Напоминание

"Эмоциональная раскрепощённость детей через театральную деятельность"


Автор: Коваленко Ирина Вячеславовна
Должность: преподаватель искусства театра
Учебное заведение: МБУДО "Ужурская ДШИ"
Населённый пункт: Красноярский край г.Ужур
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эмоциональная раскрепощённость детей через театральную деятельность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«УЖУРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Театральное искусство

«Эмоциональная раскрепощённость детей

через театральную деятельность»

Разработчик:

Ирина Вячеславовна Коваленко,

Преподаватель искусства театра.

г.Ужур

2021год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи

2.Основные направления развития эмоций детей в театрализованной игре.

2.1.Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.

2.2. Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе

театрализованной игры.

2.3. развитие эмоций ребёнка, возникающих в ходе передачи игрового и

сказочного образа.

3. Развития творческих способностей детей с использованием природного

багажа ребёнка:

3.1. Накопление впечатлений.

3.2. Импровизации.

3.3. Сочинительство.

4.Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения.

5.Результативность педагогического опыта.

6.Список использованной литературы

Сила воздействия на зрителя заложена в

умении раскрепостить весь свой организм

К. С. Станиславский

1.Пояснительная записка.

Эмоциональное раскрепощение выступает одним из наиболее актуальных и

востребованных направлений в работе как с теми, кто выходит на сцену, так

и внутри коллектива с целью обретения более гармоничного и продуктивного

содружества.

1.1.Цели и задачи:

Одной из основных задач моей педагогической деятельности является

обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры

личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить

нестандартные

решения,

а

также

акцентировать

внимание

каждого

учащегося на его успехах в процессе обучения. Творческая деятельность

позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не

всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ.

Главная цель – это формирование саморазвивающейся личности, то

есть личности, желающей и умеющей учиться самосовершенствоваться.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это

путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку

театр,

именно

в

театральной

деятельности

ребёнок

связывает

художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна

реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и

света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для

творчества.

2. Основные направления развития эмоций детей в театрализованной

игре.

Театрализованная

игра

насыщена

самыми

разнообразными

эмоциями:

удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность

использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания

личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Основной

смысл

игры

заключается

в

многообразных

переживаниях,

значимых

для

ребенка,

что

в

процессе

театрализованных

действий

происходят

глубокие

преобразования

первоначальных

аффективных

тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в

момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых

действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему. Взаимосвязь

между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей

выступает в двух планах:

становление и совершенствование игровой деятельности влияет на

возникновение и развитие эмоций;

сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного

содержания.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста

детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из

конкретного предметного содержания, которое является непосредственным

источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях

развития

эмоционального

поведения

ребенка

в

театрализованной

деятельности:

развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как

деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям

неигрового типа;

развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе

театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и

т.д.).

развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного

образа.

2.1.Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет

выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в

целом и к действиям, и к предметами. Эти дети совершают большое

количество действий, многие из которых завершаются непосредственными,

ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают

сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное

отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае я беру на себя

показ, разъяснения и словесные указания для освоения новых способов

элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливаю

детей

на

создание

игровых

ситуаций,

естественно

вытекающих

из

предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать

ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых

становятся действия с партнёрами, предметами. В таком случае результат

достигается более длительно, но не всегда безрезультатно.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только

для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика

показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх

действия

положительных

персонажей,

и

неохотно

передают

образ

отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило нужно:

неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей;

максимально

полно

развертывать

общение

и

взаимодействие

персонажей;

постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как

итог игры – исправление персонажа плохого в хорошего.

Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у

ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового

творчества.

Для

обогащения

эмоционального

опыта

использую

различные

средства:

рассматривание иллюстраций;

чтение художественных произведений;

коллективный просмотр постановок и номеров;

введение в игру костюмирование и детали декораций и реквизита.

2.2. Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе

театрализованной игры.

Наиболее острые переживания детей бывают связаны с неудачными

взаимоотношениями со сверстниками, с теми ситуациями, где ущемляется

самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Это

могут быть обидные действия и высказывания,близких, с которыми дети

стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; неуспех в

подвижных или сюжетных играх вместе с другим детьми и т. п.

Формирование нового опыта работы взаимодействия детей со сверстниками

требует от педагога, во-первых, умения создавать в совместных играх

специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения

влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность,

высокое самолюбие и пр. Во-вторых, надо специально ставить перед детьми

игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов

общения, в частности таких, как деловое взаимодействие. В-третьих, в играх

эмоционально

неблагополучных

детей

со

сверстниками

полезно

осуществлять обмен ролями между детьми.

Это развивает их представление друг о друге, помогает встать на новую

позицию, прочувствовать положение другого человека. При этом разумнее

использовать незнакомые сюжеты, в которых легче решать трудные для

ребёнка задачи и ставить ребёнка с помощью роли в такое положение,

которое принуждает его совершать действия, трудновыполнимые в жизни.

фото

Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры

необходимо учитывать ряд причин:

может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на

его предложения;

может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых

действий;

свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного

характера и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка

на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную

связь с уровнем развития театрализованной игры.

Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо

ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи:

подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое

способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта

ребенка;

обозначать

моменты

обязательных

контактов

между

сверстниками, разных по степени сложности;

идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от

создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к

неизвестным

ранее

более

сложным

ситуациям,

требующим

определенного эмоционального отношения.

2.3. развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и

сказочного образа.

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только

для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика

показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх

действия

положительных

персонажей,

и

неохотно

передают

образ

отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны

неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей;

максимально

полно

развертывать

общение

и

взаимодействие

персонажей;

постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как

итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего.

Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у

ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового

творчества.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное

произведение для детей всегда имеют нравственную направленность

(доброта, смелость, дружба и т.д.). Известный детский психолог Н. Н.

Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную

особенность

процесса

творчества

он

всегда

насыщен

яркими

положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество

обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость

первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствия от своих новых

общений,

построения

отношений,

проявления

способностей.

Яркие,

положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в

том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества

мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей,

обогащать и развивать личность ребенка». Действия ребенка – актёра на

сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того

средства выразительности (жесты, мимика, движения)

не могут быть

случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому

образу.

фото

3.

Развития

творческих

способностей

детей

с

использованием

природного багажа ребёнка:

Мне очень интересно заниматься с активными детьми, обладающими богатой

фантазией, неуёмной энергией. Приятно наблюдать, как ребёнок становится

«управляемым» когда его выделишь, предложишь ему стать «главным» в

игре. В игру включаются все дети, пришедшие на занятия, но основная

(ведущая) роль будет отдана «непослушному» ребенку. Вот здесь приходит

на помощь эмоциональная память ребёнка, очевидно, что за основу берутся

поведение старших товарищей, героев мультфильмов, игры и т.д. Любимые

герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Очень важно выслушать, позволить воспроизвести и вместе выбрать то или

иное поведение, жесты, мимику. Главное не навязывать своё видение, а дать

ход творческой фантазии ребёнка.

Конечно, я не открыла ничего нового в подходе к занятиям с детьми, но моей

целью как раз является применить на практике опыт педагогов, коллег.

Учёные

считают,

что,

приобретая

активный

характер,

воссоздающее

воображение ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить

окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и

быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве

оригинальных

решений.

Именно

способность

ребенка

к

такой

идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную

деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная

деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации

опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать

робость,

неуверенность

в

себе,

застенчивость.

Таким

образом,

театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

3.1. Накопление впечатлений.

При планировании театральной деятельности требуются наблюдения за

детьми, их восприятие окружающего мира, их общение друг с другом. И

здесь сразу становится видно, что даже самый стеснительный ребенок, при

правильном

индивидуальном

подходе

к

нему,

начинает

проявлять

самостоятельность и развиваться в творческом направлении, показывая

хорошие коммуникативные навыки в общении.

Можно выделить несколько этапов характеристики детей:

эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми,

умеют импровизировать);

нераскрытые творческие способности у детей (стремятся к

общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко

справляются с другими);

скованные и стеснительные дети (малообщительные, не могут

выразить свои эмоции и чувства, не хотят участвовать в

спектаклях).

Во всех формах театрализованной деятельности должны участвовать

небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный

подход к ребенку, причем я каждый раз формирую подгруппы по-разному —

в зависимости от содержания занятий. Таким образом, я имею возможность

выявить у детей их индивидуальные качества. И не забываю, что моя главная

задача :развитие эмоциональности у детей.

3.2. Импровизации.

Дети среднего возраста, обычно скованно ведут себя в младших классах

общеобразовательной школы. Они неуверенны в себе, стеснительны, но

придя в школу искусств, они начинают проявлять интерес к театральным

играм, потому, что они близки к более свободной форме поведения.

Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет

театральная деятельность - деятельность, по сути своей синтетическая,

которая

естественным

образом

объединяет

практически

все

виды

художественного творчества, все виды человеческой активности. Именно

здесь открывается большая возможность применить импровизацию.

На занятиях с детьми я использовала такой приём, как импровизация

(разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). В начале

работы дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или

иную сценку. Им необходима подготовка – совместный выбор темы,

обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Именно в данный момент становится очевидным, насколько ребёнок может

ипровизировать сам, а кому нужна небольшая помощь.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще

более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В

следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

3.3. Сочинительство.

Источником для таких фантазий могут быть самые разные вещи. Возможно,

это был сон, который ребёнок принял за реальность, возможно же эти

выдумки являются средством поднять свой авторитет среди сверстников или

это может быть стремление победить свои страхи перед, чем или кем либо.

Рассказы о том, что они залезли на крышу высокого дома и спрыгнули вниз,

могут быть просто желанием самоутвердиться.

Поэтому, единственно правильное решение в подобных ситуациях –

спокойно и заинтересованно отнестись к рассказам ребёнка и непременно

попробовать применить выдумку ребёнка в эпизоде, театральной игре. Очень

важно не оставить без внимания любое высказывание детей, учесть характер

самого ребёнка, не позволить разочароваться и таким образом замкнуться.

Иначе вместо эмоционального раскрепощения мы получим негативный

пример.

На своих занятиях я всегда нахожу время, для «свободных» театральных игр

детям всех возрастных групп, в которых они сами придумывают тему,

назначают режиссёра, определяют время подготовки эпизода или мини

спектакля. Мне всегда интересно посмотреть результат их самостоятельной

работы, все замечания и пожелания мы обсуждаем по окончании показа. Эти

«свободные» занятия являются самыми любимыми, после репетиций над

спектаклями, где и пригождаются эти занятия.

4.

Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения.

Эмоциональное раскрепощение выступает одним из наиболее актуальных и

востребованных направлений в работе как с теми, кто выходит на сцену, так

и внутри коллектива с целью обретения более гармоничного и продуктивного

содружества. Для более эффективного достижения цели:

эмоциональная

раскрепощённость

детей

через

театральную

деятельность

я

выбрала

опробовала простые и понятные, а главное, эффективные упражнения и

тренинги, которые позволяют без специальных знаний и умений получить

результат эмоциональной стабильности и раскрытости в группе. Некоторые

упражнения я позаимствовала у коллег- преподавателей, психологов, есть

упражнения разработанные мною либо совмещённые.

Все упражнения

условно разделены на несколько блоков:

Упражнения-разминки. Это те упражнения, которые используют в начале

каждого занятия и основной их целью является легкое погружение в работу и

формирование комфортного самочувствия участников.

Упражнения основного комплекса.

Они раскрепощают участников и

формируют навыки, необходимые для выступления на сцене, сближают

участников группы и демонстрируют уникальность каждого.

Упражнения на закрепление или финальные упражнения. Позволяющие

грамотно и позитивно закончить любое занятие и закрепить полученные

результаты.

Представленные упражнения можно использовать как отдельно, так и в

комплексе. Составление комплексного тренинга повышает эффективность

работы и позволяет более глубоко проработать эмоциональную сферу

участников, что, несомненно, усилит эффект и даст более ощутимый

результат. Постоянное использование подобных упражнений ведет к

формированию

гармонии

личности

участников

занятий

в

плане

эмоционального комфорта и раскрепощенного поведения, помогает понять

физиологические

и

психологические

характеристики

эмоциональных

состояний и приобрести навыки взаимоотношения в социуме. Представляю

ряд упражнений, которые я использую на занятиях чаще всего.

Психологические игры:

«Поздоровайся по-разному» ( можно применять жесты, движения, пластику),

«Найди себе дружка» (задействованы приёмы дворовых игр).

Игры превращения:

« Деревянные и тряпичные куклы», «Маятник», «Я в сказке».

Игры для развития интонационной выразительности:

прочитать

стих

с

различной

интонацией

(удивительно,

насмешливо,

недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

Игры для развития воображения:

«Вы художники» (рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную»

природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)

«Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки,

отдыхаем)

«Придумай

историю»

(дети

продолжают

истории,

которые

начал

рассказывать преподаватель). Например: «По небу плыла огромная туча……)

«Разговор предметов» (о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)

Игры на развитие пластической выразительности:

«Пройди по камешкам через ручей»

«Поймай бабочку или муху»

«Как гуляют три медведя»

«Подкрадись к спящему зверю»

Игры-драматизации:

«Самолет»

«Умываемся»

«Мишка»

«Кошки-мышки»

В работе с детьми по развитию речи можно использовать :

Мы учились проговаривать скороговорки:

«Вез корабль карамель…»

« Жук, над лужею жужжа…»

«Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие

другие.

Игра « Подскажи словечко»

« Я у бабушки Полины…»

«Важен он как господин…»

«Погляди на молодцов…» и т.д.

Артикуляционная гимнастика: Упражнения для губ, для языка

«Одуванчик»

Упражнения на произношение гласных и согласных.

Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

Занятия актерским мастерством (выразительно отвечать и показывать

жестами различные этюды и мини-сценки), сценические движения (танцы,

умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст, жестами).

«Мимическая гимнастика».

Предложите

ребенку

выполнить

следующие

мимические

упражнения:

сморщить лоб – расслабиться. Поднять брови – расслабиться. Сморщить лоб –

поднять брови – расслабиться. Закрыть глаза – открыть и расширить глаза –

поднять брови – раскрыть рот – расслабиться. Сморщить нос, расширить

ноздри – расслабиться. Улыбнуться .

Развитие эмоций у детей младшего возраста

(1 класс театрального искусства).

«Смена ритмов»

Цель: помочь снять излишнее мышечное напряжение.

Ведущий начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз,

два, три, четыре… Участники присоединяются и тоже, вместе хлопая в

ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно ведущий, а вслед

за ним и участники, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Внимательный марш»

Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.

Процедура игры. Участники маршируют под музыку. Затем музыка внезапно

прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья,

поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т.п.).

Примечания:

1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

2. Игра выполняется до тех пор, пока участники не достигнут самоконтроля и

активного внимания.

«Иголка и нитка»

Цель игры. Развитие произвольности.

Процедура игры. Выбирается водящий. Под веселую музыку он играет роль

иголки, а все другие дети роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а

«нитка» (группа детей друг за другом) – за ней.

Примечание.

Если в группе имеется зажатый, замкнутый ребенок, то

предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой

группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские

способности.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.

Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно

количеству участников. Около противоположной стороны комнаты также

стоят стулья, но их число на 1 меньше количества участников.

Все садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончает стишок, все бегут к противоположной стенке и

стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Примечания:

1. Не разрешайте начинать бег раньше, чем кончится стишок.

2. Запрещается спихивать другого со стула, если тот занял его раньше.

«Конспиратор»

Цель игры. Развитие внимательности у детей.

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами

стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет:

«Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех

играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из

круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.

«Орешек»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Инструкция: А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек.

Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это

неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, все

расслабленно.

Зубы крепче мы сожмем,

А потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Прослушивание спокойной мелодии.

«Улитка»

Цель:снятие

эмоционального

напряжения,

агрессии.

Снижение

импульсивности детей.

У детей спрашиваю: «Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что

улитка делает, когда ей угрожает опасность?»

Затем дети встают за

взрослым «паровозиком» – каждый обнимает впереди стоящего за талию.

«Теперь мы с вами одна большая улитка». По команде «Лягушка» улитка

закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде

«Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и

хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет.

«Барометр настроения»

Цель:

снятие

напряжения,

создание

положительного

эмоционального

климата. Спрашиваю у детей, знают ли они что такое барометр (термометр,

градусник) и для чего он нужен. Затем детям предлагается показать свое

настроение только руками: плохое ладони касаются друг друга, хорошее –

руки разведены в стороны.

«Походки».

Участникам предлагается изобразить походки различных людей и животных,

например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун

в цирке, как котенок, как медведь и т.п. Варианты походок может

придумывать и сами участники.

Можно в эту игру играть и по-другому, предложив участникам по походке

угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается

напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

Данные упражнения

раскрепощают участников и формируют навыки,

необходимые для выступления на сцене, сближают участников группы и

демонстрируют уникальность каждого.

Развитие эмоций у детей среднего возраста

(2 класс театрального искусства)

«Быстрый ответ».

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах,

развивает находчивость, смекалку. Задаю поочередно каждому малышу

легкие для них вопросы и жду ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить

ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил).

Дети могут отвечать на вопросы как угодно – и серьезно, и шутливо. Можно

задать такие вопросы: «Почему лягушки скачут?», «Почему мороженое

холодное?», «Почему крокодил зеленый?». При любом подходящем ответе

ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других

детей. Незаметно направляю игру так, чтобы не допускать чрезмерного

опережения или отставания малышей.

Особое внимание следует уделить

застенчивому

ребенку,

помогая

ему

двигаться

вровень

с

другими.

Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз

выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить

в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха,

педагог предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

«Кто больше?»

Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями.

Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно,

умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» –

радостно

или

уныло,

удивленно

или

разочарованно,

с

любовью,

с

ненавистью,

равнодушно,

высокомерно,

униженно,

презрительно,

многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры

зависит, прежде всего, от интеллектуального развития ребенка.

«Мои эмоции».

Игра направлена на развитие умения чувствовать настроение окружающих, а

также умения правильно передавать свои эмоции. Участникам предлагается

нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как

голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как

котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый

ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

«Покажи настроение».

Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

Прошу изобразить настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел,

походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как

клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как

человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной

лужайке».

Игры с использованием художественного образа.

Игра «Народное гулянье».

Под медленную распевную мелодию дети парами делают четыре шага

вперед, кланяются друг другу, делают еще четыре шага, затем поочередно

парами расходятся направо и налево и, идя по полукругу, возвращаются в

исходную точку. Теперь, делая четыре шага вперед, кланяются: первая пара –

паре, идущей справа, вторая пара – паре, идущей слева и так далее. Через

следующие четыре шага первая пара кланяется налево, вторая – направо и

так далее.

Игра «Чаепитие».

Дети вспоминают еще одну картину, которую видели в музее, – «Купчиха за

чаем».Девочки представили себя купчихами, налили чай из воображаемой

чашки в блюдце. Осторожно, чтобы не разлить его, взяли правой рукой

блюдце и поднесли его к губам.

Игра «Коробейники».

Ни одно гулянье не обходилось без продавцов игрушек. Они ходили между

гуляющими с коробами на лямках, в которых были ленты, пряники,

деревянные и глиняные свистульки. Девочки остаются «купчихами»,

которые, выпив чайку, отправились на гулянье посмотреть какие-нибудь

товары. Мальчики изображают коробейников. Придерживая руками свои

«коробы», они, пританцовывая, переходят от одной «купчихи» к другой,

предлагая свои товары, стараясь найти подход к каждой из них, с тем, чтобы

заинтересовать покупкой. Одновременно они ищут партнершу для танца.

Игра заканчивается общей плясовой на мотивы русских народных песен.

Жанровые сценки на темы басен И.А. Крылова.

В жанровых сценках я объясняю детям, как подойти к понятию «характер»

персонажа через характерные позы, движения, различные способы общения в

заданных игровых ситуациях.

«Ворона и Лисица».

Вот мы читаем текст басни И.А. Крылова, затем разбираем предложенную в

басне ситуацию, главные черты персонажей и вместе с детьми находим ответ

на вопрос: кто такой «льстец» и чего он добивается лестью? Затем дети

приступают к этюдам на выявление характера персонажей.

Ворона.

Вороны, как и люди, бывают разные. Какая же ворона в нашей басне? «На

ель Ворона взгромоздясь…» – что означают эти слова? То, что ворона

тяжелая, неповоротливая. «Позавтракать совсем уж было собралась, да

призадумалась…» – а это значит, что она неторопливая и важная птица.

Правда, она немного похожа на боярина? Теперь каждый из вас попробует

представить себя такой вороной. Взяли сыр и крепко держим его в клюве.

Вперевалку, важно подошли к дереву, посмотрели вверх, насколько оно

высоко, замахали крыльями и медленно «взгромоздились» на самую

верхушку. С вершины дерева озираем все вокруг, горделиво показывая всем

свою добычу.

Лисица.

Чем же лисица отличается от Вороны? «На ту беду Лиса близехонько

бежала…»

значит,

она

спешит,

торопится,

вынюхивает,

чем

бы

поживиться, у нее длинный нос и длинный пушистый хвост, которым она

заметает свои следы. Мы – лисицы. Принюхались и побежали, не забывая

хвостом заметать следы. «Вдруг сырный дух Лису остановил» – дети

останавливаются как вкопанные и вновь принюхиваются, прогибают спины и

поднимают головы вверх. Почему? «Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил».

Что же нам делать? Вспомним правила этикета, вспомним реверансы. А что

сделала лиса? Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с

Вороны глаз не сводит. И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

Пробуем выполнить все действия лисы, но сначала поймем, зачем она это

делает и почему ее называют «плутовка». Она все время хитрит и так

искусно усыпляет бдительность вороны, что заставляет ее поверить в то, что

она «царь-птица». Разобьемся на пары, где один будет Вороной, другой –

Лисицей. Сначала проиграем эту ситуацию без слов. Пусть вместо сыра во

рту у «ворон» будет надутый воздушный шарик, который выпадет, когда она

откроет рот.

Я обращаю особое внимание на согласованное игровое общение пар, то есть

на то, как «ворона» принимает ухаживания «лисицы» и как последовательно

реагирует на действия, выражающие похвалу. Каждая «ворона» своими

жестами и мимикой реагирует на слова «лисицы»: «шейка», «глазки»,

«перышки», «носок» и «голосок».

Почему же Лисица убежала, не став слушать песню Вороны? Конечно же она

очень спешила, и ей был нужен только сыр.

Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал, – с ним была плутовка

такова.

Как только «вороны» откроют рты и шарики начнут падать, «лисицы»

хватают их и начинают с ними играть, не обращая внимания на «ворон». А

«вороны» возмущенно каркают. При наличии времени желательно дать

детям возможность поменяться ролями и разыграть басню еще раз.

Получается целый спектакль, которому можно уделить отдельный урок,

целое занятие.

«Стрекоза и муравей».

Представим себе жаркое лето, светит солнышко, мы на опушке леса. Чем

здесь занят муравей? Он может делать запасы на зиму из даров леса, строить

муравейник – теплый дом, но чтобы он ни делал, все у него в руках спорится,

«горит», он работает быстро и ловко, не тратя напрасно ни одной минуты,

трудится, не покладая рук.

А что же делает попрыгунья-стрекоза? «Песни, резвость всякий час, так, что

голову вскружило» – сказано о ней в басне. А это значит, что она может

танцевать, петь веселые песенки, играть с другими стрекозами или

бабочками, загорать на солнышке, пить нектар, порхая с цветка на цветок.

Но вот настала зима. Холодно. Деревья без листьев, на земле снежные

сугробы. Воет вьюга. Сумрачно, солнышко не греет.

«Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настает». А чем заняты сейчас

наши герои? Муравьи в теплом доме, поедают свои летние запасы. Стрекозы,

дрожа от холода и голода, пытаются найти убежище и, обессиленные, с

трудом махая крылышками, находят муравьиные домики и стучатся в них.

Что же сделал Муравей? В басне нет однозначного ответа. Он открыл дверь

Стрекозе, и на ее просьбу, ответил: Ты все пела? это дело: Так поди же,

попляши!

А теперь даём детям решать самим, выгнал ли он ее плясать на улицу или

пустил в дом, решив, что пение и танцы – это не праздность, а праздник,

который тоже нужен всем.

Вот

несколько

сложных

по

времени

и

действиям

упражнений,

но

результативные по эффективности.

Развитие эмоций у детей с таршего возраста

(3 класс театрального искусства)

«Воздушный шар».

«Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте

себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-

глубоко, и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и легким.

Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите

дыхание, не спеша, сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и

спокойно выдыхайте. Шарик сдувается… А потом надувается вновь…

«Слушай тишину».

Упражнение проводится в тихом месте, куда могут доноситься извне лишь

тихие звуки. Участникам дается следующая инструкция: «Сядьте удобно,

расслабьтесь, закройте глаза. И просто послушайте, что происходит вокруг.

Обращайте внимание на любые, даже самые тихие звуки. Начинаем

слушать…» На это дается минута-полторы. Потом каждый участник

рассказывает, какие звуки ему удалось услышать.

«Рассмотри предмет».

Участникам предлагается найти или выбрать из предложенных ведущим

какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним

видом, и взять его в руки.

«Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот

предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем.

Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на

задний план… Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его

цвет, форма?.. Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех

деталях… Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте

такие его особенности, которые не видны на первый взгляд…»

После этого каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает,

что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

«Дотянись до звезд».

Участникам дается следующая инструкция: Посмотри на какую-нибудь

особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой:

желанием что-либо иметь или кем-либо стать…

À теперь протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся

изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними

ее с неба, опусти руки и бережно положи перед собой в красивую

просторную корзинку…

Гимнастика лица.

Представленная ниже серия небольших упражнений позволяет решить 2

задачи. Во-первых, это расслабление мышц лица, что важно для общей

релаксации. Во-вторых, упражнения обучают произвольной регуляции

мимики, что является неотъемлемым компонентом саморегуляции поведения

в процессе общения.

«Маска удивления».

Выполняется сидя или стоя, лучше перед зеркалом. Одновременно с

медленным вдохом поднять брови, как это делает удивляющийся человек. На

свободном выдохе опустить брови.

«Маска гнева».

Нахмурить брови, сжать губы, раздуть крылья носа. Мышечное усилие

наращивается постепенно, одновременно с медленным вдохом. Во время

свободного выдоха мышцы освобождаются от напряжения.

«Маска смеха».

Медленно

вдохнуть.

Углы

рта

максимально

подняты

вверх,

глаза

прищуриваются, рот приоткрывается, обнажая зубы (между верхними и

нижними должно поместиться 2 пальца). Задержите дыхание. Теперь быстро

выдохнуть и расслабить мышцы лица.

«Маска брюзги».

Углы рта опустите, рот сожмите, мышцы подбородка напряжены.

«Маска трубача».

Выполняя упражнение, следует не только раздувать щеки, но и напрягать

мышцы. Рот плотно сжат, круговая мышца рта напряжена.

Упражнение для круговых мышц глаз. Выполняется сидя. На медленном

вдохе

опускайте

верхние

веки,

сначала

мягко,

затем

с

постепенно

нарастающим усилием. Наконец, глаза сильно зажмуриваются. Упражнение

сначала выполняется для обоих глаз одновременно, потом для каждого глаза

поочередно.

Упражнение для жевательных мышц.

Жуйте жевательную резинку, морковку или хлебную корку. Сжимание

челюстей сопровождается вдохом, разжимание – выдохом. «Кусающие

усилия» (в вертикальной плоскости) следует чередовать с растирающими (в

горизонтальной

плоскости).

Движения

должны

быть

неторопливыми,

повторять их следует 10-15 раз.

«Отряхнись»

«Вспомните, как отряхиваются, выйдя из воды, собаки и многие другие

животные. Они останавливаются, напрягают мышцы и несколько секунд

совершают

быстрые,

короткие,

энергичные

движения

тела.

Брызги

разлетаются во все стороны, а сами они становятся сухими. Давайте

поучимся делать так же!

Побежали

Представленная

ниже

серия

из

трех

упражнений,

направленных

на

релаксацию,

необычна

тем,

что

выполняется

не

в

спокойном

и

расслабленном состоянии, а на бегу, при интенсивной мышечной работе.

Участников просят неспешно и расслабленно бежать, внимательно слушая

слова ведущего и представляя то, о чем он говорит.

«Тепло»

Цель. Основано на физиологическом свойстве организма выделять тепло при

мышечной работе. Благодаря этому через несколько минут легкого бега

можно констатировать: «Мышцы прогреваются приятным глубоким теплом.

Руки и ноги теплые, согреваются. Горячая кровь струится по всему телу.

Тело пропитано густым глубоким теплом, как губка. Тело излучает тепло».

Такие

формулы

самовнушения

помогали

прочувствовать

ощущения

внутреннего тепла и усилить их. А усилить очень хотелось, поскольку

закалка заключалась в том, что мы выпрыгивали из бассейна и целый час

бегали по обжигающему снегу…

«Бодрость»

Цель. Использует ощущение той легкости движений, когда мышцы рук и ног

разогрелись,

связки

суставов

обрели

эластичность,

установился

автоматический ритм дыхания, сердцебиения и движений бега. Все эти

ощущения сводятся в одно: ощущение свободного полета, парения. «Мне

тепло и легко. Щеки овевает приятный ветерок. Вдох успокаивает. Выдох

спокойный. Сердце бьется ритмично, равномерно. На душе спокойно и легко.

Мышцы наливаются спокойной силой. Излишнее напряжение уходит само

собой. У меня много сил и энергии. Чувствую в себе силу, смелость и

бодрость».

«Радость».

Цель. Его задача – не дать энергии уйти в «пар», в какое-нибудь озорство, на

которое начинает тянуть в середине пробежки. «Во мне пульсирует горячая

здоровая кровь. Огромный заряд сил и энергии. Я как пульсирующее солнце.

Лоб приятно прохладный. Я легко владею собой, своей энергией. Реакция

спокойная и деловая. Я верю в свои силы. Мне легко и приятно с людьми. И

людям приятно со мной. На душе тепло и спокойно. Полный покой на душе.

В моем сердце живет любовь к жизни, к своему телу. Оно дарит мне столько

часов счастья. Оно дарит его моим любимым. И получает столько же назад.

Я чувствую себя в центре этого горячего, радостного круга любви. Он

проходит через землю, через мое тело, уходит в небо и возвращается в

землю. Этот круг радости и любви всегда со мной».

«Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на

которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или

поведения одного из участников.

Например:

Ты слишком высокого мнения о себе.

Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь.

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего.

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо.

Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Все участники тренинга по кругу (по очереди) произносят записанную на

карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно

ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к

своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый

выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в

качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к

обсуждению.

«Связующая нить».

Цель:

создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности

группы.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается

со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и

передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда

клубок возвращается к ведущему, все оказываются связаны одной нитью.

Ведущий говорит: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы –

единое целое в этом мире».

«Какая рука у соседа».

Цель:

установление

контакта

между

участниками

группы,

развитие

тактильных ощущений.

Дети берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. Надо почувствовать,

какова рука – мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.

Каждый участник проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Молекулы».

Цель:

повышение

позитивного

настроя

и

сплоченности

группы,

эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция:

Говорю детям: «представим себе, что все мы – «атомы». Атомы выглядят

так:

согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. «Атомы»

постоянно

двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в

«молекуле» может быть разным, оно определяется цифрой, которую называет

ведущий. По команде ведущего все участники начинают быстро двигаться, и время

от времени «атомы» должны объединяться в «молекулы».

«Молекула»

выглядит так: участники стоят лицом друг к другу, касаясь друг друга

предплечьями.

«Баржа».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов,

преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг

другу мяч, т.е. «грузят баржу»: например, все слова на «н» («ножницы»,

«нарциссы», «налим» и т.д.).

5. Результативность педагогического опыта.

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая

организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией

своей, детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в

преимущественном развитии эмоциональной сферы».

Проанализировав весь подобранный мною материал, апробированный

в процессе работы, считаю проделанную работу результативной;

Разработан

комплект

методического

обеспечения

по

развитию

эмоциональной отзывчивости у детей разного возраста средствами

театрализованной деятельности.

У детей появилось чувство уверенности в своих возможностях, радость

от общения друг с другом, чувство эмоционального благополучия,

повысилась эмоциональная отзывчивость и активность в разных видах

деятельности.

Считаю необходимым и дальше использовать в театрализованной

деятельности

специальные

упражнения,

этюды

и

сказки,

способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Новизна данного опыта заключается в авторских разработках этюдов и

сценариев театрализованных игр на развитие эмоциональной сферы

дошкольников.

Опыт моей работы, в частности, подборка игр, этюдов и сценариев

сказок, в том числе составленных мною, используются на занятиях

театрального искусства Ужурской ДШИ.

В моей педагогической практике

особо хотелось бы подчеркнуть значение

театрализованных игр. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения

игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения

эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Эмоциональное развитие детей дополнительного образования – одно из

важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции

для детей имеют следующее значение:

выполняют

регулирующую

и

охранную

функции

(например,

препятствуют осуществлению какой – либо деятельности из чувства

страха и отвращения)

способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в

целом; помогают приспособиться к ситуации;

сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все

виды деятельности;

являются показателем общего состояния ребенка, его физического и

психического самочувствия.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и

прежде всего, ребенка. Театрализованная деятельность является одним из

важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, так как она

является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий

ребенка, приобщает его к духовным ценностям, заставляет его сочувствовать

персонажам,

сопереживать

разыгрываемым

событиям.

В

процессе

театрализованной

деятельности

у

детей

развиваются

способности

распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,

интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Занятия для третьего класса более сложные по эмоциональному восприятию.

Дети используют упражнения предыдущих годов, а отношение как к

актёрским тренингам, серьёзные и глубокие, что является итогом моей

работы.

6.Список используемой литературы:

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.

Л.А.Абрамян, Т.В.Антонов, Л.В.Артемов и др. «Игра дошкольника» Под ред.

С.Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,1995.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль., 1996.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., 1996.

Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться. СПб., 2004.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.



В раздел образования