Автор: Подколзина Ольга Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 83 "Жемчужина"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: обучающий семинар
Тема: "Интеграции образовательных областей - перспектива оптимизации образовательного процесса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 83 «Жемчужина»
Обучающий семинар для молодых педагогов
Тема: «Интеграции образовательных областей -
перспектива оптимизации образовательного процесса»
Автор обучающего семинара:
Подколзина Ольга Борисовна,
старший воспитатель
МАДОУ ДС № 83 «Жемчужина»
Нижневартовск, 2020 г.
АННОТАЦИЯ
Еще в прошлые века педагоги неоднократно высказывали предположение
об объединении нескольких предметов, мотивируя целесообразность такого
подхода тем, что познание в различных областях науки, искусства и культуры
приобретает один ребенок и сведение их должно облегчить усвоение
разнородных фактов.
Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением
интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества.
Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-
теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой
является
овладение
ими
обобщенным
характером
познавательной
деятельности.
Современная система образования ориентирована на формирование
интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины
мира. Самостоятельность предметов и их слабая связь друг с другом
порождают серьезные трудности в формировании у обучающихся целостной
картины мира. Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в
понятиях человека. Одним из средств осуществления межпредметных связей и
формирования мотивов учения является интегрированное занятие. Системно-
деятельностный подход семинара позволяет педагогам выступать в роли
активных участников. Обучаясь в сотрудничестве, молодой педагог развивает
критическое и творческое мышление, совершенствуя свою профессиональную
компетентность.
Тема обучающего семинар: «Интеграции образовательных областей -
перспектива оптимизации образовательного процесса».
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности
педагогов в использовании интегративных подходов при организации
занятий.
Задачи:
-познакомить
педагогов
с
современными
подходами
к
организации
интегрированных занятий с детьми;
-способствовать
положительной
мотивации
педагогов
на
использование
полученных знаний в практической деятельности;
-разработать
методические
рекомендации
по
вопросу
внедрения
интегрированных занятий в практику работы педагогов образовательного
учреждения.
Ожидаемые результаты:
педагоги реализуют практическое действие по
использованию интегративных подходов при организации занятий.
Формы и методы реализации:
групповая форма работы; наглядный,
словесный, иллюстративный.
2
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Материал: презентация, иллюстрации времён года, технологическая матрица,
таблицы с темой интеграции, конспекты занятий, анкета для оценки семенара,
«Лестница успеха».
Целевая группа: молодые педагоги
Вид семинара: практико-ориентированный.
Краткое описание ожидаемого результата:
Работа участников на семинаре будет способствовать:
- систематизации знаний о возможностях программных средств, методов и
приемов, способствующих интеграции образовательных областей;
- получению практического опыта по формированию познавательных интересов
обучающихся средствами различных занятий в их органическом единстве;
- овладению опытом работы по разработке интегрированных занятий;
- анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее
совершенствованию.
План семинара.
1.Вводная часть:
-вступительное слово;
-актуальность проблемы реализации образовательных задач в ходе совместной
деятельности воспитателя с детьми на интегрированных занятиях.
2. Основная часть:
а) теоретическая.
-Сообщение «Интеграции образовательных областей - перспектива оптимизации
образовательного процесса».
б) практическая
-работа с таблицей «Технологическая матрица сравнения и планирования
интегрированных и комплексных занятий»
.
-интеграция компонента «Экология»;
-работа
педагогов
по
анализу
конспектов
занятий:
«Сравни
конспекты
интегрированного и комплексного занятий»;
3. Заключительная часть:
-знакомство с методическими рекомендациями;
-подведение итогов семинара;
-рефлексия.
3
4
Технологическая карта семинара.
Структурный
компонент
Деятельность ведущего
Деятельность
участников
Результаты
структурного
компонента
Организационны
й этап.
Цель. Создать
благоприятный
психологический
климат.
Здравствуйте,
уважаемые
участники
семинара, я рада приветствовать вас на
нашем
мероприятии.
Давайте
настроимся на работу. Я начну фразу, а
вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять
психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту
фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то
какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный
герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то
какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Передают мяч
друг другу,
заканчивают
фразы
-
создание
благоприятной
среды
для
продуктивной
деятельности
семинара. Быстрое
включение
в
работу.
Вводная часть.
Цель. Повысить интерес
участников семинара к
освещаемой теме.
Вопросы к аудитории.
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё
мнение, подтверждая
аргументами, при
Осознание актуальности
предложенной темы.
Постановка
индивидуальных целей.
Осознание
участниками целей
семинара;
согласование
видения
результатов
семинара между
участниками и
ведущими.
-
С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе
как молодые педагоги?
-Как
повысить
мотивацию
обучающихся?
-Что значит интересное, нетрадиционное
занятие?
- Что вы видите на слайде?
-
На
каких
занятиях
вы
можете
применить эти иллюстрации?
-Как на занятии показать целостную
картину мира?
Интеграция – объединение, слияние в известных
пределах обобщенных знаний той или иной
области. Интегрированные занятия (от лат. -
необходимости
отстаивать свою точку
зрения.
-Предполагаемые ответы
участников: проблемы с
дисциплиной, низкая
мотивация и т.д.
- Предполагаемые ответы
участников: необычно и
интересно проводить
занятия.
- Предполагаемые ответы
участников:
разнообразные задания,
импровизация,
нестандартное занятие,
интегрированный и т.д.)
-Предполагаемые ответы
участников: времена
года, природа и т.д.)
- Предполагаемые ответы
участников:
познавательное,
музыкальное, чтение
художественной
литературы, экология и
т.д.).
Анализируют,
выделяют
существенные
признаки,
обобщают.
6
«полный»,
«целостный»)
—
это
занятия,
в
которых
вокруг
одной
темы
объединяется
материал нескольких предметов.
Одна из форм
осуществления
интеграции
в
ДОУ - интегрированные занятия.
Возможности интеграции:
-Сокращение
количества
занятий,
снижение
объема учебной нагрузки на каждого ребенка;
-развитие
творческих
способности
и
коммуникативных умений;
- активизация познавательной активности;
-формирование коллективных взаимоотношений;
-укрепление
психического
и
физического
здоровья детей.
Основная часть.
Цель. Дать
теоретический
материал,
раскрывающий
методологическую
основу построения
занятий; провести
анализ содержания
занятия, научить
целевую
аудиторию
выделять слабые и
сильные стороны
занятия,
прогнозировать
риски.
Интегрированные занятия – это совместные
занятия
педагога-психолога,
воспитателя,
музыкального руководителя, учителя-логопеда,
инструктора
по
физической
культуре.
Педагогический
процесс,
построенный
на
принципах
интеграции,
способствует
более
тесному
контакту
всех
специалистов.
Интегрированные занятия дают воспитаннику
достаточно широкое и яркое представление о
мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и
предметов,
взаимопомощи,
существовании
многообразного
мира
материальной
и
художественной
культуры.
Основной
акцент
приходится не столько на усвоение определённых
знаний,
сколько
на
развитие
образного
мышления.
Это
подтверждает
значимость
использования данного вида занятий в практике
работы с детьми.
Возросший в последние годы интерес к
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё
мнение, подтверждая
аргументами, при
необходимости
отстаивают свою точку
зрения.
Формирование умения
аналитически оценивать
информацию, включаться в
обсуждение, высказывать
свою точку зрения.
Формирование умения
взаимодействовать с
коллегами, активно
участвовать в обсуждении.
Развитие
способностей
самостоятельному
извлечению новой
информации,
анализу, их
7
интегрированным
занятиям
закономерен:
и
«теоретики» и педагоги-практики понимают, что
на таких занятиях дети используют знания из
разных сфер деятельности, процесс обучения
становится более экономным, у детей создается
единая,
целостная
картина
мира,
не
раздробленная
на
аппликацию,
рисование,
развитие
речи,
пение,
физкультуру.
Интегрированные
занятия
позволяют
ребенку
реализовать свои творческие возможности: он
сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и
специфику родного языка; в интересной, игровой
форме обогащается словарь ребенка, развиваются
коммуникативные умения.
Структура
интегрированных
занятий
отличается
четкостью,
компактностью,
сжатостью, логической взаимообусловленностью
учебного материала на каждом этапе занятия,
большой информативной емкостью материала.
При этом занятие сохраняет для детей форму
занимательной, увлекательной игры, включают в
себя
много
видов
двигательной
активности:
динамические
паузы,
физкультминутки,
театрализованные и подвижные игры.
Занятия могут быть с использованием
сказочных и литературных героев;
сказочных
сюжетов;
разработанных
или
совместно
придуманных игр;
воображаемых путешествий,
поездок,
приключений;
элементов
сюжетно-
ролевых и дидактических игр; тематических
праздников; предметных и сюжетных картин,
сюжетов и героев мультфильмов.
Интегрированные занятия имеют отличительные
структурированию.
8
особенности.
Во-первых, это четкость, компактность,
большая информативность учебного материала,
благодаря чему реализуется один из основных
принципов дошкольной дидактики – занятие
должно быть небольшим по объему, но емким,
что возможно при интегративном подходе, когда
конкретный
предмет
или
явление
рассматривается с нескольких сторон в разных
его аспектах.
Второй особенностью является логическая
взаимообусловленность,
взаимосвязь
интегрированных
предметов. Принцип
интеграции
требует
отбора
содержания
образования,
обеспечивающего
целостность
восприятия
ребенком
окружающего
мира,
осознание
разнообразных
связей
между
его
объектами и явлениями. На таких занятиях
обеспечивается взаимопроникновение материала
из
разных
образовательных
областей
через
разнообразные
виды
деятельности,
например,
рассматривание такого понятия, как "настроение",
с помощью произведений музыки, литературы,
живописи.
Важно,
чтобы
образовательные
области сочетались одна с другой и между ними
был связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей
дошкольного возраста, на занятии необходимо
использовать большое количество разнообразного
наглядного материала и атрибутов (выставки
картин, репродукций, предметов быта, поделок,
элементы костюмов). Их следует распределить
так, чтобы дети могли свободно подойти к ним,
9
рассмотреть
и
использовать.
Важной
особенностью
интегрированного
занятия
является смена динамических поз и видов детской
деятельности.
Учитывая, что интегрированное занятие
ведут
как
минимум
два
педагога,
при
его
планировании
и
проведении
важно координировать деятельность воспитателя
и
специалистов. Во-первых,
им
необходимо
согласовать свои учебные планы для того, чтобы
наметить время изучения общих для разных
образовательных областей тем. При этом каждый
педагог должен продумать содержание материала
для своей образовательной области, методы и
средства
обучения. Во-вторых,
в
процессе
подготовки
к
занятию
также
необходимо
провести взаимные консультации педагогов по
вопросам изучения одних и тех же тем. Это
поможет
выделить
главную
цель
интегрированного занятия, определить знания из
других
областей,
способствующих
усвоению
основного материала, исключить дублирование,
определить оптимальную нагрузку различными
видами деятельности детей на занятии.
Многие педагоги не всегда правильно
различают
интегрированные
занятия
от
комплексных. С одной стороны, очень похожи
между собой в принципе, но есть между ними и
отличия.
Погружение в тему требует не только
слаженной работы всех педагогов детского сада,
но и организации эффективного взаимодействия с
родителями
воспитанников. О
готовящемся
10
интегрированном занятии, его теме и содержании
им сообщается за месяц до проведения. Педагоги
дают родителям рекомендации, чем они могут
заняться с ребенком в домашних условиях в целях
подготовки к занятию. По желанию родители
принимают участие в подготовке к проведению
интегрированного занятия (принимают участие в
организации экскурсий с детьми в музей и
выставочные залы картинной галереи, подбор
книг,
иллюстраций,
фотоальбомов,
вместе
с
детьми изготавливают различные поделки для
выставок, атрибуты для игр и пр.).
Практическая часть.
Цель. Закрепление знаний и
умений,
формирование
умений
работы
в
группе,
осуществлении
самоконтроля
и
контроля
степени усвоения знаний.
Задание 1. Сейчас я предлагаю вашему
вниманию
технологическую
матрицу
сравнения
и
планирования
интегрированных
и
комплексных
занятий (Приложение 1).
Задание
2.
Ведущий
предлагает
участникам семинара задание, в котором
указана
тема
раздела
и
предмет.
Педагогам
необходимо
проанализировать
свои
общеразвивающие
программы
и
предложить реализацию данной темы
через разные дисциплины (Приложение
2).
Задание 3.
Перед вами 2 конспекта занятий.
Изучите их и определите, какое из предложенных
занятий интегрированное. Обоснуйте ваш выбор
(Приложение 3).
Заслушивают инструкции
по выполнению
практической работы на
выполнение
определенных заданий,
знакомятся с
представленным
материалом для работы,
формой отчета.
Развитие интеллектуальной
и творческой инициативы.
Заключительная
часть.
Цель. Подвести
Методические
рекомендации
по
итогам
семинара.
Интегрированные занятия позволяют гибко
Анализируют
результат.
Определяют
Анализ межгруппового
взаимодействия участников
семинара.
11
итоги мероприятия;
отследить степень
удовлетворенности
участников
качеством
проведенного
мероприятия).
реализовать
в
режиме
дня
различные
виды
детской
деятельности,
а
также
сократить
количество
занятий
в
целом
и
их
общую
продолжительность. В процессе таких занятий
дети осваивают содержание различных разделов
программы
параллельно,
что
позволяет
сэкономить время для организации игровой и
самостоятельной деятельности.
Целостно-интегративный подход к
педагогическому
процессу
позволит
дать
будущим школьникам целостную картину мира,
сформировать
у
них
системные
знания
и
обобщенные умения на одном занятии. Поэтому
интегрированные
занятия
также
отвечают
требованиям
«Концепции
дошкольного
образования» и способствуют развитию ребенка в
целом, в то время как одновидовое занятие
способствует развитию деятельности.
В заключении семинара хочется ещё раз
обратить
ваше
внимание
на актуальности
проведения интегрированных занятий.
1. Мир, окружающий детей, познается ими на
интегрированных занятиях
в его многообразии и единстве.
2.
Интегрированные
занятия
побуждают
к
активному
познанию
окружающей
действительности.
3.
Интегрированные
занятия
снимают
утомляемость, перенапряжение воспитанников за
счет
переключения
на
разнообразные
виды
деятельности.
4. Высвобождается время для дополнительных
занятий практической направленности
степень
успешности
выполнения
работы.
12
5.
Интеграция
дает
возможность
для
самореализации педагогов.
При планировании необходимо знать отличия
комплексного занятия от интегрированного.
Комплексное занятие — это занятие, в котором
задачи реализуются средствами разных видов
деятельности при ассоциативных связях между
ними,
при
этом
один
вид
деятельности
доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на
котором
соединяют
знания
из
разных
образовательных
областей
на
равноправной
основе, дополняя друг друга, при этом решается
несколько задач развития.
Требования
к
структуре
интегрированных
занятий, которые должен учитывать педагог.
-Четкость,
компактность,
сжатость
учебного
материала
-Продуманность
и
логическая
взаимосвязь
изучаемого материала интегрируемых предметов
на каждом этапе занятия; взаимообусловленность,
взаимосвязанность
материала
интегрируемых
предметов на каждом занятии.
-Большая
информативная
емкость
учебного
материала, используемого на занятии.
-Систематичность
и
доступность
изложения
материала.
-Необходимость соблюдения временных рамок
занятия.
Использование в практике работы с детьми
данных методических рекомендаций позволит
педагогам наиболее успешно развивать ребенка,
так как интегрированное занятие решает не
13
множество отдельных задач, а их совокупность,
что усиливает восприятие ребенком материала,
предложенного взрослым.
Рефлексия «Лестница успеха».
Прошу оценить ваш личный успех на данном
семинаре
выбрав на ступеньки позицию оценки
Приложение 4).
Оценка работы на семинаре.
Я прошу вас заполнить лист оценки семинара.
(Приложение 5).
Спасибо всем за участие в мероприятии. Впереди
вас ждёт длинная дорога профессионального
творчества. Желаю вам успехов.
Оценивают
личный успех на
семинаре,
выбирают
позицию оценки
и озвучивают
свое решение.
Осмысление значения
усвоенного содержания для
профессиональной
деятельности.
Формирование умения
осознавать свои знания и
ставить цели на
саморазвитие.
Перспектива на будущее
самообразование.
Список источников
1.
Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003
№ 4.-С. 105-109.
2.
Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической
деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6 (12) -С 8-14
3.
Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка //
Управление ДОУ. 2004 № 6.-С. 103-106.
4.
Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005 № 5.-С. 99-102
ФГОС ДО.
5.
Смирнова, М. А. Теоретические основы межпредметных связей / М. А. Смирнова. - Москва, 2006. – 204 с.
6.
Щедрина, Н. Г. Пути реализации межпредметных связей в различных по формам учебных занятиях / Н. Г.
Щедрина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. –
№45. – С. 455-457.
14
Приложение 1
Технологическая матрица сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.
Критерии
сравнения
Комплексное занятие
Интегрированное занятие
Определение
Это
занятие,
в
котором
задачи
реализуются
средствами
разных
видов
деятельности
при
ассоциативных связях между ними, при этом один
вид деятельности доминирует, а второй его дополняет
Это занятие,
на котором соединяют знания из разных
образовательных областей на равноправной основе, дополняя
друг друга, при этом решается несколько задач развития
Содержание
В занятие вкладывается ключевое содержание,
связанное одним сюжетом
Выделяется одно основное понятие, объект интеграции
Задачи
Решается одна основная задача
Решается несколько задач.
Решает не множество отдельных задач, а их совокупность
Участие
взрослых
Все части занятия ведет воспитатель
В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты
Соотношение
частей занятия
Какая-то часть занятия превалирует
Участие воспитателя и специалистов в равных долях
Выбор объекта
интеграции
Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут
выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы,
контраст, настроение, тема
Компоненты
интеграции
Способствует развитию деятельности: двигательной,
музыкальной, речевой и т.д.
Способствуют
развитию
ребенка
в
целом:
музыка
+
познавательное + изо
Вариативность компонентов интеграции зависит от количества
специалистов в дошкольном учреждении
Виды занятий
-Тематическое обучающее занятие.
-Обобщающее занятие.
- Обобщающее занятие.
- Итоговое занятие
15
-Итоговое занятие
Периодичность
В соответствии с реализуемой программой
В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1
занятия в 1,5–2 месяца
Планирование
1. Учитывать содержание реализуемой программы
детского сада.
2. Определить доминирующую и дополняющие цели.
3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и
средства
обучения.
4. Продумать развивающие задачи
1. Учитывать содержание реализуемой программы детского
сада.
2. Определить главную цель интегрированного занятия
(берутся только те сведения, которые необходимы для ее
реализации).
3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать
опережающие дифференцированные знания.
4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства
обучения,
а
также
определение
оптимальной
нагрузки
различными видами деятельности детей на занятии.
5. Продумать развивающие задачи
Структура
занятия
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть (все проводит воспитатель)
1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).
2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует
три специалиста, то на три и т.д.
3. Заключительная часть (проводит специалист)
Методы и
приемы
-словесные
- наглядные
- практические
-проблемные
- словесные (проблемные вопросы, художественное слово,
загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни», «как ты
узнал?» и т.д.);
- наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и
т.д.);
- практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);
- проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к
деятельности)
16
Приложение 2
Интеграция компонента «Экология»
Тема
Интеграция
Реализация
Дикие животные
зимой.
Климатическая
зона -пустыня.
Приложение 3
Рефлексия «Лестница успеха»
17
Приложение 5.
Оценочный лист семинара
Анкета обратной связи
1. Оцените степень актуальности данного мероприятия конкретно для вас 1 2 3 4 5
2. Оцените степень доступности изложения материала для вас 1 2 3 4 5
3.Оцените степень своей удовлетворенности методическим содержанием семинара 1 2 3 4 5
4.Оцените степень своей удовлетворенности технической стороной сопровождения мероприятия 1 2 3 4 5
5.Оцените степень своей готовности применять полученные на методическом семинаре знания в ежедневной практике 1
2 3 4 5
6.Ваши предложения.
18
19