Автор: Лебедева Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ-детский сад №93
Населённый пункт: г.Орёл,Орловкая область
Наименование материала: Статья
Тема: Сказка как средство нравственного воспитания ребенка
Раздел: дошкольное образование
Статья «Сказка как средство нравственного воспитания
ребенка»
В дошкольной педагогике вопросы нравственного воспитания
детей дошкольного возраста всегда занимали ведущее место .В
настоящее время этот вопрос является одним из главных.
Дети «разучились «читать. На место книг пришли различные
гаджиты, интернет, телевиденье .В компьютерных играх преобладает
крайняя жестокость .Дети стали меньше общаться со сверстниками в
повседневной жизни, стали забывать что такое доброта, приветливость,
взаимовыручка.
Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных
периодов ,именно в это время закладываются основы человеческой
личности, ее нравственные и культурные ценности.
Нравственное воспитание-это формирование ценного отношения
к жизни, обеспечивающего устойчивое .слаженное развитие
человека ,оно содержит в себе воспитание чувства
долга .справедливости ответственности и других качеств ,которые
способны придать высший смысл делам и мыслям человека.
В течении многих времен сказка открыла и открывает ребёнку
дорогу в мир. Только начав достигать самого себя, ребёнок понимает
окружающее. постигает законы общения, определяет различие между
«хорошо» и «Плохо».
Для решения данной проблемы я
решила начать работу по
формированию нравственных качеств детей через русскую народную
сказку, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по
своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка; близка
его мышлению, представлению .
Ценность сказок заключаеться в их влиянии на всесторонее
развитие ребенка.а особенно на нравственное воспитание.в основе
сказки лежит разграничение противопоставлений добра и зла.что
является основой для влияния ее на становление нравственных
ориентиров дошкольников.
Сказка ориентирует детей на правильные и стоящие поступки,
герой в сказках самоотвержаные и безкорыстные ,они ничего не
требуют взамен. Стиль написания сказок очень похож. но каждая
сказка увлекательна и занятна, имеет свои детали, свой характер, своих
героев. Сказку можно сравнить с человеком :в каждой сказке свое
настроение ,свои принципы и проблемы.
В решении задач нравственного воспитания нам помагают
сказки..В младшей группе мы учим детей слушать сказку, следить за
развитием сюжета в ней, сопереживать героям произведения. Важно
обьяснить детям поступки героев и их последствия, повторить наибо
лее яркие отрывки. После слушания сказок «Колобок», »Козлята и
Волк»,» Петух и Лиса» можно предложить детям повторить песенки
главных героев» .сказки знакомят дошкольников с красочностью и
образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы
как «Козлятушки –ребятушки».»Перушок-золотой гребешок». »Коза_
дереза « и др.
В средней группе продолжаем знакомить со сказкой. В этом
возрасте улудшается произношение звуков и дикция. Речь Становится
предметом
активности
детей.
Они
удачно
имитируют
голоса
Животных, интонационно выделяют речь тех или иных героев.
Сказка-это Волшебное средство работы с мироощущением
человека .Сказка присутствует вокруг нас ,это ключ в новый мир. Она
помагает ребёнку узнать действительность. В сказках поступки героев
противопоставляются добру-злу. Храбрость-трусости и все равно
наступает счастливый финал. После рассказывания сказок необходимо
учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы,
связанные с их содержанием .После чтения сказки очень важно спеди
детей правельно сформулировать вопросы,чтобы помочь детям выявить
главное-действия
главных
героев,их
взаимоотношения
и
поступки.Правельно
поставленный
вопрос
заставляет
ребёнка
думать,размышлять,приходить к правельным выводам.
Старший дошкольный возраст-сушественный этап становления
нравственного облика ребёнка, когда совершается его вступление в мир
общественных связей, усвоение простых нравственных потребностей,
приучение
к
их
выполнению.
На
этой
ступени
формируется
товарищеские отношения между детьми ,почтение к взрослым. любовь
к отчизне .Дети старшего дошкольного возраста
способны более
глубоко осмысливать содержание сказок .В этом возрасте начинаем
прививать интерес к чтению больших произведений. Необходимо
продолжать воспитывать читателя. способного испытывать сострадание
к героям, побуждать детей рассказать о своем восприятии конкретного
поступка
персонажа
,помагать
детям
понять
скрытые
мотивы
поведения героев.
Анализ сказки должен быть таким, что бы дети смогли понять и
почувствовать её глубокое идейное содержания и художественные
достоинства, что бы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный
запас сказками. Когда багаж сказок, которые дети знают и умеют
рассказывать,
станет
достаточно
богатым,
когда
ребенок
на
элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра
(фантастический
вымысел,
очеловечивание
животных,
растений,
предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного
сюжета (присказка, зачин, концовка и др.), можно перейти к сочинению
сказок.
Рассказать детям, что существуют не только люди, которые
хорошо повествуют сказки - сказители, но и те, кто сами их
придумывают - сказочники. Дошкольники с удовольствием активно
откликаются
на
предложение
воспитателя
стать
сказочниками,
придумывать свои сказки. Но умение самостоятельно изобретать
связные, законченные чудные сюжеты создается не сразу. Необходимо
учить ребенка сочинять: обдумыванию замысла, фигур, логическому
развертыванию сюжета, завершению его. Красных строк 46789094.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста мы
учим детей слушать, воспринимать и осмысливать сказку. При
использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности,
учитывая возрастные особенности.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо
работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в
людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей,
так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети
еще
могут
сочувствовать,
сопереживать.
Задача
дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью
жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко
проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания –
литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к
добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность
ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а
именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем
больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.