Автор: Ниязбаева Венера Бикбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: Россия, Ямало-Ненецкий, Ноябрьск
Наименование материала: конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: "Приходи к нам осень в гости"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе
группе «Приходи к нам осень в гости»
Составитель: Ниязбаева Венера Бикбулатовна, МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск
Задачи:
Образовательные:
обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о
разнообразии вариантов их подготовки к зиме
закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об
осенних хлопотах человека
Развивающие:
развивать внимание, память
улучшать общую моторику и координацию движений
развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных
предложений
активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть,
осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные
прилагательные
Воспитательные:
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы воспитывать чувство
любви к родной природе
воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям,
птицам, животным
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением
осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по
теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на
каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный
мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье
осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Ход занятия.
Звучит
классическая
музыка.
П.И.Чайковский
«Осень».
Занятие
начинается
в
познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного
материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. -
Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту
мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся
вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел КОНКУРС
рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много
наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала.
Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему
гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы,
такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь
– длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как
летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для
осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает
снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или
заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Миша, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда
я иду по улицам - сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу
листочки. Магомед - клёна, Анжелика - берёзы, Карина –рябины, Адлан – тополя,
Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно
листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою
любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете
какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о
растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья,
кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему?
(Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках
двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и
начинается листопад.)
Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало
холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена
картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц,
насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме.
Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают ЗАПАСЫ на
зиму, такие как белка, хомяк.)
- Алеша, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки
на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают ЗАПАСЫ на зиму? (Нет,
земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на
зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются
перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и
чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить
кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.
А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица
остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь,
Рамин? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами,
ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью?
(выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят
известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо
поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Сережа, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай:
яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Сережа , что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей
убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают.
На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют
морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь
дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты,
соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все
ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или
засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести
зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень.
Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и
другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не
упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и
правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.