Напоминание

Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование


Автор: Денисова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад№ 96"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Проект в средней группе №4. На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".
Тема: Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №4. НА ТЕМУ:

« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У

ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ

».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96» г. Сыктывкар

(МБДОУ «детский сад №96»)

Составили: воспитатели Осипова Е.В.

Денисова Е.А.

Сыктывкар, 2019

ЦЕЛЬ:

ОБОГАТИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ, НАУЧИТЬ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ ЭТИ

МЕТОДЫ.

ЗАДАЧИ:

ВЫЯВИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О МЕРАХ ДЛИНЫ: УСЛОВНАЯ МЕРКА, ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ.

ПОЗНАКОМИТЬ С ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ: ЛИНЕЙКОЙ, САНТИМЕТРОВОЙ ЛЕНТОЙ.

УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИЗМЕРЯТЬ ПРЕДМЕТЫ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ, ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, ЧТО ДЛИНА

ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА БУДЕТ РАЗНЫМИ МЕРКАМИ ОДИНАКОВОЙ ПО ДЛИНЕ, НО РАЗНОЙ

ОТНОСИТЕЛЬНО УСЛОВНОЙ МЕРКИ.

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С УСЛОВНЫМИ МЕРКАМИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОТЯЖЕННОСТИ, ОБЪЕМА,

ВЕСА.

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УСЛОВНЫЕ МЕРКИ В ИГРАХ И В БЫТУ.

ВЫЯВИТЬ СВОЙСТВО ПРЕДМЕТОВ – МАССУ; ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИБОРОМ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ –

ЧАШЕЧНЫМИ ВЕСАМИ; НАУЧИТЬ СПОСОБАМИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

:

1.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЭКСКУРСИИ, НАБЛЮДЕНИЯ, ЧТЕНИЕ, БЕСЕДЫ,

РАССМАТРИВАНИЕ, ЗАРИСОВКИ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРИИ ВОПРОСА.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ВИДА И ТЕМАТИКИ ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

3. ВЫБОР ЦЕЛИ ЗАДАЧ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ,

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).

4. ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ.

5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ.

6. ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПОСОБИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ

ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ.

7. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ (ДНЕВНИКИ

НАБЛЮДЕНИЙ, ТАБЛИЦЫ, ФОТОГРАФИИ, ПИКТОГРАММЫ, РАССКАЗЫ, РИСУНКИ И Т.Д.) С

ЦЕЛЬЮ ПОДВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ВЫВОДАМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1. ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ.

2. ТРЕНИНГ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЛОГИКИ МЫШЛЕНИЯ.

3. УТОЧНЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

4. УТОЧНЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

5. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТЬМИ В ЗОНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ПОДГРУППЫ.

7. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

8.ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

В МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНО:

1. МЕСТО ДЛЯ ПОСТОЯННОЙ ВЫСТАВКИ.

2. МЕСТО ДЛЯ ПРИБОРОВ.

3. МЕСТО ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РАСТЕНИЙ.

4. МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛОВ.

5. МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ.

6. МЕСТО ДЛЯ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ (СТОЛ «ПЕСОК-ВОДА» И

ЕМКОСТЬ ДЛЯ ПЕСКА И ВОДЫ И Т.Д.)

7.ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИЙ.

ЦЕНТР «ПЕСОК – ВОДА»:

1. МИКРОСКОПЫ, ЛУПЫ, ЗЕРКАЛА, ТЕРМОМЕТРЫ, БИНОКЛИ, ВЕСЫ, ВЕРЕВКИ, ПИПЕТКИ,

ЛИНЕЙКИ, ГЛОБУС, ЛАМПЫ, ФОНАРИКИ, ВЕНЧИКИ, ВЗБИВАЛКИ, МЫЛО, ЩЕТКИ, ГУБКИ,

ЖЕЛОБА, ОДНОРАЗОВЫЕ ШПРИЦЫ, ПИЩЕВЫЕ КРАСИТЕЛИ, ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ,

НОЖНИЦЫ, ОТВЕРТКИ, ВИНТИКИ, ТЕРКА, НАЖДАЧНАЯ БУМАГА, ЛОСКУТКИ ТКАНИ, СОЛЬ,

КЛЕЙ, КОЛЕСИКИ, ДЕРЕВО, МЕТАЛЛ, МЕЛ, ПЛАСТМАССА И Т.П.

2. ЕМКОСТИ: ПЛАСТИКОВЫЕ БАНКИ, БУТЫЛКИ, СТАКАНЫ РАЗНОЙ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ,

МЕРКИ, ВОРОНКИ, СИТА, ЛОПАТКИ, ФОРМОЧКИ.

3. МАТЕРИАЛЫ: ПРИРОДНЫЕ (ЖЕЛУДИ, ШИШКИ, СЕМЕНА, СПИЛЫ ДЕРЕВА И Т.Д.),

БРОСОВЫЕ (ПРОБКИ, ПАЛОЧКИ, РЕЗИНОВЫЕ ШЛАНГИ, ТРУБОЧКИ И Т.Д.)

4. НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ПЕСОК, ВОДА, ОПИЛКИ, ЛИСТЬЯ, ПЕНОПЛАСТ

И Т.Д.

ЦЕНТР «ВОЗДУХ»:

ВЕРЕВОЧКИ, ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ, ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ, ВЕРТУШКИ,

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ, СУЛТАНЧИКИ, ЛЕНТОЧКИ, ФЛАЖКИ, ФЛЮГЕРЫ

ЦЕНТР «НАУКИ И ПРИРОДЫ»:

ПЛАСТИЛИН, СТЕКИ, ГОРОХ, ПШЕНО, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ, ФОНАРИК, ПЕРЫШКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

ЗЕРКАЛА, ДОЩЕЧКИ, БРУСКИ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУСКИ ТКАНЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ,

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЛАВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ЖЕЛУДИ, ШИШКИ,

СЕМЕНА РАСТЕНИЙ, СКОРЛУПА, СУЧКИ, СПИЛЫ ДЕРЕВА, КОСТОЧКИ ПЛОДОВ, КРУПА И

Т.Д.), ПРОБКИ, КОРОБОЧКИ СО ЗВУКОМ (НАПОЛНЕННЫЕ ПУГОВИЦАМИ, ГОРОХОМ,

ПШЕНОМ, ПЕРЫШКАМИ, ВАТОЙ, БУМАГОЙ И Т.Д.), ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УХОДА ЗА

РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ, МОДЕЛИ, КАЛЕНДАРИ ПРИРОДЫ, ДНЕВНИКИ

НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОСАДКАМИ, ЛУПЫ, РУКАВИЧКИ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КУСОЧКИ

МЕХА, ВАТА, ПЕРЧАТКИ, КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА (СОЛНЦЕ,

ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, МЕСЯЦ, СВЕТЛЯЧОК, КОСТЕР, ЛАМПА, ФОНАРИ И Т.Д.), МАГНИТЫ,

РУКАВИЧКА СО ВШИТЫМ ВНУТРЬ МАГНИТОМ, ЛИНЕЙКИ, СВЕЧИ, СПИЧЕЧНЫЕ КОРОБКИ,

МЕЛКИЕ, РЕАГИРУЮЩИЕ НА МАГНИТ ПРЕДМЕТЫ, КВАРЦЕВЫЕ ЧАСЫ, МАГНИТНАЯ ДОСКА,

ПИЛКА ДЛЯ НОГТЕЙ.

ВОТ ТАКИЕ МЫ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

ОПЫТ №1 «НАУЧИ ЯЙЦО ПЛАВАТЬ»

1.МАТЕРИАЛ:СЫРОЕ ЯЙЦО, СТАКАН С ВОДОЙ, НЕСКОЛЬКО СТОЛОВЫХ ЛОЖЕК

СОЛИ.

2.ПОЛОЖИМ СЫРОЕ ЯЙЦО В СТАКАН С ЧИСТОЙ ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДОЙ – ЯЙЦО

ОПУСТИТСЯ НА ДНО СТАКАНА.

3.ВЫНЕМ ЯЙЦО ИЗ СТАКАНА И РАСТВОРИМ В ВОДЕ НЕСКОЛЬКО ЛОЖЕК СОЛИ.

4.ОПУСТИМ ЯЙЦО В СТАКАН С СОЛЕНОЙ ВОДОЙ – ЯЙЦО ОСТАНЕТСЯ ПЛАВАТЬ НА

ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ.

ВЫВОД:ЧЕМ БОЛЬШЕ СОЛИ В ВОДЕ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ В НЕЙ УТОНУТЬ..

ОПЫТ № 2. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, НО ЕЁ МОЖНО ПОКРАСИТЬ».

ОТКРЫТЬ КРАН, ПРЕДЛОЖИТЬ ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ЛЬЮЩЕЙСЯ ВОДОЙ. НАЛИТЬ В

НЕСКОЛЬКО СТАКАНОВ ВОДУ. КАКОГО ЦВЕТА ВОДА? (У ВОДЫ НЕТ ЦВЕТА, ОНА

ПРОЗРАЧНАЯ). ВОДУ МОЖНО ПОДКРАСИТЬ, ДОБАВИВ В НЕЁ КРАСКУ. (ДЕТИ НАБЛЮДАЮТ

ЗА ОКРАШИВАНИЕМ ВОДЫ). КАКОГО ЦВЕТА СТАЛА ВОДА? (КРАСНАЯ, СИНЯЯ, ЖЁЛТАЯ,

КРАСНАЯ). ЦВЕТ ВОДЫ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКОГО ЦВЕТА КРАСКУ ДОБАВИЛИ В ВОДУ.

ВЫВОД: О ЧЁМ МЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ? ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ С ВОДОЙ, ЕСЛИ В НЕЁ

ДОБАВИТЬ КРАСКУ? (ВОДА ЛЕГКО ОКРАШИВАЕТСЯ В ЛЮБОЙ ЦВЕТ).

ОПЫТ №3 ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ВЕТЕР, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОЛНЫ.

ПРИГОТОВЬТЕ НА СТОЛИКАХ МИСКИ С ВОДОЙ НА КАЖДОГО РЕБЁНКА. В КАЖДОЙ МИСКЕ –

СВОЁ МОРЕ – КРАСНОЕ, ЧЁРНОЕ, ЖЁЛТОЕ. ДЕТИ – ЭТО ВЕТРЫ. ОНИ ДУЮТ НА ВОДУ. ЧТО

ПОЛУЧАЕТСЯ? ВОЛНЫ.

ВЫВОД: ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ДУТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОЛНЫ.

ОПЫТ №4. “ВОЗДУХ НЕ ВИДЕН В КОМНАТЕ. ЧТОБЫ ЕГО УВИДЕТЬ, ЕГО

НАДО ПОЙМАТЬ”.

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ НА ГРУППОВУЮ КОМНАТУ. ЧТО ВЫ ВИДИТЕ?

(ИГРУШКИ, СТОЛЫ И Т. Д.) А ЕЩЁ В КОМНАТЕ МНОГО ВОЗДУХА, НО ЕГО НЕ ВИДНО,

ПОТОМУ ЧТО ОН ПРОЗРАЧНЫЙ, БЕСЦВЕТНЫЙ. ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ, ЕГО НУЖНО

ПОЙМАТЬ. ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ПОСМОТРЕТЬ В ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ. ЧТО

ТАМ? (ОН ПУСТ). ЕГО МОЖНО СЛОЖИТЬ В НЕСКОЛЬКО РАЗ. СМОТРИТЕ, КАКОЙ ОН

ТОНЕНЬКИЙ. ТЕПЕРЬ МЫ НАБИРАЕМ В ПАКЕТ ВОЗДУХ, ЗАВЯЗЫВАЕМ ЕГО. НАШ ПАКЕТ

ПОЛОН ВОЗДУХА И ПОХОЖ НА ПОДУШКУ. ТЕПЕРЬ РАЗВЯЖЕМ ПАКЕТ, ВЫПУСТИМ ИЗ НЕГО

ВОЗДУХ. ПАКЕТ СТАЛ ОПЯТЬ ТОНЕНЬКИМ. ПОЧЕМУ? (В НЁМ НЕТ ВОЗДУХА). ОПЯТЬ

НАБЕРЁМ В ПАКЕТ ВОЗДУХ И СНОВА ЕГО ВЫПУСТИМ (2-3 РАЗА).

ВЫВОД: О ЧЁМ МЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ? ВОЗДУХ ПРОЗРАЧЕН. ЧТОБЫ ЕГО УВИДЕТЬ, ЕГО

НАДО ПОЙМАТЬ.

ОПЫТ№ 5: «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ».

ДЕТИ ПРОБУЮТ ИЗГОТОВИТЬ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ИЗ КУСКА МЫЛА И ВОДЫ ПУТЕМ

СМЕШИВАНИЯ. НАБЛЮДАЮТ, ЧТО ПРОИСХОДИТ: ОПУСКАЮТ ПЕТЛЮ В ЖИДКОСТЬ,

ВЫНИМАЮТ ЕЕ, ДУЮТ В ПЕТЛЮ. БЕРУТ ДРУГОЙ СТАКАН, СМЕШИВАЮТ ЖИДКОЕ МЫЛО С

ВОДОЙ (ОДНА ЛОЖКА ВОДЫ И ТРИ ЛОЖКИ ЖИДКОГО МЫЛА). ОПУСКАЮТ ПЕТЛЮ В СМЕСЬ.

ЧТО МЫ ВИДИМ, КОГДА ВЫНИМАЕМ ПЕТЛЮ? ПОТИХОНЬКУ ДУЕМ В ПЕТЛЮ. ЧТО

ПРОИСХОДИТ? КАК ПОЛУЧИЛСЯ МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ? ЖИДКОЕ МЫЛО МОЖЕТ

РАСТЯГИВАТЬСЯ В ОЧЕНЬ ТОНКУЮ ПЛЕНКУ. ОНА ОСТАЕТСЯ В ПЕТЛЕ. МЫ ВЫДУВАЕМ

ВОЗДУХ, ПЛЕНКА ЕГО ОБВОЛАКИВАЕТ, И ПОЛУЧАЕТСЯ ПУЗЫРЬ.

ВЫВОД: ЖИДКОЕ МЫЛО МОЖЕТ РАСТЯГИВАТЬСЯ, ОБРАЗУЯ ПЛЕНКУ.



В раздел образования