Напоминание

Картотека народных подвижных и хороводных игр


Автор: Александрова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека народных подвижных и хороводных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №8»

Картотека народных подвижных и хороводных игр

Выполнила:

Александрова Т.В

Нижний Новгород

2021 г

Картотека народных подвижных и хороводных игр

П/и «Жмурки»

Цель:

учить

внимательно

слушать

текст;

развивать

координацию

в

пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза,

отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя.

Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен

узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»

Цель:

развивать

двигательные

навыки;

закреплять

представление

о

поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В

середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в

шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к

снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в

своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

П/и «Жмурки с колокольчиком»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного

настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки.

Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его

догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком,

то они меняются ролями.

П/и (русская народная игра) «Картошка»

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя

его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится

"картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается

поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок,

который

упустил

мяч

-

становится

картошкой.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

П/и (русская народная) «Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце

площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот

становится «Снежной бабой».

П/и (русская народная) «Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту

движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют

круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом.

Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,

Молодой ловит серую.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

П/и (русская народная) «Капуста»

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие

капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого

«хозяин» поймает – из игры выбывает.

Салки

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен

догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать,

держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится

водящим.

2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит:

«Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки.

Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих

может быть двое или трое.

Прятки

Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов.

Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся.

Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют

спрятаться «дома».

Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте

с закрытыми глазами. Это место называется «кон».

Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на

определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза

и отправляется на поиски спрятавшихся.

Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя

и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о

стенку или дерево.

Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то

он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры.

Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков.

В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и

«застукан» последним (или, по решению играющих, – первым).

Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки

могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут

считаться обнаруженными.

Горелки

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.

Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он

говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и

встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест

первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара»

или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень

внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Жмурки

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет

опасных препятствий.

Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с

закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.

Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы

площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или

кричат: «Я здесь».

Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Аленушка и Иванушка

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся

внутри круга.

Играющие встают в круг и берутся за руки.

Иванушка должен поймать Аленушку.

Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно

должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то

торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в

сторону.

Движения водящих комичны и иногда неожиданны.

Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и

скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.

Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и

игра начинается сначала.

Двенадцать палочек

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.

Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы

получилось подобие качелей.

На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из

играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется

искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться

к «качелям» и вновь разбросать палочки.

При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего.

Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом

водящий сумел сохранить свои палочки.

Последний найденный игрок становится водящим.

Борьба «вручную»

Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога

одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.

Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть

друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.

Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.

«Руки вверх!»

В этой игре принимает участие 8 или более человек.

Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких).

Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный

стол.

Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом.

Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно

про себя), а затем говорит: «Руки вверх!»

Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх,

причем руки сжаты в кулаки.

Затем командир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки

ладонями вниз на стол.

Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью.

Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого

монета.

Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у

той же самой команды.

Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у

кого находится монета.

«Попади в шляпу»

Существует много вариантов этой игры.

Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для

питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на

определенном расстоянии от мишени.

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли

не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до

окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и

берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает

двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут

на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как

можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к

имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему

«нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку

и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок

становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием.

Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод

сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь,

т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим.

Хоровод-пузырь «надувается»

до тех пор, пока кто-то из участников

хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь

«лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или

ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его —

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его —

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его —

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают

«дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он

показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из

хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может

«присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины.

И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод.

Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей.

Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие

хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она

находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать

несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок.

Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки.

Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки

раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо

платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка,

становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому,

скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном

празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки.

Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в

сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку

впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь

правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

«Заря»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Ход игры: Дети встали вкруг, руки держат за спиной, а за один из

играющих – заря- ходит сзади с лентой и говорит слова:

Заря – заряница

Красна девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые.

Ленты голубые.

За водой пошла!

Движения. С последними словами входящий осторожно кладет ленту на

плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они

оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится

зарей. Игра повторяется.

Правила игры.

1. Бегущие не должны пересекать круг.

2. Играющие не по вворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить

на плечо лент

у

«Ваня, Ваня — простота»

Цель: Учить детей водить хоровод вперед и назад спиной, доставить детям

радость.

Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются

движения по тексту:

"Ваня, Ваня - простота!

Купил лошадь без хвоста. (дети идут по кругу, взявшись за руки по

направлению вперед)

Сел задом на перед, (не разворачиваясь, меняем направление на

противоположное. Т. е. дети идут в хороводе, спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы -

Закусали комары! (дети поворачиваются друг к другу и щекочут друг

друга) "

Игра всегда проходит очень весело, подвижно. Дети произносят слова с

улыбкой, так как уже предвкушают веселое щекотание, они смеются. Охотно

повторяют процесс игры несколько раз. В ходе игры поднимается общий

эмоциональный фон детского коллектива.

«Ручеек»

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,

взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара

проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест

Горелки с платочком

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди

колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят!

После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут

вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди

колонны, а опоздавший «горит».

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные

подвижные игры"



В раздел образования