Автор: Федоненко Альфия Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34 заведующий Сабрекова И.А.
Населённый пункт: Глазов, Удмуртская республика
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Р и Л "
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
« НА ПОМОЩЬ ФЕЯМ ВИНКС»
Цель « Автоматизация и дифференциация звуков Р и Л »
Задачи :
закреплять четкое произношение звуков Р и Л изолировано, в слогах, словах, фразовой
речи;
закреплять графические образы букв Р и Л.
упражнять в словоизменении словообразовании, делению слов на слоги;
развитие фонематического восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, внимания,
памяти, пространственных ориентировок;
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
Оборудование: речемыслительный тренажер с геометрическими фигурами, конверты с
заданиями от фей Винкс и с вложенными в них фрагментами изображения школы Алфеи,
картинки самолета, волка, куска мяса, карточка с буквами ,карандаш, наклейка с Винкс.
Ход занятия.
ОРГ. момент.
Как у тебя настроение? Готова активно поработать? Это хорошо, потому что у меня к тебе есть
очень серьезное задание. Ты, конечно, знаешь о волшебном мире Магикс и о волшебной школе
для фей Алфее? Так вот случилось ужасное. Ведьмы Трикс наложили заклинанье на школу, и она
в одно мгновенье исчезла, рассыпавшись на кусочки. Феи Винкс знают, как снять заклинанье, но
ведьмы лишили их силы и поэтому они просят твоей помощи. Ты готова им помочь? Но для этого
тебе нужно выполнить все задания фей Винкс и самое главное условие их выполнения, ты должна
правильно и четко говорить звуки Р и Л. Как ты думаешь, справишься? Я то же думаю, что
справишься, но все же задание ответственное , поэтому нужно как следует размяться.
1.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ЗАРЯДКА
Твой язычок хорошо размялся и благодаря ему мы оказались в волшебном измерение Магикс.
Здесь тебя ждет первый фрагмент изображения школы Алфея. Тебе нужно собрать 6 таких
кусочков, чтобы школа возродилась. Ты готова идти дальше?
2.УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОЛОСА. УПРАЖНЕНИЕ В
ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ Р И Л
Дальше мы отправимся на самолете, который тебе наколдовала кто? ( выставляется картинка с
феей Блум) Правильно Блум.
УПР. «САМОЛЕТ» НА ДЫХАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Л.
ребенок ведет пальчиком по «дорожке» и произносит звук Л
Ты хорошо произносишь звук Л, давай вспомним, как у нас работает язычок, губы и зубы, когда
мы произносим звук Л
(Губы улыбаются, рот приоткрыт, кончик языка упирается за верхние зубки, язычок в форме
паруса).
А какой звук Л гласный или согласный? Глухой или звонкий?
Мы попали в Магикс , но нам преграждает дорогу волк, которого поставили ведьмы Трикс.
Приручи его, порычи так же как он, и дай ему кусочек мяса.
УПР. «ВОЛК» НА ДЫХАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р.
(На противоположном от ребенка крае стола картинка с волком, ребенку дается
картинка с кусочком мяса. Ребенок « ведет» картинку с мясом к волку, при этом
произносит изолировано звук Р. Желательно на одном выдохе.)
1
Как ты здорово рычишь. Расскажи, как это у тебя получается.
(губы улыбаются, рот приоткрыт, язык широкий за верхними зубами, боковые края крепко
прижимаются к зубам. Мы выдыхаем ,и воздух заставляет язык дрожать.)
Какой это звук? (согласный, звонкий).
Ты молодец, и вместе с Блум ты расколдовала частичку школы.( выставляется новая часть
картинки)
3.УПР. НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ Р И Л В СЛОГАХ И СЛОВАХ.
Чтоб расколдовать второй фрагмент, ты должна помочь выполнить задание Флоре. Это
задание на внимание. Запомни и повтори за мной волшебное заклинание, не забывай четко
произносить звуки.
Тра-тро-тру ; тра- тро-тру- тры (что изменилось?) тры- тро- тра; тры-тру- тра- тла. (какой
слог лишний?)
Отр-ытр-атр- утр ; Отр-ытр- атр (что изменилось) атр-отр-ытр ; атл-атр-отр ( какой слог
лишний?)
Повтори за мной слова парами:
Бал-бар, дар-дал, жар-жал, вар-вал, мир-мил, укол-укор, веер-веял ,булки-бурки, полка-
порка, мерка - мелко, терка-телка, блошка-брошка, жалко-жарко , парка-палка, колка-
корка.
Ты умница, справилась со вторым заданием и расколдовала еще один фрагмент школы.
4. УПР. « ПРОШАГАЙ СЛОВО»
Чтоб добраться до следующего фрагмента нужно пройти по заколдованному мосту. Для этого
нужно придумать слово с определенным количеством слогов. Постарайся , чтоб в словах были
звуки Р или Л. Начнем со слов с 1 слогом.
(Ребенок придумывает слово с 1 слогом, делает 1 шаг, затем с 2 слогами, соответственно
делает2 шага и т.д.В конце пути получает еще один фрагмент )
5.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ ВО ФРАЗОВОЙ РЕЧИ.
Звуки Р и Л обозначаются буквами Р и Л. Ведьмы Трикс разбросали эти буквы . Чтоб
расколдовать еще один фрагмент ,найди буквы Р и Л ; обведи букву Р в квадрат , а Л в овал . При
этом говори так : « Это буква Р, обвожу ее в квадрат. Эта буква Л обвожу ее в овал.»
Ты справилась с заданием и сумела расколдовать еще один фрагмент школы.
6 .РАБОТА С РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ
Мы с тобой очень близки к цели. Перед тобой поле, на котором мы возведем школу Алфеи. Но
для этого тебе нужно ответить на все мои вопросы. Не забывай четко произносить звуки Р и Л.
-Какая фигура в правом верхнем углу?
-Какая фигура в левом нижнем углу ?
-Какая фигура под квадратом? И т.д.
Затем те же вопросы задаются без опоры на наглядность.
Ты молодец , вот последний фрагмент.
Чтобы школа Алфеи вновь появилась на этом поле, нужно правильно разместить все фрагменты ,
совместить фигуры на поле и фигуры на фрагментах. Чтоб не перевернуть кусочки, совмещай
точки над фигурами.
7.СКЛАДЫВАЕМ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ШКОЛЫ АЛФЕИ.
8.ИТОГ: Ты, настоящая умница, спасла школу и вернула феям Винкс их волшебную силу. А
какие звуки помогли тебе выполнить это задание?
2