшую

работу, включая соответствующие задания для развития гибкости, скоростных

и

скоростно-силовых

качеств

дошкольников,

как

в

общем,

так

и

в

индивидуальном порядке.

Дошкольники с удовольствием и радостью посещают мои занятия по

физической культуре. Я твердо убеждена, что счастливый ребёнок – это

здоровый ребёнок, поэтому забота о здоровье детей – одна из главных задач в

моей

работе.

Поэтому

широко

использую

в

своей

деятельности

здоровьесберегающие технологии,

целью которых

является

обеспечение

ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых

знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

К ним относятся:

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

оздоровительный бег, стретчинг, веселый тренинг,

динамические паузы; сюжетные и бессюжетные подвижные игры,

народные подвижные игры, спортивные игры; релаксация;

гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз;

гимнастика дыхательная; элементы йоги и восточной гимнастики,

оздоровительная аэробика, гимнастика корригирующая;

оздоровительные процедуры в водной среде.

технологии обучения здоровому образу жизни:

физкультурное занятие, утренняя гимнастика,

коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», игровой массаж и

самомассаж, точечный самомассаж.

Как

средство

коррекции

поведения

использую

психогимнастику

и

народные подвижные игры («Улитка», «Змейка», «Молчанка»).

Все технологии я сочетаю с технологией музыкального воздействия.

Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте

способствует тому, что обучение и оздоровление происходит с легкостью,

упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

Каждая

из

указанных

технологий

имеет

оздоровительную

направленность,

а

здоровьесберегающая

деятельность

формирует

у

дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение

в

работе

ДОУ

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повышает

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирует

у

детей

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с

использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов, и способов

оздоровления детей:

5

Традиционные: фронтальные

и

подгрупповые,

комплексные

и

интегрированные занятия, индивидуальная работа.

Нетрадиционные:

занятия-викторины,

занятия-соревнования,

досуги,

развлечения, занятия сюжетно-игровые, физкультурно-познавательные занятия

с использование ИКТ, недели здоровья, спартакиады, туристические прогулки

(мини-походы), спортивно-музыкальные праздники и досуги с родителями,

оздоровительный бег на прогулке. Формы организации образовательного

процесса выбираю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем детском саду созданы условия для физического развития и

оздоровления детей, что включает в себя: уголки двигательной активности в

группах,

оборудованный

спортивный

зал,

спортивная

площадка

для

физкультурных занятий на воздухе, бассейн.

Наши дети посещают бассейн 2 раз в неделю. При обучении плаванию

использую следующие упражнения:

задержка дыхания на несколько секунд

погружение под воду с головой с задержкой дыхания

открывание глаз и ориентировка под водой

вдох и выдох через рот

скольжение на груди

«звездочка», «торпеда», «стрелочка», «поплавок», «медуза», «дельфин».

Я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие

и радость, побуждали детей к самостоятельности и стремлению хорошо

плавать. Систематическое посещение бассейна способствует положительной

динамике в оздоровлении детей.

Главное в моей работе – выработать у детей разумное отношение к своему

организму, привычку к здоровому образу жизни, привить необходимые

гигиенические навыки, уметь определять, что полезно и что вредно для его

здоровья.

На

сегодняшний

день

мною

разработана

система

оздоровительных

мероприятий:

1) перспективное планирование по физическому воспитанию с применением

оздоровительных методик на все возрастные группы;

2) система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам;

3) серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме;

4) серия физкультурно-познавательных занятий по тематике детского сада;

5) методика применения игрового массажа в ДОУ в течение дня;

6) методика применения упражнений йоги и восточной гимнастики в группах

ДОУ;

7) игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и

стопы;

8) серия комплексов гимнастики пробуждения;

9) пакет диагностик физической подготовленности дошкольников;

10) серия семейных спортивных праздников и мероприятий (в спортивном зале,

на спортплощадке):

6

11) создана медиа-коллекция детских электронных презентаций по темам:

«Спорт», «Олимпийские игры», «ОБЖ» «Йога», «Адрес - планета Земля»;

«Счет», Грамота».

Таким образом, проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия

с

использованием

инновационных

технологий,

благотворно

влияют

на

физическое и эмоциональное развитие дошкольника. Благодаря проведению

систематической и планомерной работы, у детей сформировано представление

о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предосторожности в

различных ситуациях, развито стремление сохранить здоровье своё и близких.

С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-

оздоровительная модель не сможет дать полноценных результатов, если она не

реализуется в содружестве с семьей. Работа с семьями воспитанников включает

тематические собрания («Значение физкультуры в жизни семьи», «Как

правильно закалять ребенка?», «Здоровым быть здорово», консультации на

тему ЗОЖ, проведение мероприятий с родителями («День Здоровья», «Веселые

старты», физкультурно-познавательные досуги и праздники, День открытых

дверей). В начале каждого учебного года организую анкетирование и

интервьюирование для изучения потребностей родителей в консультативной

помощи.

За

счет

установления

взаимопонимания

с

родителями

каждого

воспитанника и использования нетрадиционных форм сотрудничества с

семьями удалось создать атмосферу партнерства и общности интересов.

Воспитанники детского сада проявляют активность и стремление для

дополнительных занятий спортом в секциях города. Это способствует развитию

основных физических качеств и волевых качеств личности, формированию

элементарных навыков здорового образа жизни. Наши воспитанники посещают

секции

по

футболу,

плаванию,

хоккею,

борьбе,

фигурному

катанию,

спортивной аэробике, художественной гимнастике, награждены грамотами за

призовые места и участие.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие и образовательные

технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый

образ жизни.

Уверена, что мои труды не пропадут даром, и все мои воспитанники

вырастут

достойными,

целеустремленными,

здоровыми

и

счастливыми

людьми.

7



В раздел образования