Напоминание

Готовность ребенка к школе


Автор: Зинина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1596
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Готовность ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: «Готовность ребёнка к школе»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе

развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой

раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся

наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую

социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе

физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно

проходить образовательную программу. Физиологическая готовность

подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации

движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А

также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и

понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная

готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь

о них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в

школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен

быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на

конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –

плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно

выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен

адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые

имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но

этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно

слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние

предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать

определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для

успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в

шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати

минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью

воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека

и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:

если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в

ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху,

внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп

горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,

сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,

кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их

нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,

солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,

цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,

месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и

место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Памятки, рекомендации родителям.

Памятка для родителей будущих первоклассников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых

знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие

вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь,

готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

18. Знания математики:

- счёт до 10 (20) и обратно

- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

- решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут

следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте

проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в

школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.



В раздел образования