Автор: Брылева Анна Захаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 "Золотая рыбка" г.Брянск
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Тема: " Моя малая родина"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №61 «Золотая рыбка» г. Брянск 2021г
Консультация:
« Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста»
Воспитатель: Брылева А.З.
Консультация: « Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к
добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным
учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с
самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных
качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к
её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и
сверстникам, культуре и традициям других народов.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и
культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также
руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы
любить Родину, надо её знать.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины
предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это
мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир
родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы
этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка,
сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость,
удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.
Дошкольник легко и естественно впитывает впечатления от картин
родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых
живёт, от предметов, его окружающих.
Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным
институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие
в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так
важно качество воспитательно-образовательной работы, как дошкольного
учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно
представлять цели и задачи воспитания и образования детей.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
формирование
толерантности,
чувства
уважения
к
представителям
других
национальностей,
к
ровесникам,
родителям, соседям, другим людям;
формирование
чувства
собственного
достоинства
как
представителя своего народа.
Система
работы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
в
дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с
детьми, с родителями и с педагогами.
Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию
патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной,
интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских
воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются разные виды
детской
деятельности:
образовательная
деятельность,
игры,
труд,
рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-
путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение
музыкальных
произведений,
чтение
художественной
литературы,
организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-
музеев в группах.
.
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в
организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в
нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в
группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки,
музей русской избы.
Работа с родителями.
В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна,
требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы
воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и
зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать
родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.
Активные формы взаимодействия с родителями:
1.
Целевые прогулки.
2.
Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения
ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута
молчания, встреча с участниками войны.
3.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной
категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
4.
Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной
земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о
знаменитых битвах и сражениях
5.
Встречи
с
ветеранами,
участие
в
праздничных
днях: «День
города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
6.
Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам,
изготовление
сувениров
для
ветеранов
войны,
предполагающих
активное участие родителей в их подготовке и организации: создание
коллажей, подарков, альбомов и т.д.
7.
Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я
родился»,
«Герб
моей
семьи», «Герои
моей
семьи», «Моя
родословная» и т.д.
8.
«Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым
предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и
рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
9.
Организации
выставки
детских
работ
военно-патриотической
тематики.
10.Привлечение родительской общественности к оказанию посильной
помощи в создании мини-музея ДОУ
11.Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных
факторов
на
формирование
нравственно-патриотических
чувств
дошкольников.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
В подготовительной группе детского сада мы вместе с участием родителей
оформили уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина Россия».
С большим интересом ребята участвовали в изготовлении тряпичных кукол,
«музей народных промыслов России», «музей русской избы» и др.
К празднику Дню победы участвовали в конкурсе: «Война глазами детей».