Автор: Шорникова Екатерина Валерьевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Фитбол-гимнастики в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Фитбол-гимнастики в ДОУ.
Актуальность
Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей.
Неоспоримым фактом является то, что ребёнок должен пойти в первый класс со
сформированными определёнными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению,
сидя за партой по 4-5 часов, развитой соответственно возрастной норме, общей и мелкой
моторикой, правильной осанкой.
Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а
также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития,
низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования. Для достижения оптимального
результата коррекции ребёнка с ОНР не последнее место занимает мотивация к обучению и
разнообразие методов коррекции.
Эффективной технологией, способствующей профилактике и коррекции психофизического и
речевого развития, а также вызывающей интерес обучаемого, по нашему мнению, является
применение в логопедической практике фитбол-гимнастики, так как она предусматривает
развитие и коррекцию ребёнка по трем направлениям: речевому, физическому и
психоэмоциональному.
У детей, посещающие нашу логопедическую группу, наблюдается снижение интереса к
обучению, повышение утомляемости. Коррекция же недостатков речи детей требует
систематических занятий, отнимает много сил и времени, как у педагога, так и у детей.
Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным,
интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной
сферы ребёнка.
Теоретическое обоснование.
Почему фитбол-гимнастика?
Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи
ребёнка, так как речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к
двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.
Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся
и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол имеет форму шара. Никакое другое
тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, дающее полноту ощущения
формы. Известно, что именно ладонь является проекцией высших отделов головного мозга,
обеспечивающих работу мысли и функции речи. Шар посылает оптимальную информацию всем
анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного
анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает
результативность занятий.
Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом. Вибрация, сидя на
мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О
положительном влиянии на здоровье верховой езды писал ещё Гиппократ. Упражнения на мячах
тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и
функцию равновесия, укрепляют мышцы, но главное, благодаря естественной выпуклости мяча, -
формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым
сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает
подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и
выразительность.
Методика использования фитбол-гимнастики с детьми с речевыми нарушениями разработана
кандидатом пед. наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом мед. наук А.А.Потапчук. Её высокая
эффективность оценена на протяжении многих лет работы педагогами логопедических групп г.
Санкт-Петербург.
Описание демонстрируемой технологии
Целью применения фитбол-гимнастики в работе с детьми с ОНР мы считаем развитие и
коррекцию как двигательной, так и речевой сферы. Для этого ставим задачи: через упражнения на
фитболах
1. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания
и просодии;
2. развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча или
упражнений с мячом.
3. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;
4. развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия и др.).
Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают
дыхание, поэтому первым этапом является обучение правильному дыханию через специальные
дыхательные упражнения.
Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп
упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют
упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их
вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего
дыхания, переходим к более сложному виду фонационных упражнений – звуковой гимнастике.
Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой
мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует
подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень
важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе.
Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.
Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на
мячах, используя музыку и пение.
Следующий этап работы – коррегирующие упражнения. Они помогают избирательно
воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления
тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Упражнения фитбол-гимнастики учат детей регулировать свои движения, сначала по указанию
педагога, затем самостоятельно. Дети получают представление о силе, скорости, ритме,
амплитуде движения.
Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка
выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно
важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто
ускорен, или, наоборот замедлен.
Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков.
Применяем готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.
Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений, необходимо постепенно уплотнять процесс
выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в
музыкально-ритмические комплексы.
Необходимо помнить, что сначала осваиваются статические упражнения, т.е. задания на освоение
ребёнком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто
самый выносливый», «Самый сильный» и т.п. Как только ребёнок освоит простейшие
манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмические упражнения с речью. Главная задача
данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с
ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся логопедом. Одно и тоже
стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно и быстро).
На следующем этапе коррекционной работы вводятся общеразвивающие упражнения на развитие
динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-
двигательного аппарата. Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определённой
методикой исполнения.
Например, упражнение «Бабочка».
Терапевтический эффект. Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык
правильной осанки.
Методика исполнения. Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и
приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с чётким хлопком и акцентом. Следить,
чтобы локти были параллельно полу, а не «провисали»
Одним из принципов работы с детьми с ОНР является комплексный подход, где особую
значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных,
физкультурных, логопедических, занятиях по ИЗО и др.
Работа с фитболами мы организовали по следующей системе:
Музыкальные занятия. Серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным
сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, т.к. именно музыка задаёт темп,
динамику, амплитуду и силу движений. Сначала в сопровождении живого голоса и музыки, когда
музыкальный руководитель играет «под детей», затем под аудиозапись.
Логоритмика. Важным принципом в работе с детьми с речевыми нарушениями является принцип
повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения.
Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку,
поэтому для разнообразия и заинтересованности детей мы объединяем все упражнения в единую
сказку и проводим как целое занятие по логоритмике. В каждой сказке есть своеобразная
«мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный
комплекс.
Развитие связной речи. Пересказ сказок по мнемотаблицам.
Динамические паузы на занятиях используются для отрабатывания отдельных упражнений на
фитболах, которые включаются затем в единое занятие по логоритмике.
Физкультурные занятия (в различных его частях). Содержание занятия напрямую связано с
изучаемой лексической темой.
В совместной деятельности с детьми и родителями: игры, развлечения, досуги, праздники.
Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем несколько лет и можем с
уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки,
проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое
чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём,
чувство радости и удовольствия.
Упражнения с фитболами способствуют:
Коррекция речевых нарушений: развитие дыхания, автоматизация и дифференциация звуков,
координация речи с движением, развитие чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т.д.
Терапевтический эффект: укрепление (растяжение, расслабление) мышц отдельных частей тела
(шеи, спины, бёдер, стоп, межлопаточной области и т.д.), развитие координации движений,
повышение гибкости, подвижности в суставах, формирование правильной осанки,
предупреждение плоскостопия, тренировка навыка прыжков, чувства равновесия и т.д.