Технологическая карта урока по теме "Подготовка швейной машины к уроку"
Автор: Каримова Лилия Ахтямовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Гимназия №102 им. М.С. Устиновой Населённый пункт: город Казань Наименование материала: методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема: Технологическая карта урока по теме "Подготовка швейной машины к уроку" Раздел: среднее образование
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Тема : Подготовка бытовой швейной машины к работе
Раздел: Машиноведение
Методическая
тема :
Использование
различных
видов
декоративно-прикладной
деятельности
с
применением
ИКТ,
как
условие развития творческих способностей обучающихся на уроках «Технологии»
Цели урока :
- образовательные:
Ознакомить учащихся с процессом подготовки бытовой швейной машины с электрическим приводом к работе,
научить наматывать нитку на шпульку; заправлять верхнюю и нижнюю нитку; изучить устройство шпульного
колпачка
- воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда и
формирование адекватной самооценки; воспитать осознанность, практичность, технологическую культуру;
- развивающие:
способствовать
формированию
и
развитию
первоначальных
навыков
и
умений
работы
на
швейной
машине;
способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, моторики мелких мышц рук, развивать
двигательную
сноровку,
соразмерность
движений
при
заправке
верхней
и
нижней
нитей;
способствовать
формированию и развитию самостоятельности учащихся; формировать навыки взаимообучения и взаимоконтроля
Формируемые
компетенции :
- предметные:
Знать последовательность заправки швейной машины; воспроизводить технологический процесс подготовку швейной
машины к работе – наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки; называть и показывать
элементы
швейной
машины
и
шпульного
колпачка;
обучаться
рациональной
организации
рабочего
места
при
выполнении
машинных
работ,
соблюдению
правил
безопасного
труда;
уметь
правильно
использовать
профессиональные термины; понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; применять полученные
знания и умения в практической деятельности
- личностные:
Осознавать важность трудовых навыков в жизни человека, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности; уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, устанавливать связи между целью
учебной деятельности и её мотивом; умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда,
бережно относиться к имуществу; формирование желания выполнять учебные действия. планировать, контролировать
и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности
- метапредметные:
регулятивные - определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; определять использовать инструкцию
и
необходимые
термины
при
выполнении
практических
действий; находить способы выхода из затруднений в
пробном действии; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную деятельность;
коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,
познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности
Тип урока : урок изучения нового материала с элементами практики
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Вид урока : практическая работа
Методы обучения : словесный (беседа); наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов); практический (упражнения по
выполнению приемов заправки нитей в швейной машине, намотка нитки на шпульку)
Межпредметные связи : профсамоопредение, основы безопасности жизнедеятельности
Внутрипредметные связи : Устройство бытовой швейной машины
Профессиональное самоопределение: швея, техник по ремонту швейных машин
Материально-техническое обеспечение :
- основные:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, инструкция по ТБ при работе с
электроприборами
- дополнительные:
Презентация «подготовка швейной машины к работе», швейная машина с электроприводом, швейная машина с
ручным
приводом;
раздаточные
карточки,
инструкционные
карты
«Намотка
нитка
на
шпульку»,
«Заправка
верхней
нити»,
«Заправка
нижней
нити»,
технологические
карты
«Установка
строчки,
длины
стежка,
выполнение
контрольной
строчки»;
образцы
строчек
прямых
и
зигзагообразных;
катушка
ниток
(черные
или
белые), шпульки, шпульный колпачок, лоскуты ткани размером 20*10 см
Источники информации:
1.
Технология. Обслуживающий труд. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта
основного и среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005. –
36 с.
2.
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица,
В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
3.
Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин
образовательных учреждений СПО и НПО)/Т.Ю. Бутурлакина.- Армавир, 2013г. – 69 с.
4.
Арефьев И. П. « Занимательные уроки технологии для девочек» 5 класс/ И.П Арефьев. -М: Школьная пресса, 2006.
5.
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе
и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Эслан,
2003. – С. 117-119
6.
Атаулова, О.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под
общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной/ О.В. Атаулова, Л.В. Кондракова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
7.
Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. –
Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
8.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова,
Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Ход урока:
Технология
проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Методы и приёмы
обучения
Формы учебного
взаимодействия
Планируемые результаты
Примечание
(«+», что
получилось;
«-«, что не
получилось
Предметные
УУД
I. Организационный этап. (2мин)
Организует начало
учебной деятельности;
Готовятся к началу
учебной деятельности;
Метод : Словесный
Приём: Беседа
Форма: фронтальная
-
Регулятивные:
саморегуляция
Коммуникативные:
планирование
учеб-
ного
сотрудничества
с учителем и сверст-
никами
Личностные:
эмоциональный
настрой на урок;
проявление
эмоционального
отношения в учебно-
познавательной
Приветствует учащихся;
Приветствуют учителя;
Отмечает
присутствующих;
Называют
отсутствующих
Проверяет готовность
обучающихся к уроку
Визуально
контролируют свою
готовность к уроку
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Цели: Настроить учащихся на урок.
деятельности,
жизненное
самоопределение и
построение жизнен-
ных планов во вре-
менной перспективе
Создает эмоциональный
настрой на совместную
работу
Отвечают на вопросы
учителя. Погружаются в
благоприятную
атмосферу
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
I
I. Актуализация опорных знаний и способов действия.
(10 мин)
Цели: Выявить степень усвоения материала, устранить в
ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях
Задачи: Активировать опорные знания. Настроить на
восприятие нового материала
Предлагает разгадать
кроссворд
Разгадывают кроссворд
Метод : Словесный
Приём: Устный опрос
Форма: фронтальная
История и
устройство
швейной машины
Регулятивные:
Саморегуляция
Познавательные:
Контроль и внесение
корректив в учебно-
познавательную
деятельность;
повторение ранее
изученного материала;
развитие и углубление
потребностей и
мотивов учебно-
познавательной
деятельности
Коммуникативные:
взаимодействие с
учителем во время
опроса
Организует
взаимопроверку на
знание деталей швейной
машины
По мере решения
кроссворда, подходят к
учителю парами для
сдачи зачета на знание
деталей швейной
машины. Каждый из
учеников называет три
детали швейной
машины, другой ученик
находит их на
демонстрационной
машине (3 балла за 1
деталь). Если учащийся
затрудняется в ответе, то
на вопрос отвечает сам
задающий этот вопрос (1
балл за деталь)
III. Мотивация и
целепологание. (6 мин)
На основании
сформулированных задач
предлагает
сформулировать цель
урока
Формулируют цель
урока «Подготовить
бытовую швейную
машину к работе»
Метод:
Исследовательский
Приём: карточки -
задания
Форма: парная
Регулятивные:
целеполагание;
определение плана
действий;
Познавательные:
самостоятельное
формулирование
Предлагает определить
план работы, выполняя
задание № 1. Раздаёт
карточки «план –
действий»
Работают в парах.
Составляют план
действий
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Цели: вызвать интерес к изучаемому материалу
Задачи: формировать личностный мотив учения, организовать
самостоятельную постановку цели
познавательной
цели,
Коммуникативные:
умение работать в
паре
Предлагает проверить
выполненную работу.
Выводит на экран
предполагаемый план
действий
Сверяют свой план с
эталоном
Физкультминутка (2 мин)
IV. Формирование новых
понятий и способов
действий. (26 мин)
Предлагает вспомнить
правила подключения
швейной машины к
электросети
Выполняют задание №2.
Самостоятельно
подключают швейную
машину к электросети
Метод:
Исследовательский
Приём:
демонстрация
приёмов,
практическая работа
Подключения
швейной машины к
электросети;
холостой и рабочий
ход швейной
машины;
устройство
шпульного
колпачка и
Регулятивные:
Восприятие,
осмысление,
запоминание учебного
материала; выделение
и осознание того, что
уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
Демонстрирует технику
переключения швейной
машины на рабочий и
холостой ход
Слушают, смотрят
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Цели : получить новые знания и расширить кругозор обучающегося
Форма: парная
челночного
механизма
уровня усвоения
Познавательные:
Умение
структурировать
знании;, приобретение
новых учебных знаний
в технологической
деятельности;
формирование умения
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог;
взаимодействие с
учителем и
одноклассниками во
время выполнения
заданий; развитие
умения работать в паре
Предлагает
самостоятельно
установить швейную
машину на холостой ход,
а за тем на рабочий
Выполняют задание № 3.
Устанавливают швейную
машину а холостой и
рабочий ход.
Демонстрирует слайд с
устройством шпульного
колпачка. Предлагает
записать в рабочих
тетрадях основные
детали
Контролирует
выполнение работы
Выполняют задание № 4.
Изучают устройство
шпульного колпачка и
записывают его устройство
в рабочую тетрадь
(для группы с высоким
уровнем
подготовленности)
Демонстрирует слайд с
устройством челночного
механизма. Предлагает
записать в рабочих
тетрадях основные
детали
Контролирует
выполнение работы
Выполняют задание № 5.
Изучают устройство
челночного механизма.
Разбирают и собирают его.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Задачи: Изучить устройство шпульного колпачка, челночного
механизма; повторить правиле подключения швейной машины к
электросети; установка машины на рабочий и холостой ход;
изучить принцип формирования челночного стежка
Перемена 10 минут
V. Формирование
практических умений и
навыков. (28 мин)
Инструктирует
учащихся о правилах
ТБ при работе на
швейной машине и
санитарно-
гигиенических
требованиях
Слушают, готовят рабочее
место, демонстрируют
посадку швеи
Метод:
Практический
Приём: практическая
работа
Форма:
индивидуальная
Подготовка
швейной машины к
работе, заправка
верхней и нижней
нити, намотка нити
на шпульку.
Выполнение
контрольной
строчки прямой и
зигзагообразной с
закрепками и без
Регулятивные:
Осуществляют
самоконтроль и
взаимоконтроль,
оценку и коррекцию
своих результатов.
саморегуляцию.
Познавательные:
усвоение новых
способов умственной
деятельности через
Организует
практическую работу №
18 «Подготовка
швейной машины к
работе»
Слушают.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Цель: Обеспечить осмысленное освоение умения и навыков работы на бытовой
швейной машине
закрепок
Соблюдение правил
и норм
безопасности труда.
Соблюдение
трудовой и
технологической
дисциплины.
Профориентация:
техник, швея
разные виды
получения
информации; контроль
и оценка процесса и
результатов действия
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество.
Личностные:
проявление
эмоционального
отношения и волевых
усилий в учебно-
познавательной
деятельности;
применение
полученных знаний на
практике и
последующее их
повторение; бережное
отношение к
оборудованию цеха.
Демонстрирует технику
намотки нитки на
шпульку, заправку
нижней и верхней
нитей. Раздаёт
технологические карты.
Наблюдает, направляет,
оказывает содействие и
корректирует
деятельность учащихся
Осуществляют намотку
нитки на шпульку,
заправляют швейную
машину верхней и нижней
нитью по
технологическим картам
не менее 3 раз
Организует
самостоятельную
практическую работу №
19 «Выполнение
контрольных строчек на
швейной машине»
Раздаёт
технологические карты
Слушают. Выполняют
контрольные строчки
(прямые и
зигзагообразные) по
инструкционным картам
Работают индивидуально.
Проводят самоконтроль и
взаимоконтроль.
Отмечает степень
вовлеченности
учащихся в процесс.
Наблюдает, проверяет
правильность
выполнения
практической работы,
контролирует
выполнение правил ТБ,
организацию рабочего
места.
Применяют правила
Техники безопасности
при работе со швейной
машиной.
Сравнивают с образцом.
Осуществляют
самооценку выполненной
работы по 5-и бальной
системе.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Задачи: Организовать практическую работу «Подготовка шейной машины к
работе». Наблюдение и оказание помощи.
Физкультминутка (2 мин)
VI. Текущий
инструктаж.
(5 мин)
Цель:
проверить
полученные
знания.
Задачи:
Организовать
самоконтроль
и
взаимоконтрол
ь.
Предлагает ответить на
вопросы теста (10
вопросов) в рабочих
тетрадях (max 10
баллов)
Закрепляют знания
отвечая на вопросы теста
Метод: Словесный
Приём: «Тест»
Форма:
Регулятивные:
Контроль и коррекция;
адекватное восприятие
оценки
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
индивидуальная
Познавательные:
Умение
структурировать
знания
Коммуникативные:
управление
поведением партнера
Предлагает обменятся
тетрадями и проверить
кроссворд
одноклассника.
Выводит правильные
ответы на экран.
Проверяют работу своего
одноклассника отмечая
знаками + и –. Проводят
взаимоконтроль
Выводит на экран
норму оценки за тест
(за каждый правильный
ответ 1 балл)
Ставят оценку своему
однокласснику в
соответствии с
нормативом
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7
мин)
Цели: о ценить правильность полученных знаний,
выявить ошибки и недочёты, коррекция.
Вопросы для
подведения итогов:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
Рассуждают, оценивают,
свои действия, удачи или
неудачи, формулируют
затруднения,
Формулируют конечный
результат своей работы
Метод: Словесный
Приём: Беседа
Форма:
индивидуальная
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия, их
контроль и оценка;
критичность
Коммуникативные.
Обмениваются
мнениями по
изученному материалу,
делятся
впечатлениями.
Личностные:
Установление
учащимися значения
результатов своей
деятельности для
удовлетворения своих
потребностей,
мотивов, жизненных
интересов
Проведение коррекции
выявленных пробелов в
способах действия.
Раскрывает критерии
оценки. Акцентирует
внимание на конечных
результатах учебной
деятельности учащихся
на уроке
Адекватно воспринимают
предложения учителя по
исправлению ошибок.
Подсчитывают баллы,
полученные за урок
Оценивают свою работу в
соответствии с
критериями оценки
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
VIII. Заключительный инструктаж. (2 мин)
Цель: Подведение итогов.
Задачи: Организовать самоконтроль и взаимоконтроль.
Формулирует домашнее
задание.
1.
Повтори
ть
технологич
ескую
последоват
ельность
намотки
нитки на
шпульку,
заправки
верхней и
нижней
нитей в
швейную
машину
2.
Повтори
ть правила
установки
машины в
рабочее
положение
3.
Состави
ть ребусы к
названиям
деталей
швейной
машины,
используем
ых при
заправке
нижней и
верхней
нитей,
намотки
нитки на
шпульку.
Оформить
Слушают. Записывают
домашнее задание в
тетрадь или дневник
Метод: Словесный
Приём: Беседа
Форма:
индивидуальная
Регулятивные:
Контроль и коррекция
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Выставляет оценки в
журнал за
практическую работу и
теоретические знания
Определяют степень
успешности.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Ход урока
1.
Организационный момент
-Доброе утро! Как настроение? Готовы к сегодняшнему уроку? Прежде, чем начнем урок, назовите отсутствующих?
2.
Актуализация опорных знаний и способов действий
В начале занятия вспомним пройденное на прошлом уроке.
На предыдущем занятии мы с вами изучили устройство швейной машины
и её основные детали. Сейчас я проверю вас на знание деталей швейной машины. Вам предстоит выполнить 3 задания, два из которых
письменные в рабочих тетрадях. Как только выполните письменные задания, поднимаете руку и выходите ко мне, взяв с собой рабочую
тетрадь. На выполнение всех заданий отводится 10 минут. Те кто не успеет не сможет заработать максимальное количество баллов.
В
рабочих тетрадях ответе на вопросы кроссворда (Кроссворд состоит из 7-10 вопросов)
Вы парами выходите к демонстрационной швейной машине. Друг другу предлагаете показать деталь швейной машины, которую
назовёте. Каждая правильно показанная деталь приносит вам 3 балла. Если ваш оппонент затрудняется с ответом, то вы сами показываете
эту деталь и получаете 1 балл за правильный ответ.
3.
Мотивация и целепологание
Исходя из задач урока, поставленных перед нами, скажите какая цель сегодняшнего занятия? Правильно. Целью нашего сегодняшнего
занятия «Подготовить швейную машину к работе».
Задание №1. Как вы думаете, что значит подготовить машину к работе? Правильно, вы назвали почти все этапы подготовки машины к
работе. А вот в каком порядке выполнить эти действия это очередное ваше задание. Перед вами конверты с этапами подготовки машины к
работе, расставьте их по порядку
1. Включить вилку швейной машины в электрическую сеть;
2. Установить машину на рабочий ход;
3. Заправка верхней нити;
4. Заправка нижней нити;
5. Установка длины стежка;
6. Установка строчки;
7. Прокладка контрольной строчки.
Проверим правильно ли вы определили порядок действий при подготовке швейной машины к работе. За каждый правильно
определенный этап насчитывайте себе 1 балл (max 7 баллов). Таким образом, мы с вами сегодня работаем по плану, который вы сами
определили.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Девочки, как важно нам, хозяюшкам, быть не только умными и трудолюбивыми, но еще и статными, красивыми. Сейчас я вам покажу
упражнение, которое поможет вам сохранить красивую осанку.(1 мин)
Физкульминутка
Встаем
и
выходим
из-за
пар.
Принимаем
исходное
положение:
стоим
прямо,
животики
втянуты, руки вытягиваем вперёд и сгибаем в локтях на уровне плеч. Медленно отводим руки
в стороны до тех пор пока лопатки коснулись друг друга. Считаем вместе до 10. Встряхиваем
руками и садимся.
4.
Формирование новых понятий и способов действий
Задание №2. На прошлом занятии мы с вами научились подключать швейную машину к сети. Сегодня вам предстоит самостоятельно
её подключить. Если вы всё сделаете правильно, то заработаете 1 балл. Приступаете. Позже я проверю правильность подключения и
поставлю вам балл в вашей рабочей тетради. (5 минут)
Задание №3. Установить швейную машину на рабочий и холостой ход. (max 1 балл). Для того чтобы установить нашу машину на
холостой ход нам нужно сдвинуть шпиндель намотки шпульки вправо до щелчка. Теперь включите машину и нажмите на педаль. Что
произошло? Действительно мотор работает, а игла не двигается. Машину выключите. Для чего нужен холостой ход машины мы с вами
рассмотрим чуть позже. Теперь отодвиньте шпиндель намотки шпульки в лево до щелчка, включите машину и вновь нажмите на педаль. Что
произошло? Вы правы мотор работает, игла двигается. Это и есть рабочий ход машины. Запишите в рабочих тетрадях, что значит холостой и
рабочий ход швейной машины. И еще раз переведите машину в холостой и рабочий ход.
Для того чтобы правильно осуществить заправку нижней нити нам нужно знать что такое шпульный колпачок, челночный механизм и
их устройство.
Задание № 4. Рассмотрите и найдите все детали на шпульном колпачке и запишете название деталей в рабочую тетрадь ( max 1 балл)
1.
установочный палец
2.
прорезь
3.
корпус
4.
защёлка
5.
винт
6.
пластинчатая пружина
(Для группы с высоким уровнем подготовленности: изучение челночного механизма). Чтобы изучить челночный механизм, нам
необходимо его открыть. Для этого удалите расширительный столик, сдвинув его в лево. Откиньте крышку вниз и увидите челночный
механизм.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Задание № 5. Рассмотрите и найдите все детали челночного механизма и запишем название деталей в рабочую тетрадь
1.
Шпульный колпачок
2.
Отворотные защелки. Левую отодвигаем влево, а правую – вправо.
3.
Центральный стержень фиксации защелки шпульного колпачка.
4.
Прижимное челночное кольцо
5.
Челнок (железяка в форме полумесяца). Этот челнок вращается в
пазе углубления корпуса челночного механизма
6.
Челночный механизм
7.
Толкатель челнока
8.
Паз и выступ
Рассмотрим принцип формирования челночного стежка. Посмотрим на экран.
Перемена 10 минут
5.
Формирование практических умений и навыков
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Сегодня на практической работе мы научимся подготавливать швейную машину к работе т.е заправлять верхнюю нитку, наматывать
нитку на шпульку и заправлять нижнюю нитку в швейную машину, устанавливать строчку и прокладывать контрольную строчку. Каждый
ученик получает технологические карты перед началом практической работы
Практическая работа № 18 «Подготовка швейной машины к работе»
Задание:
1. По инструкционной карте осуществить намотку нитки на шпульку.
2. По инструкционной карте осуществить заправку верхней и нижней нитей.
3. Запишите технологическую последовательность намотки нитки на шпульку, заправку верхней и нижней нити.
Повторить заправку швейной машины 2 раза по технологическим картам
Физкульминутка
Встаем
и
выходим
из-за
пар.
Принимаем
исходное
положение:
стоим
прямо,
животики
втянуты, руки вытягиваем вперёд и сгибаем в локтях на уровне плеч. Медленно отводим руки
в стороны до тех пор пока лопатки коснулись друг друга. Считаем вместе до 10. Встряхиваем
руками и садимся.
Практическая работа № 19 «Установка строчки, длины стежка и выполнение контрольной строчки»
Задание: 1. По инструкционной карте осуществить выбор строчки, длины стежка.
2. Выполнить контрольную машинную строчку.
3. Выполнить строчку с закрепкой.
Бланк оценивания практической работы:
№
п/п
Условие задания
Балл
(max)
Балл
1.
Заправки верхней нити на швейной машине
5
2.
Намотка нитки на шпульный колпачок
5
3.
Заправка нижней нити в швейную машину
5
4.
Выполнение контрольных строчек
8
Итого
23
Критерии оценивания: выполнили задание самостоятельно – 5б; потребовалась помощь, но исправили ошибку сами – 4б; не смогли
исправить ошибку сами – 3б.
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Каждый следующий этап отрабатывается вами только после получения оценки за предыдущий этап не ниже 4 баллов. Образцы для
сравнения вы можете увидеть и посмотреть прикрепленные на занавески. Подсчитайте баллы, полученные вами за практическую работу и
оцените её по следующим критериям и озвучьте свои оценки.
Количество баллов
Оценка
23-20 баллов
5
19-16 баллов
4
15-12 баллов
3
6.
Текущий инструктаж
Прежде чем закончить наше занятие предлагаю вам ответить на вопросы теста
№
п/п
Вопрос
Варианты ответа
Ответ
1
Швейные машины по назначению
классифицируются на…
А) специальные, универсальные, автоматы, полуавтоматы;
Б) автоматы, специализированные, скоростные, полуавтоматы;
В) универсальные, полуавтоматы, скоростные, автоматы.
А
2
Какая деталь находится на платформе швейной
машины?
А) маховое колесо;
Б) регулятор стежка;
В) игольная пластинка.
В
3
Какие существуют приводы швейных машин?
А) ручной, электрический;
Б) ножной, механический;
В) ручной, вертикальный?
А
4
Назовите основные части швейной машины:
А) платформа, маховое колесо;
Б) платформа, лапка;
В) платформа, рукав?
В
5
Правило поворота махового колеса швейной
машины
А) поворот правой рукой на себя;
Б) поворот правой рукой от себя;
В) поворот правой рукой по часовой стрелке.
А
6
Какие детали используются при заправке
верхней нити?
А) нитенаправитель, регулятор натяжения верхней нити;
Б) нитенаправитель для намотки, игла;
В) регулятор натяжения верхней нити, защелка.
А
7
При заправке ниток игла находится в...
А) опущенном в крайнее нижнее положение;
Б) чуть приподнятом положении;
В) в крайне верхнем положение.
В
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
8
Установочный палец - это деталь..
А) шпульки;
Б) шпульного колпачка;
В) челночного устройства.
Б
9
Шпульку вставляют...
А) в шпульный колпачок;
Б) в челночное устройство;
В) в пластинчатую пружину.
А
10
Перед началом работы на швейной машине
необходимо…
а) опустить лапку;
б) проверить закрепление иглы, заправку нитей;
в) повернуть маховое колесо, опустив иглу.
В
7.
Рефлексия
Теперь мне бы хотелось узнать ваши впечатления о уроке и оценку вашей работы на уроке из ваших уст. Для этого каждый из вас по
очереди продолжите следующие предложения:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
Научиться шить не просто. Но многие мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, познакомились с
основами этого искусства на уроках технологии в своей родной школе. Вам необходимо понимать, что швейные машины – это лишь
инструменты, но сами машины по себе ничего не сошьют. Для этого нужна швея, которая будет её умело. И только в этом случае будет не
стыдно похвастаться результатами своего труда.
Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
А теперь давайте подсчитаем общую сумму баллов заработанные вами в течении урока и поставим оценки. Критерии оценивания вы
видите на экране.
Количество баллов
Оценка
31-27 баллов
5
26-22 баллов
4
21-17 баллов
3
Ф.И.О. учителя: Каримова Лилия Ахтямовна
Предмет: Технология. Обслуживающий труд.
Класс: 5 класс
8.
Заключительный инструктаж
Домашнее задание:
1.
Повторить тему ручные стежки и строчки
2.
Повторить технологическую последовательность намотки нитки на шпульку, заправки верхней и нижней нитей в швейную
машину
3.
Повторить правила установки машины в рабочее положение
4.
Составить ребусы к названиям деталей швейной машины, используемых при заправке нижней и верхней нитей, намотки нитки
на шпульку. Оформить на формате 4А. Не более 5 слов.
5.
Принести катушку ниток (белых и черных)
Сегодня вы получили следующие оценки за урок (теория/практика):
Уберите свои рабочие места. На этом наш урок окончен