Напоминание

"Мир вокруг нас"


Автор: Осипова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад№ 96"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Программа экологического развития "Мир вокруг нас"
Тема: "Мир вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 96» г. Сыктывкар

Программа экологического развития

«Мир вокруг нас»

Для детей 3-4 лет.

Срок реализации 1 год

Воспитатели: Осипова Е.В.

Сыктывкар 2020г.

Содержание:

1.

Пояснительная записка……………………………………….3

2.

Формы работы………………………………………………...5

3.

Рекомендуемый режим работы………………………………6

4.

Учебно-тематический план…………………………………..6

5.

Содержание работы с детьми………………………………..7

6.

Диагностика по экологическому..………………………….14

7.

Литература…………………………………………………...15

8.

2

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и

каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологиче-

ские законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй поло-

вине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла

связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от приро-

ды всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологиче-

ское воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема на-

стоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая

культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из

того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности челове-

ка, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период заклады-

вается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и

к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания

является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к при-

родным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он зна-

комится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они

постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привле-

кают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие

хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный

мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,

затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их

ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездум-

но рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

3

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, за-

поминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к при-

роде.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает

разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой

предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного

возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную

помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей

умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращи-

вание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в

освоение данной образовательной программы, дошкольники получают эко-

логические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопере-

живания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать приро-

де посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как до-

брота, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в

коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздо-

ровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с при-

родой.

Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет.

Расписание кружка: 2 раза в неделю, во вторую половину дня в соответ-

ствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельно-

сти.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы эко-

логического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и

природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

4

Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни чело-

века;

Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания

дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Формы работы:

Наглядные методы:

целевые прогулки;

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,

дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

5

Рекомендуемый режим занятий:

Год обуче-

ния

Продолжительность одного занятия в

академических часах

Периодичность в

неделю

Количество ча-

сов в неделю

Количество

часов в год

2017-

2018

1

2 раза

2

70

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

1

Цветы на участке осенью

2

2

Осень-припасиха

2

3

Что нас лечит от простуды

2

4

Доброе, хорошее солнце

2

5

Расскажи Хрюшке о комнатных растениях

2

6

Осеннее дерево

2

7

Домашние животные

2

8

Дождик, дождик

2

9

Воробьишка

2

1

0

Синичкин праздник – 12 ноября

2

1

1

Дикие звери зимой

2

1

2

Снежинка

2

1

3

Ёлочка-зелёная иголочка

2

1

4

Плыли по небу тучки

2

1

5

Снежный хоровод

2

1

Зимняя красавица - ель

2

6

6

1

7

Наблюдение за снегом и льдом

2

1

8

Жизнь птиц зимой

2

1

9

Мороз – удивительный художник

2

2

0

Выращиваем лук на окошке

2

2

1

Дикие животные в лесу зимой

2

2

2

Лаборатория добрых дел

2

2

3

Наблюдение за сезонными изменениями

2

2

4

К нам весна шагает быстрыми шагами

2

2

5

Наши четвероногие друзья – собака

2

2

6

Забота о здоровье

2

2

7

Первые цветы в природе

2

2

8

Божья коровка

2

2

9

Жучки

2

3

0

Пернатые гости

2

7

3

1

Волшебница весна

2

3

2

Солнышко на травке

2

3

3

Что такое облака, дождь, гроза?

2

3

4

Песочные фантазии

2

3

5

Экологическая тропа

2

Содержание работы с детьми

Тема

Задачи

Методы, приёмы

Дидактиче-

ский материал

Сентябрь

1

«Цветы на

участке осе-

нью»

Закрепить знания

детей о осенних садо-

вых цветах: отличие по

внешнему виду.

Уточнить представле-

ния детей о садовых

работах осенью. Акти-

визировать словарь

Прогулка на участке. За-

гадывание загадок, игра

«Угадай по описанию», экс-

периментирование: «Расте-

ниям легче дышится, если

почву полить и порыхлить».

Сбор и засушивание осен-

них листьев «Осенняя па-

литра

Цветы на

участке, листья

2

«Осень-

припасиха»

Закрепить знания

детей об овощах и

фруктах. Уточнить зна-

ния детей об уходе за

овощами. Воспитывать

трудолюбие.

Чтение стихов «Здрав-

ствуй, осень!» Е.Благинина,

беседа «Что растет на гряд-

ке?» Заучивание физминут-

ки «Мы капусту рубим..»

Муляжи

овощей и фрук-

тов.

3

Что нас ле-

чит от

простуды

Уточнить знания

детей лекарственных

травах, пользе лука и

чеснока. Развить позна-

вательную активность.

Рассматривание лекар-

ственных растений, загады-

вание загадок, наблюдение.

Альбом с

лекарственными

растениями,

мольберт для

пед. показа

4

«Доброе,

хорошее солн-

це»

Уточнить знания

детей о солнце осенью.

Формировать умения

определять погоду по

приметам.

Экспериментирование:

«Ладошки»

Наст. Игра «Круглый год»

Настольная

игра, альбом для

рассматривания

8

Октябрь

5

«Расскажи

Хрюшке о ком-

натных расте-

ниях»

Уточнить представ-

ления детей о растени-

ях в группе, о необхо-

димых для них услови-

ях жизни. Познакомить

с новыми растения-

ми. Научить узнавать и

называть части расте-

ния (корень, стебель,

лист, цветок

Игра «Найди расте-

ние», физкультминутка

«цветы», дидактическая

игра «За каким растением

спрятался Хрюша?»; экспе-

риментирование: «Что нуж-

но растениям для роста».

Комнатные

растения, схема

растения, моль-

берт для пед.

показа

6

«Осеннее дере-

во»

Формировать уме-

ния детей наблюдать

явления природы, ана-

лизировать и делать

выводы о некоторых

взаимосвязях и законо-

мерностях.

Прогулка. Нетрадиционная

техника рисования: кляксо-

графия.

Дид.игра «Найди листок ка-

кой покажу».

Листы бума-

ги, краска, ки-

сти дид. игра

7

«Домашние

животные»

Формировать у де-

тей обобщенные пред-

ставления о домашних

животных: как за ними

надо ухаживать, какую

пользу приносят, какие

условия нужны для

жизни.

Беседа, дид.игра »Кто

что любит», настольная игра

«Зверята»

Альбом с

домашними жи-

вотными,

дид.игра , на-

стольная игра,

мольберт

8

«Дождик,

дождик..»

Развивать способ-

ности детей наблюдать

сезонные явления и их

изменения. Формиро-

вать умения выделять

характерные признаки

осеннего и летнего до-

ждя.

пальчиковая игра «До-

ждик»

Альбом для

рассматривания,

плакат

Ноябрь

9

«Воро-

бьишка»

Знакомить детей с

зимующими птицами:

воробьи. (Уточнить с

детьми, как изменения

в природе повлияли на

жизнь воробья). Разви-

вать интерес к наблю-

дениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в

домике живет?»

Пальчиковая гимнастика

«Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

Альбом

«птицы», моль-

берт для пед по-

каза

10

«Синичкин

праздник – 12

ноября»

Формировать у де-

тей желание по-добро-

му относиться к живой

природе. Учить органи-

Целевая прогулка. Бесе-

да «Угадай, какая птица»,

наблюдение, использование

художественного слова,

Карточки

для рассматри-

вания, книга.

Семена, кор-

9

зовывать самостоятель-

но подкормку птиц ре-

гулярно.

подв. игра «Лиса и птицы»

мушка.

11

«Дикие зве-

ри зимой»

Продолжать фор-

мировать знания о лес-

ных обитателях. Разви-

вать у детей представ-

ления о последователь-

ности событий в жизни

лесных зверей.

Чтение стихотворений,

подв. игра «Зайцы и волк»,

беседа, «Найди маму»-

дид.игра.

Книги. Аль-

бом «Дикие зве-

ри». Мольберт

для пед. Пока-

за. Дид.игра

12

«Снежин-

ка»

Развивать способ-

ности наблюдать сезон-

ные явления и их изме-

нения, внимания и па-

мяти, видеть красоту

природы.

Наблюдение, беседа,

чтение познавательных

рассказов, экспериментиро-

вание: «Знакомство со свой-

ствами снега»

Книги, снег,

ведерки

Декабрь

13

Ёлочка-

зелёная иголоч-

ка

Знакомить детей с

понятием, что в шиш-

ках находятся семена

хвойных деревьев.

Формировать умение

детей различать ело-

вую и сосновую шиш-

ку.

Наблюдение, беседа,

игра «Найди по описанию»,

«Укрась ёлочку»

Шишки

(сосновые, ело-

вые). Изображе-

ние хвойных де-

ревьев, дид.иг-

ры

14

«Плыли по

небу тучки»

Расширять пред-

ставления детей о явле-

ниях неживой приро-

ды: рассказать детям,

какие бываю облака.

Развитие наблюдатель-

ности.

Беседа «Какие бывают

облака», наблюдение, ис-

пользование художествен-

ного слова; экспериментиро-

вание: «Ветер дует, лодочка

плывёт»

Книги, мис-

ка с водой, ло-

дочка, изобра-

жение облаков,

мольберт для

пед.показа

15

«Снежный

хоровод»

Продолжать учить

детей наблюдать явле-

ния природы: снегопад

и видеть красоту окру-

жающего мира.

Наблюдение, рассматри-

вание картины «Зима»,

рисование «Снежинки»

Картина

«Зима», листы,

карандаши

16

«Зимняя

красавица -

ель»

Приобщить к жела-

нию наслаждаться

запахом хвойного дере-

ва. Способствовать раз-

витию умения называть

характерные особенно-

сти строения ели,

Игровой сюрпризный

момент, составление

рассказа-описания о ели с

опорой на план, игра - ими-

тация «Собери шишки,

Еловые вет-

ки, дид.игра

Январь

17

«Наблюде-

Формировать реа-

Экспериментирование

Книга, емко-

10

ние за снегом и

льдом»

листическое понима-

ние неживой природы;

закреплять знания о

том, что вода может

быть в твердом состоя-

нии (снег, лед).

«Вода может литься и брыз-

гать», использование худо-

жественного слова. Чтение

рассказа Николаевой « Пу-

тешествие капельки»

сти со снегом,

льдом, водой

18

«Жизнь

птиц зимой»

Учить детей

рассматривать птиц,

различать их по разме-

ру, окраске оперения,

издаваемым звукам.

Познакомить с их на-

званиями.

Беседа, игра «Накорми

птицу», дид. игра «Улетают

– не улетают», прослушива-

ние голосов птиц

Альбом

«птицы», запись

голосов птиц,

дид.игра. Моль-

берт

19

«Мороз –

удивительный

художник»

Вызывать у детей

интерес к зимним явле-

ниям природы. Разви-

вать зрительную на-

блюдательность,

способность замечать

необычное в окружаю-

щем мире и желание

отразить увиденное в

своем творчестве. Раз-

вивать воображение и

творчество.

Загадывание загадок, на-

блюдения на прогулке, ис-

пользование художествен-

ного слова,

практическая работа

Февраль

20

«Выращи-

ваем лук на

окошке»

Вызывать интерес к

выращиванию огорода

на окошке, желание на-

блюдать за изменения-

ми в луковицах. Учить

создавать ситуацию

опыта

Беседа с элементами

труда, экспериментирование

Земля, гор-

шок, посадоч-

ный материал,

лейка, вода

21

«Дикие жи-

вотные в лесу

зимой»

Способствовать:

обогащению и углубле-

нию знаний детей о ди-

ких зверях в зимний

период, развитию уме-

ния устанавливать свя-

зи между зимними

условиями и особенно-

стями поведения зве-

рей.

Беседа о белке, еже, зай-

це, лисе, медведе, игра «Мы

маленькие зайчики», игра

«Чья тень»

Наглядные

пособия дикие

животные,

дид.игры

22

«Лаборато-

рия добрых

дел»

Формировать поня-

тие о доброте, привыч-

ку совершать добрые

поступки; воспитывать

интерес к эксперимен-

Опыты с водой, возду-

хом, игры с мыльными пу-

зырями беседы о добре и

зле.

Мыльные

пузыри, емкость

с воой

11

тальной деятельности;

анализировать явления,

делать выводы; разви-

вать познавательный

интерес, логическое

мышление, речь детей;

вызвать чувство радо-

сти у детей

23

«Наблюде-

ние за сезонны-

ми изменения-

ми»

формировать пред-

ставления об изменени-

ях в природе;

учить различать харак-

терные приметы конца

зимы (первая капель);

закреплять умение вос-

принимать поэтическое

описание зимы.

Использование художе-

ственного слова; Подвиж-

ные игры: «Хитрая лиса»,

«Круглый год»-настольная

игра

Книги, на-

стольная игра,

Март

24

«К нам вес-

на шагает бы-

стрыми шага-

ми»

Продолжать учить

запоминать названия

весенних месяцев; дать

представления об изме-

нениях, происходящих

ранней весной в приро-

де. Развивать навыки

элементарной исследо-

вательской деятельно-

сти, логическое мыш-

ление.

Чтение стихотворения

“Март», «Весна идёт», д/и

«Найди настроение, покажи

настроение», эксперименти-

рование: «Взаимодействие

воды и снега»

Дид. игра,

снег, вода, кар-

тинки для

рассматривания

25

«Наши чет-

вероногие дру-

зья – собака»

Формировать у де-

тей представления о

том, что собака умное

домашнее животное,

предана человеку, её

можно дрессировать и

использовать на разных

полезных службах.

Наблюдение, подвиж-

ные игры

«Семья»-настольная игра,

сравнение кошки и собаки

Игрушки:

собака, кошка,

настольная игра

26

«Забота о

здоровье»

Способствовать

воспитанию у детей бе-

режного отношения к

своему здоровью; фор-

мировать представле-

ния о том, что в весен-

нее время особенно по-

лезны витаминная

пища (зеленый лук и

др.) и солнце;

Игра «Порадуйся сол-

нышку», «Что полезно для

здоровья, что вредно», бесе-

да о витаминной пище.

Альбом ви-

тамины

27

«Первые

Побуждать детей

Сравнительный рассказ

Изображе-

12

цветы в приро-

де»

радоваться первым ве-

сенним цветам, про-

должать знакомить их с

названиями, с особен-

ностями строения.

о мать-и-мачехе и одуванчи-

ке, загадки, чтение стихов,

«Собери цветок из частей»

ние цветов,

дид.игра

Апрель

28

«Божья ко-

ровка»

Учить детей внима-

тельно относиться к

окружающему миру.

Воспитывать интерес к

природным явлениям,

уточнить представле-

ния о внешних особен-

ностях жучка.

Наблюдение за божьей

коровкой, аппликация.

Картина

«божья коров-

ка». Материал

для аппликации

29

«Жучки»

Расширить знания

об охране природы.

Воспитывать у детей

интерес ко всему жи-

вому и бережное отно-

шение к природе.

Загадывание загадок,

«Угадай что за насекомое»,

лепка «зелёная гусеница»

Альбом

«Жуки», пласте-

лин

30

«Пернатые

гости»

Способствовать

обобщению представ-

лений о птицах в весен-

ний период: изменение

их поведения – греются

на солнце, на деревьях,

чирикают, гнездуются,

выводят птенцов и др.;

воспитывать любозна-

тельность, желание за-

ботиться о птицах.

Беседа, изготовление

скворечников, наблюдение

за птицами на участке дет-

ского сада, рассматривание

иллюстраций (разные виды

гнезд, появление птенцов и

т. д.), «Узнай по голосу ка-

кая птичка»-игра. Апплика-

ция «Птицы на кормушке»

Иллюстра-

ции, материал

для аппликации,

запись голосов

птиц

31

«Волшеб-

ница весна»

Закрепить пред-

ставления детей о вес-

не, о характерных осо-

бенностях данного вре-

мени года. Обратить

внимание детей на пер-

вые признаки вес-

ны. Развивать у детей

интерес к живой при-

роде, эмоциональную

отзывчивость.

Беседа, художественное

слово, аппликация из ткани

«Полянка цветов»

Книга,

ткань, бумага,

клей, ножницы

Май

32

«Солнышко

на травке»

Уточнить знания

детьми цветка, умение

найти его по листьям,

форме соцветия, фор-

Прогулка, чтение сти-

хов, продуктивная деятель-

ность-ромашка, эксперимен-

тирование «Тепло – холод-

Худ. Ли-

тература, крас-

ки, кисти, аль-

бомные листы

13

мировать у детей ин-

терес к работе с крас-

кой. Продолжать вызы-

вать у детей интерес к

живым цветам.

но».

33

«Что такое

облака, дождь,

гроза?»

Дать понятие об ис-

парении воды, образо-

вании облаков, элек-

трических разрядах в

доступной форме. По-

знакомить детей с пра-

вилами поведения во

время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстра-

ций,

чтение.

Иллюстра-

ции, худ.литера-

тура

34

«Песочные

фантазии»

Расширять круго-

зор детей. Закрепить

знания о свойствах пес-

ка. Развивать образное

и логическое мышле-

ние. Развивать тактиль-

ную чувствительность

и мелкую моторику

рук. Обогащать эмоци-

ональную сферу детей

Пальчиковая гимнасти-

ка, игры с песком, экспери-

ментирование: «почему пе-

сок сыплется».

Песок, ем-

кость для экспе-

риментов

35

Экологиче-

ская тропа

Развивать умение

наблюдать,

Экскурсия, рассматрива-

ние обитателей тропы, чте-

ние стиха «Берегите приро-

ду», подв.игра «Раз, два, три

к дереву беги»

Диагностика по

экологическому

воспитанию.

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов

растений

2.Имеет представления о животном мире, называет представителей живот-

ного

мира.

3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекар-

ственных растения,

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет

обитателей водоемов

14

5.Имеет

представления

о

правилах

поведения

в

природе

6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении

7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,

признака, свойства

3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

Список литературы:

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания

дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание до-

школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-

Пресс, 2004.

Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольни-

ков» Книжный дом Казань-1994

15

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992

Артемова Л. Н.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через

сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. -

2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Моск-

ва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошколь-

ника.

16



В раздел образования