Автор: Афанасьева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в средней группе по социально - коммуникативному развитию: "Научим царевну Несмеяну вежливым словам"
Раздел: дошкольное образование
НОД в средней группе по социально - коммуникативному развитию:
«Научим царевну Несмеяну вежливым словам».
Цель:
-видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других,
сплотить группу, создать благоприятный эмоциональный комфорт.
- познакомить детей с различными вежливыми словами приветствия,
прощания, извинения, благодарности.
Задачи:
1.
Создать условия для представления детей о нравственных нормах
отношений с взрослыми и сверстниками, приветливости,
доброжелательности.
2.
Способствовать употреблению в речи детей вежливых слов в
различных жизненных ситуациях.
3.
Оптимизировать условия для развития памяти, внимания,
воображения, умения сравнивать.
4.
Воспитывать внимательное отношение к словам, уважительное
отношение к окружающим.
Предшествующая работа.
Беседа о вежливости, употребление волшебных слов. Обсуждение игровых
ситуаций. Социально – коммуникативные игры и упражнения.
Материал. Картинки для игры «Угадай волшебные слова», мягкое атласное
сердце.
Ход.
I.Вводная часть.
Игра «Комплементы».
Воспитатель. – Ребята, а вы умеете говорить добрые, хорошие, приятные
слова, доставляющие радость другому человеку? Как мы называем такие
слова? (Комплименты). Давайте встанем в круг, будем передавать по кругу
«сердце» и говорить друг другу только хорошие слова – комплименты.
После того, как «сердце» вернется к ведущему.
Воспитатель. – Возьмемся все вместе за руки и слегка сожмем пальцы друг у
друга. Закройте глаза! (Сердце быстро спрятать в мешочек). Вот так мы с
вами передадим тепло своего доброго сердца друг другу! Молодцы!
Открывайте глаза и проходите на стулья.
II. Основная часть.
Заходит царевна Несмеяна.
Несмеяна. – А я, между прочим, царевна Несмеяна! Вы случайно не видели
мое сердце? Доброе!!
Воспитатель. – Нет, не видели! Несмеяна, ты забыла что то сказать!
Несмеяна. – Да ничего я не забыла.
Воспитатель. – Дети, когда человек приходит, что он должен сказать?
Дети. – Здравствуйте!
Несмеяна. – Вот и поздоровайтесь со мной!
Дети. – Кто первый приходит, тот первым и здоровается!
Воспитатель. – Дети правильно говорят. Ты к нам пришла и должна первая
сказать нам …(дети) здравствуйте! А вы знаете, когда мы здороваемся , то
мы словно сеем добро, желаем здоровья, которое к нам же и возвращается.
Несмеяна. – Ладно, я поняла. Здравствуйте!!
Дети. – Здравствуй, Несмеяна!
Несмеяна.- У меня было доброе сердце и я его потеряла! И теперь принц
заморский, меня, такую бессердечную, замуж не возьмет! (И зарыдала а-а-а!
Слезами забрызгала детей).
Воспитатель.- Ну не плачь!! А друзья у тебя есть?
Несмеяна. – Да есть! (Загибает пальцы). Царевна – лягушка, Василиса
Прекрасная, Иванушка – Дурачок, да и еще там разные царевичи.
Воспитатель. – И часто они у тебя бывают в гостях?
Несмеяна. – Нет, не часто.
Воспитатель. – А как ты их встречала? По - доброму? Вежливо? Угощала их
чаем?
Несмеяна. – Нет, конечно! Вот еще!
Воспитатель. – Хочешь, мы тебя научим, как принимать гостей?
Пальчиковая игра «Гости едут».
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут!
- Да ты что!
Вот уже звенит звонок! Вот и гости на порог
- Здрасьте! Здрасьте! Чмок, чмок, чмок! Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок
- Мы всегда гостей встречаем, напоим душистым чаем! (Хлопки).
Несмеяна. – Ура!! Теперь я знаю, как нужно по – доброму встречать своих
друзей!
Воспитатель. – Несмеяна, ты пришла к нам из волшебной сказки. А какие -
то добрые, волшебные слова ты знаешь?
Несмеяна. – Это какие такие волшебные слова? Никаких не знаю, не научили
меня!
Воспитатель. – Ребята, какие слова мы называем волшебными?
Дети. – Добрые, вежливые слова.
Воспитатель. – Правильно! Что произойдет с людьми, если они будут
говорить друг другу вежливые слова?
Дети. – Люди будут лучше относится друг к другу, лучше понимать друг
друга.
Воспитатель. – Молодцы! Скажите, какие волшебные слова мы говорим
утром?
Дети. - Доброе утро!
Воспитатель. – А если плохая погода, сыро, грязно, холодно. Нужно ли
говорить «Доброе утро»? (Нужно). Что произойдет, если в холодный
пасмурный день пожелать «Доброе утро»?
Дети. – Станет лучше настроение, люди станут улыбаться, станет теплее,
светлее, радостнее на душе.
Воспитатель. – А какие слова приветствия вы еще знаете?
Дети. – Днем – добрый день! Вечером – добрый вечер или доброй ночи!
Воспитатель. – А как надо произносить эти слова?
Дети.- Глядя в лицо, в глаза. Дружелюбно, приветливо, негромко, добрым,
ласковым голосом.
Воспитатель. – Правильно! А еще, какие вежливые или волшебные слова вы
знаете?
Дети. – Спасибо!
Несмеяна. - А когда надо говорить это слово?
Дети. – Когда обращаемся с какой то просьбой, то в ответ говорим
«спасибо».
Несмеяна. – А я знаю слово «пожалуйста»!
Воспитатель. – Вот мы и проверим, поиграем в игру «Пожалуйста»!
Несмеяна, ты знаешь такую игру?
Несмеяна. – Знаю. Я буду называть движения, а вы их будете выполнять. И
только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Птички клюют зернышки,
котята умываются, лакают молоко, птички пьют из лужи, зайки прыгают,
моют лапки, котята царапаются. Ах, какие внимательные! Молодцы!
Воспитатель. – Скажи, Несмеяна, ты когда - нибудь обижала своих друзей?
Несмеяна. – Ну, бывало такое, признаю! (Застенчиво).
Воспитатель. – А что ты говорила потом? Какое волшебное слово?
Несмеяна. – Зачем? Ничего не говорила!
Воспитатель. – Ребята, какое слово волшебное слово говорим, если вдруг
кого – нибудь обидели?
Дети. – Извини, прости!
Воспитатель. – И еще добавляем слово… пожалуйста!
Воспитатель. – Предлагаю поиграть в игру «Угадай волшебные слова».
Можете взять по картинке, посмотреть, кто что делает и какое волшебное
слово нужно сказать! (Ребенок проснулся- доброе утро, ребенок ложится
спать- доброй ночи, заходит в дверь – здравствуйте, уходит, машет рукой –
до свидания, игрушку дает поиграть – спасибо, один плачет, другой рядом
стоит – прости, мальчики не поделили игрушки ссорятся).
Несмеяна – Я знаю! На этой картинке: сейчас дам тебе сдачи!
Дети. – Нельзя драться, нужно делиться игрушками. Дай поиграть,
пожалуйста!
Воспитатель. – Ну что, Несмеяна, ты поняла, какой ты должна стать?
Несмеяна. – Да, доброй и вежливой! И может быть я смогу вернуть свое
доброе сердце!
Воспитатель. – Посмотри! Может это твое сердце? (Достает сердце из
мешочка). Возьми, пожалуйста!
Несмеяна. – Большое спасибо! Я так рада, что мое доброе сердце нашлось! И
мне хочется танцевать!
Воспитатель. – Давайте потанцуем! Но как только я скажу «Друг к дружке»,
вы должны найти себе друга и пожать ему руку, а дальше здороваться теми
частями тела, которые я буду называть. И когда я снова скажу «друг к
дружке», вы найдете себе нового друга. (Нос к носу, лоб ко лбу, ухо к уху,
колено к колену, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине).
III. Рефлексия.
Несмеяна. – Спасибо, ребята, мне с вами было так весело! А вам со мной?
Воспитатель. – Чему мы научили Несмеяну?
Дети. – Волшебным словам. Стать доброй и вежливой.
Воспитатель. – Понравилось вам играть? И теперь какими станете?
Дети. - Дружелюбными, добрыми, вежливыми.
Воспитатель. - Спасибо тебе, Несмеяна, ты нам очень помогла. Возвращайся
в свое царство! До свидания!