Автор: Кудейкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация работы индивидуальной работы обучающихся 9 классов при подготовке к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Кудейкина Татьяна Юрьевна
Организация работы индивидуальной работы обучающихся
9 классов при подготовке к ОГЭ
Одной из основных проблем качественной подготовки к основному государственному
экзамену (ОГЭ)
является организация
индивидуального повторения пройденного
материала со всеми учащимися класса.
Все ученики в одно и то же время находятся на
разных стадиях готовности к итоговому контролю.
Конечно, можно организовать индивидуальное повторение для каждого ученика:
подобрать разные комплекты упражнений, составить карточки согласно личным
потребностям школьников и др. Однако индивидуальное выполнение упражнений без
проверки, комментария и оценки учителя не позволяет обнаружить и устранить пробелы
учащихся. Проверить у каждого выполненное задание учителю физически невозможно. А
индивидуальную подготовку школьника с репетитором может позволить себе далеко не
каждый ученик.
При этом необходимо повторить большой объем школьной программы.
Как показывает практика, многие педагоги предлагают обучающимся подготовиться к
итоговым испытаниям либо в индивидуальном порядке, либо в малочисленных группах. А
возможно ли качественно подготовить каждого ученика в условиях многочисленного
класса?
Я попытаюсь рассказать, как я работала над решением этой проблемы.
Подготовка
к
итоговому
контролю
предполагает
повторение
большого
объема
предметного материала.
Это я учитываю при планировании: повторения, обобщения учебного материала и
подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий.
Такая работу я провожу в несколько этапов:
1. Составление индивидуальной программы повторения.
2. Организация закрепления пройденного материала.
3. Контроль освоения учебного материала.
1. Составление индивидуальной программы повторения
I этап – выявление пробелов (реестр затруднений) школьников и составление
своеобразной индивидуальной программы повторения.
На этом этапе уточняются пробелы в знаниях и умениях по ранее изученным темам.
Источниками информации являются:
- самооценка ученика и оценки других учащихся,
- наблюдения учителя за действиями школьника в тех или иных учебных ситуациях,
- данные текущих работ и по необходимости тестирование,
- специальная диагностика (тестовые задания различных видов, результаты контрольных
и проверочных работ и т. д.).
На основании этой информации ставятся задачи, выбираются формы и приемы их
решения.
Для организации повторения
необходимо разработать программу повторения по
предмету за период, который выносится на контроль, составить тематическую таблицу
учета. В таблице отражены все темы программы повторения, возможные способы работы
и виды промежуточного контроля.
2. Организация закрепления пройденного материала
II этап – устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление пройденного материала.
Занятие на данном этапе организуется индивидуально, в парах и малых группах.
Школьники работают по нескольким временным объединениям для выполнения
конкретной учебной задачи.
Одновременно организовывается
работа нескольких
сводных групп – разных по изучаемым темам, уровням сложности и способам работы: в
одних сводных группах школьники работают в парах, в других – с учителем, в третьих –
самостоятельно.
3. Контроль освоения учебного материала
III этап – итоговая диагностика, осуществляется проверка знаний и умений по темам,
которые повторялись и закреплялись на II этапе.
Цель контроля на этом этапе – выяснение достигнутого уровня знаний обучающихся.
Для этого снова могут применяться различные тесты, контрольные и проверочные работы
и т. п.
Данный этап для ученика может быть либо завершающим, если индивидуальная
программа
повторения
школьника
реализована
(все
темы
повторены),
либо
промежуточным, если требуется повторить следующие темы или задачи другого уровня.
С этой целью, кроме уроков, я провожу практикумы и индивидуальные консультации
после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как способных учащихся, с
которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся,
с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.
Разбираем демонстрационные варианты и задачи из открытого банка, а также тестовые
задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над
тестом.
Провожу
тренировочные
и
диагностические
работы
в
классе,
затем
ученики
самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор
заданий, вызвавших затруднения.
Подытожив выше сказанное, можно сделать следующие выводы,
что положительная
динамика при изучении математики и сдачи ОГЭ происходит за счет:
хорошо сорганизованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий,
такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так
же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-
ориентированного, дифференцированного подхода к обучению.