Напоминание

Фитбол-гимнастики в ДОУ.


Автор: Шорникова Екатерина Валерьевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Фитбол-гимнастики в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фитбол-гимнастики в ДОУ.

Актуальность

Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей.

Неоспоримым фактом является то, что ребёнок должен пойти в первый класс со

сформированными определёнными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению,

сидя за партой по 4-5 часов, развитой соответственно возрастной норме, общей и мелкой

моторикой, правильной осанкой.

Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а

также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития,

низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования. Для достижения оптимального

результата коррекции ребёнка с ОНР не последнее место занимает мотивация к обучению и

разнообразие методов коррекции.

Эффективной технологией, способствующей профилактике и коррекции психофизического и

речевого развития, а также вызывающей интерес обучаемого, по нашему мнению, является

применение в логопедической практике фитбол-гимнастики, так как она предусматривает

развитие и коррекцию ребёнка по трем направлениям: речевому, физическому и

психоэмоциональному.

У детей, посещающие нашу логопедическую группу, наблюдается снижение интереса к

обучению, повышение утомляемости. Коррекция же недостатков речи детей требует

систематических занятий, отнимает много сил и времени, как у педагога, так и у детей.

Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным,

интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной

сферы ребёнка.

Теоретическое обоснование.

Почему фитбол-гимнастика?

Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи

ребёнка, так как речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к

двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.

Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся

и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол имеет форму шара. Никакое другое

тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, дающее полноту ощущения

формы. Известно, что именно ладонь является проекцией высших отделов головного мозга,

обеспечивающих работу мысли и функции речи. Шар посылает оптимальную информацию всем

анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного

анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, повышает

результативность занятий.

Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом. Вибрация, сидя на

мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О

положительном влиянии на здоровье верховой езды писал ещё Гиппократ. Упражнения на мячах

тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и

функцию равновесия, укрепляют мышцы, но главное, благодаря естественной выпуклости мяча, -

формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым

сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает

подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и

выразительность.

Методика использования фитбол-гимнастики с детьми с речевыми нарушениями разработана

кандидатом пед. наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом мед. наук А.А.Потапчук. Её высокая

эффективность оценена на протяжении многих лет работы педагогами логопедических групп г.

Санкт-Петербург.

Описание демонстрируемой технологии

Целью применения фитбол-гимнастики в работе с детьми с ОНР мы считаем развитие и

коррекцию как двигательной, так и речевой сферы. Для этого ставим задачи: через упражнения на

фитболах

1. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания

и просодии;

2. развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча или

упражнений с мячом.

3. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;

4. развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия и др.).

Дети с ОНР при выполнении даже сравнительно лёгких упражнений нередко задерживают

дыхание, поэтому первым этапом является обучение правильному дыханию через специальные

дыхательные упражнения.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп

упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют

упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их

вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего

дыхания, переходим к более сложному виду фонационных упражнений – звуковой гимнастике.

Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой

мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует

подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень

важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе.

Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.

Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на

мячах, используя музыку и пение.

Следующий этап работы – коррегирующие упражнения. Они помогают избирательно

воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления

тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Упражнения фитбол-гимнастики учат детей регулировать свои движения, сначала по указанию

педагога, затем самостоятельно. Дети получают представление о силе, скорости, ритме,

амплитуде движения.

Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка

выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно

важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто

ускорен, или, наоборот замедлен.

Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков.

Применяем готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.

Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений, необходимо постепенно уплотнять процесс

выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в

музыкально-ритмические комплексы.

Необходимо помнить, что сначала осваиваются статические упражнения, т.е. задания на освоение

ребёнком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто

самый выносливый», «Самый сильный» и т.п. Как только ребёнок освоит простейшие

манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмические упражнения с речью. Главная задача

данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с

ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся логопедом. Одно и тоже

стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно и быстро).

На следующем этапе коррекционной работы вводятся общеразвивающие упражнения на развитие

динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-

двигательного аппарата. Все упражнения обладают терапевтическим эффектом и определённой

методикой исполнения.

Например, упражнение «Бабочка».

Терапевтический эффект. Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык

правильной осанки.

Методика исполнения. Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и

приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с чётким хлопком и акцентом. Следить,

чтобы локти были параллельно полу, а не «провисали»

Одним из принципов работы с детьми с ОНР является комплексный подход, где особую

значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных,

физкультурных, логопедических, занятиях по ИЗО и др.

Работа с фитболами мы организовали по следующей системе:

Музыкальные занятия. Серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным

сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, т.к. именно музыка задаёт темп,

динамику, амплитуду и силу движений. Сначала в сопровождении живого голоса и музыки, когда

музыкальный руководитель играет «под детей», затем под аудиозапись.

Логоритмика. Важным принципом в работе с детьми с речевыми нарушениями является принцип

повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения.

Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку,

поэтому для разнообразия и заинтересованности детей мы объединяем все упражнения в единую

сказку и проводим как целое занятие по логоритмике. В каждой сказке есть своеобразная

«мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный

комплекс.

Развитие связной речи. Пересказ сказок по мнемотаблицам.

Динамические паузы на занятиях используются для отрабатывания отдельных упражнений на

фитболах, которые включаются затем в единое занятие по логоритмике.

Физкультурные занятия (в различных его частях). Содержание занятия напрямую связано с

изучаемой лексической темой.

В совместной деятельности с детьми и родителями: игры, развлечения, досуги, праздники.

Фитбол-гимнастику, как оздоравливающую технологию мы применяем несколько лет и можем с

уверенностью сказать, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки,

проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое

чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём,

чувство радости и удовольствия.

Упражнения с фитболами способствуют:

Коррекция речевых нарушений: развитие дыхания, автоматизация и дифференциация звуков,

координация речи с движением, развитие чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т.д.

Терапевтический эффект: укрепление (растяжение, расслабление) мышц отдельных частей тела

(шеи, спины, бёдер, стоп, межлопаточной области и т.д.), развитие координации движений,

повышение гибкости, подвижности в суставах, формирование правильной осанки,

предупреждение плоскостопия, тренировка навыка прыжков, чувства равновесия и т.д.



В раздел образования