Автор: Федосеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 375
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ювелирное искусство татарского народа"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад № 375 общеразвивающего вида с татарским языком
воспитания и обучения»
«Ювелирное искусство татарского народа»
Выполнила воспитатель:
Федосеева Ольга Николаевна
Казань 2021
Введение
Татарское ювелирное искусство является предметом национальной
гордости народа. Это - одно из древнейших видов художественного
творчества, связанное, главным образом, с национальным костюмом,
особенно женским.
Прошли
тысячелетия,
усложнилась
технология
изготовления
ювелирных изделий, обогатились способы их декоративного оформления, но
основные приемы ручной обработки в ювелирном деле не претерпели
существенных изменений.
В настоящее время в Республике Татарстан работают художники-
ювелиры, возрождающие богатейшие традиции татарского ювелирного
искусства, использующие в своих работах традиционные виды ювелирной
технологии: филигрань, бугорчатую скань, гравировку и т.д.
Молодые
художники
пытаются
сохранить
в
своих
изделиях
преемственность между прошлыми прогрессивными традициями ювелирного
искусства и новейшими, связанными с новыми формами быта, новыми
художественными нормами.
В детском саду детей можно знакомить с ювелирными украшениями
татарского народа. В качестве примера прилагаю два конспекта занятий по
ознакомлению
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
ювелирными
изделиями татарского народа.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:
«Ювелирные изделия татарского народа»
Задачи:1. Формировать представления детей о многообразии ювелирных
изделий татарского народа.
2. Ознакомление с основными элементами ювелирных изделий.
Материал: ювелирные украшения, иллюстрации.
Предварительная работа: экскурсия в музей.
Ход занятия:
- Дети, сегодня мы продолжим знакомство с ювелирными изделиями
татарского народа.
Какие изделия можно отнести к ювелирным изделиям? (ответы детей);
- Вы назвали ювелирные украшения – броши, кулоны, сережки, браслеты,
перстни,
бусы.
(Показ
предметов.)
(Слайды1-4)
Ювелирными изделиями можно назвать столовые предметы из серебра
–
вилки,
ложки,
ножи,
блюда
(показ
предметов)(Слайд
4-7)
Есть ювелирные предметы для украшения интерьера – подсвечник,
шкатулки, панно, столики (показ иллюстраций).(Слайд 8-9)
К ювелирным изделиям можно отнести часы, памятные медали, так как
они могут быть украшены драгоценными камнями. (Слайд 10-11)
Ювелирные украшения существовали и в глубокой древности у многих
народов, а также у татар.
Крупнейшим центром производства украшений стала Казань. В
Закамье (деревня Карамышево Черемшанского района) лучшим мастером
считался Абжат-бабай Нутфуллин. Он обладал особым почерком в работе, о
нем
знали
далеко
вокруг.
Большинство украшений мастера изготавливали из металла в сочетании с
самоцветами: топазами, аквамаринами, сердоликом. (Слайд 11-12)
сердолик
аквамарин
топаз
Камни помещались в центре изделия или рассыпались по краям. Как и
везде на Востоке, любимыми цветами был голубой и зеленый, а также
фиолетовый и желтый.
Одним из основных украшений татарок являются чулпы, которые
вплетают в косы при помощи прикрепленных к ним тесемок. (Слайд 13)
Во время ходьбы чулпы издавали характерный звон, по которому
татарку порой можно было услышать раньше, чем увидеть. Чулпы состояли
из сцепленных сканых блях разнообразной формы, украшенных крупным
самоцветом в металлической оправе. Чулпы были чрезвычайно популярны.
Из других женских украшений следует отметить шейно-нагрудные подвески
«яка
чылбыры»,
ожерелья,
брошки,
браслеты.
Как
правило,
они
инкрустировались самоцветами в характерном для татар сочетании –
крупный овальный сердолик, окруженный рядами бирюзы. Яка чылбыры
были распространены только в Татарии и Башкирии.(Слайд 14)
Излюбленным украшением у татар, как у всех мусульман, были
перстни. (Слайд 9)
В связи с этим Омар Хайям писал: « Каждое украшение, которое имеют
люди, может быть, а может и не быть, кроме перстня. Никогда не следует
быть без него».
Татарские мастера вставляли в перстни великолепные самоцветы.
Обычно это был плоский сердолик светло-желтого, темно-желтого или
светло-красного цвета. Часто сердоликовый кабошон окружали мелкие
круглые кабашончики бирюзы. Примерно так же украшались и серьги.
Далее предлагаю детям рассмотреть куклу в татарском национальном
костюме. Предлагаю рассказать о ювелирных украшениях куклы.
Подведение итога занятия.
Конспект занятия на тему:
«Кулон, брошь»
Аппликация
Старшая группа
Задачи:
1.
Закрепить
понятие
об
основных
элементах
ювелирных
украшений.
2. Развивать умения детей вырезать симметричные формы из бумаги,
сложенной вдвое или гармошкой, создавать композиции, имитирующие
ювелирные украшения, по образцу, сочетать орнамент с формой изделия.
3. Развитие эстетического вкуса, аккуратности.
Материалы и оборудование: бумага черная, тонированная под поделочные
камни, шаблоны, ножницы, клей, салфетки, карандаш.
Предварительная
работа:
рассматривание
ювелирных
украшений,
иллюстраций, моделирование украшений.
Ход занятия:
Вступительная беседа
-
Какую особенность имеют украшения, изготовленные
татарскими мастерами- ювелирами? (изготовлены из уральских камней).
- Что нужно для того, чтобы закрепить камень в изделие?
(металлический ободок - каст).
- От чего зависит форма каста? (от формы камня).
-
Может ли ювелирное украшение состоять из камня,
закрепленного в каст? /ответы детей/
-Да, могут, но такие украшения похожи одно на другое, отличаются лишь
узором в камне, да формой камня.
-Что используют мастера для украшения изделия? /ответы детей/
-Где они их заимствуют? /у растений – завитки, листочки; у животных –
домик улитки, рога у барана, туловище змеи и т.д./
-
Сегодня
мы
будем
выполнять
украшения,
способом
аппликации.
Посмотрите на образцы ювелирных изделий, расположенные на доске.
-Какие элементы используются для украшения? (дуги, кружки).
-Камень и каст можно обвести с помощью шаблона и вырезать по контуру, а
элементы вырезаются из бумаги, сложенной пополам или гармошкой,
предварительно нарисовав их. Посмотрите, как я это делаю /показ
воспитателя/
Самостоятельная работа детей
- Приступайте к работе, выбрав понравившийся образец.
Не забывайте, что каст подбирают по форме камня.
Руководство: В процессе работы направлять внимание детей на легкость и
изящность элементов украшений.
Анализ работ. Сравнить с образцами, отметить тонкость, ажурность
украшений, сочетание орнамента с формой изделия, аккуратность
Список литературы
С. В. Сусловой «Татарские ювелирные украшения». — Казань, 1980.— С. 13
—23
Автор: Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф.
Жанр: История, этнография, искусствоведение. Год: 1987
Издательство: Казань: Татарское книжное издательство