Автор: Иванова Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Тулун
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова
Раздел: среднее образование
Трудности и радости грозных лет Великой Отечественной войны в стихотворениях
А.А. Ахматовой, О.Ф. Берггольц, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова
Сведения об авторе: Иванова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Цель:
ознакомление учащихся с особенностями лирических произведений о Великой
Отечественной войне, особой ролью поэзии военных лет; подготовка интервью с поэтом-
участником Великой Отечественной войны.
Задачи:
Предметные:
- познакомиться с биографией поэтов военной поры;
- формировать умение выразительно читать стихотворение патриотического направления;
- учиться составлять вопросы для интервью с «поэтом».
Личностные:
- осознавать трудности, с которыми сталкивались люди в военную годину;
- воспитывать чувство гордости за Великую Победу, патриотизм;
Метапредметные:
Познавательные:
- учиться анализировать поэтический текст;
- учиться обобщать материал, необходимый для рассказа.
Регулятивные:
-уметь управлять своей деятельностью;
- уметь составлять презентацию, планировать алгоритм выступления группы;
- уметь контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
Коммуникативные:
- учиться работать в группе;
- учиться строить монологическое высказывание;
- учиться слушать выступающих;
- учиться преодолевать страх выступления перед аудиторией.
Оборудование: презентации для выступления групп, иллюстрации, книжка-раскладушка с
фотографиями поэтов и их краткой биографией, отрывками из стихотворений; плакаты для
кластеров; цветной мел для написания слов: «трудности» - темного цвета, «радости» -
оранжевого, остальные слова темы – белого цвета;
- оформление стола, за которым сидят учащиеся группы: скатерти темного и светлого цветов
разделяют стол на две половины; на столе находятся портреты писателей, о которых должна
рассказывать группа, книги со стихами;
- листы с фамилиями учащихся для оценки и самооценки, небольшой листок для написания
SMS, карточка с домашним заданием для каждого учащегося;
- на доске записана тема, но слова «трудности» и «радости» закрыты – их учащиеся будут
определять самостоятельно.
Тип урока: информационно-творческий проект
Форма: групповая
Используемые технологии:
- технология критического мышления;
- педагогика сотрудничества;
- информационно-коммуникационные
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Вызов.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли необходимое для
сегодняшнего урока у вас имеется на столах: ручки, листы, стихи, презентации, костюмы?
Поднимите руки, если готовы. Итак, начинаем наш урок.
- Ребята, сегодня мы проведем не обычный урок, а какой – определите сами. Я прочитаю вам
несколько отрывков из стихотворений.
Муса Джалиль Умирая, не умрет герой-
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах.
Анна Ахматова Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших ,
И мужество нас не покинет.
- Это урок Мужества (отвечают ребята, а учитель на доске открывает это слово).
- С каким, самым жестоким, самым трудным периодом в жизни нашей страны связано это
слово?
(период Великой Отечественной войны)
-Урок связан с темой Великой Отечественной войны. Мы будем говорить о поэзии военных
лет. А как вы думаете, какая тема была самой насущной, самой волнующей в поэзии этого
периода? Чему поэты посвящали свои стихи?
- это Победа и тяжесть военных лет) (отвечают ребята)
- Ребята, у вас и столы сегодня оформлены необычно: 2 цвета - темный и светлый-делят их
пополам, на доске 2 иллюстрации ( на одной- изображение Победного салюта, на другой –
оборонительные сооружения), которые тоже отражают 2 противоположности. Что это
символизирует? С какими моментами это связано?
- Салют – это Победа – радость, счастье, а военные действия, оборона – это тяжесть,
неимоверные трудности (отвечают ребята)
( учитель под двумя иллюстрациями
подписывает слова: «трудности», «радости».
- Определите тему урока ( ребята отвечают, учитель открывает все закрытые на доске
слова ).
-Как вы думаете, ребята, а поэзия сыграла какую-то роль в приближении Победы, в
преодолении трудностей?
-Конечно, да!
-Какова цель урока?
-Определить роль поэзии военных лет в преодолении трудностей военного лихолетья и в
приближении Победы, в поддержке духа людей ( отвечают дети).
-Запишите тему урока (на доске тема).
2. Осмысление.
Сегодня, ребята, вы работаете в группах. Каждой группой была проделана основная часть
работы по подготовке к этому уроку самостоятельно: отобран материал по биографии поэта,
подготовлены к почтению стихи; созданы презентации, распределены роли и очередность
выступления и задания.
Ваше выступление должно отразить несколько этапов:
1.
Рассказ о военной биографии поэта.
2.
Чтение стихов или фрагментов из произведений.
3.
Вопросы для интервью с поэтом (стилизация)
Все остальное - это ваше творчество (т.е. каждая группа может по-своему представить поэта
и его творчество ( несколько стихов военной тематики, в которых нашли отражение
трудности и радости военной поры).
По окончании своего выступления каждая группа дополняет кластеры «Трудности» и
«Радости» ( на доске).
После выступления вы оцените выступления каждой из групп, дадите оценку себе
(насколько каждый из вас плодотворно потрудился), а также руководитель группы оценит
работу каждого участника.
Сейчас 5 минут на подготовку к выступлению ( учитель включает тихую музыку, пока
команды готовятся).
Слово учителя.
-Годы Великой Отечественной войны никогда не изгладятся из народной памяти. Эта война
против гитлеровской Германии была священной, освободительной и общенародной. Победа
была завоевана ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на
фронте и в тылу. Литература тех лет была духовным оружием, воспитывала патриотизм,
прославляла героев, укрепляла веру в Победу. А поэзия приобрела особое значение, потому
что быстро откликалась на все события и в яркой, образной форме выражала чувства и
настроения каждого человека. Стихи легко запоминались и часто превращались в песни.
Навсегда вошли в историю литературы имена поэтов военной поры: А.А.Ахматовой,
Е.М.Винокурова,
С.П.Гудзенко,
Ю.В.Друниной,
М.В.Исаковского,
А.Т.Твардовского,
А.А.Сурковаи многих других.
К сегодняшнему уроку вы готовили рассказ об одном из этих поэтов.
Послушаем, что вы приготовили.
Выступление групп ( по 6 человек)
Первая группа рассказывает об А.А.Ахматовой .
1)
Краткий рассказ о биографии Анны Андреевны периода Великой Отечественной
войны, сопровождающийся показом нескольких слайдов об этом периоде.
2)
Чтение стихотворений «Мужество».
3)
Интервью с поэтом (стилизация: девочка, одетая в стиле 40-х годов представляет
А.А.Ахматову. Ей задает вопросы наша современница – не более 3-х.) Основная
задача этого этапа – учиться «брать» интервью, составлять и задавать вопросы.
4)
Стихотворение «Клятва» читает «сама Ахматова и говорит о том, что она посвящает
его всем ждущим кого-то людям»
5)
Руководитель группы пишет в кластеры слова: «трудности» - испытания, жестокость
времени, «радости» - вера в Победу, укрепление боевого духа людей.
Вторая группа свое выступление готовила об О.Ф.Берггольц.
1)
Краткий рассказ о военной биографии Ольги Федоровны ( показ небольшой
презентации, сопровождающей рассказ. Слышим голос Ольги Федоровны – голос
блокадного Ленинграда –аудиозапись).
2)
Интервью с Берггольц ( ребята составляли вопросы без помощи учителя).
3)
Чтение отрывков из стихотворения «Февральский дневник»
4)
Запись слов в кластер: «трудности» - блокада, смерть, голод, бомбежки; «радости» -
надежда, вера, поддержка, пробуждение внутренней силы народа.
Третья группа рассказывает о А.Т.Твардовском.
1) Свой рассказ о военном времени в жизни Твардовского ребята сопровождают не
только презентацией, но и рисунками из «Василия Теркина».
2) Инсценировка
эпизода
из
книги
«Василий
Теркин»
(глава
«На
привале»,
«Переправа» - отрывки) (костюмы, гармошка).
3) Исполнение песни «В лесу прифронтовом»-2 куплета.
4) Запись в общий кластер: «трудности»- жестокие бои, смерть, испытания на
«прочность», «радости»- нет унынию, нельзя победить такой народ.
Четвертая группа повествует о К.М.Симонове.
1) Выступление ребята начали с чтения стихотворения «Жди меня».
2) Интервью с поэтом ( какие вопросы задали бы сегодняшние школьники известному
поэту).
- Константин Михайлович, кому Вы посвятили это стихотворение?
- Военный корреспондент действительно должен был «бежать» вместе с солдатами в
бой, чтобы снять боевые действия или это было как-то по-другому?
- Какие самые жестокие бои, в которых вам приходилось участвовать, вам
запомнились?
3) Краткий рассказ о военном времени в жизни поэта.
4) Заполнение кластера: «трудности» - смерть товарищей, невозможность ничем
помочь, «радости» - верность, преданность близких, кто-то ждет домой.
6. Обобщение.
Итак, поэзия военного времени освещала не только страшное время войны (перечисление из
кластера тем, о которых писали поэты), но и другую (светлую) сторону жизни – это надежду,
веру в Победу, в стойкость народа, его духовные силы.
К.М.Симонов считал, что «поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не
отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать
свою жизнь за правое дело. Без этого поэзия не заслуживала бы своего назначения ни в дни
войны, ни в дни мира» ( эти слова выведены на отдельный слайд).
- Какова роль поэзии военных лет?
(поэзия - это духовное оружие народа, она помогала укреплять веру народа в Победу -
отвечают учащиеся)
7. Рефлексия.
-Ребята, поставьте себе отметки за работу на уроке в лист самооценки, а руководители групп
оцените работу каждого участника группы.
- Все участники урока напишите короткую SMS о ваших впечатлениях об уроке: 1-2 слова
(на отдельном листочке).
8. Домашнее задание каждому учащемуся на карточке.
1.Составить синквейны со словами «Трудности», «Радости».
2. Нарисовать рисунок - коллаж на данную тему.
Всем спасибо за урок!