Автор: Алексеева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель маоу ош д.федорково
Учебное заведение: Воспитатель МАОУ ОШ д.Федорково
Населённый пункт: п.Парфино
Наименование материала: Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности
Тема: "Удивительные свойства воздуха"
Раздел: дошкольное образование
МАОУ ОШ д.Федорково Парфинского района Новгородской области
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
на тему " Удивительные свойства воздуха"
Алексеева Т.В.
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое
развитие».
Цель:
развивать
у
детей
представления
о
свойствах
воздуха
путем
экспериментирования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха.
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на
основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
Активизировать речевую деятельность.
Закреплять и расширять словарный запас детей.
Воспитывать культуру общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с
воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содействовать
физическому развитию и оздоровлению детей путем
включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную
работу.
Формировать
физиологически
правильное
дыхание
с
помощью
дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы,
носоглотки и верхних дыхательных путей.
Развивать интерес к дыхательным упражнениям.
Методы и приемы:
беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка,
дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа:
лаборатория, невидимый, прозрачный, живая природа,
неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций,
чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с
мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты,
бумажные веера,
стаканчики с водой, коктейльные трубочки,, емкости с измельченными
продуктами (апельсин), фартуки по количеству детей, воздушные шарики,
аудиозапись, видео презентация
Ход образовательной деятельности.
В.- Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришли гости. Давайте
поприветствуем их, улыбнемся и подарим им хорошее настроение.
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.
Воспитатель – Ребята , я вас сегодня приглашаю лабораторию .
А что такое лаборатория?
( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)
Воспитатель – А как называют людей, которые проводят опыты ,
эксперименты ?(Ученые) Воспитатель
- Скажите, какими качествами должен
обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Воспитатель показывает шкатулку.
Воспитатель: Мы тоже с вами будем проводить опыты -как настоящие ученые.
А вот что мы будем сегодня изучать –спрятано в этой коробочке
Но прежде чем угадать, что же находится в этой коробке?
Я вам расскажу интересный рассказ.
Чтение рассказа А.Низовой "Невидимка".
"Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его
не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он
захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает
вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы
шляпу.
Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают
путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите
его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава".
- Ребята, кто же этот Невидимка? И что спрятано в коробке?(воздух)
Воспитатель открывает шкатулку .( она пустая). Ребята , вы оказались правы
–это воздух .
Как вы думаете, что такое воздух? (ответы детей)
Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько
дней) А без воздуха? (не больше 5 минут)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
В: - Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и
какими свойствами он обладает.
Воспит: Ребята, вы хотите узнать ,тогда я приглашаю вас в нашу
лабораторию. Но прежде чем занять свои места вспомним правила поведения в
лаборатории. какие?
Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно.
Внимательно слушать инструкции
Аккуратно работать с оборудованием
Обо всём важном делать заметки, чтобы ничего не забыть.
Воспитатель: Вот мы с вами в лаборатории. Итак, начинаем.
Ребята назовите ,какое оборудование находится у вас на столе ? ( дети
перечисляют) Все эти предметы нам помогут узнать свойства воздуха.
Воздух обладает различными свойствами?
Ребята, как вы думаете , где находится воздух ? (Ответы детей)
Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.
Какой он? Мы его можем увидеть? (Ответы детей)
В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. Воздух невидимый
Опыт №1 «Поймай воздух».
Воспитатель: Но если воздух невидимый как можно проверить, есть ли в этой
комнате воздух? (Руками обводит группу.)
В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте его поймать руками
(дети ловят руками воздух). Не получается?
В – Ребята, что из оборудование надо взять, чтобы поймать воздух?
Д.- полиэтиленовый пакет.
В.- Что в нем?
Д – В пакете ничего нет, он пустой.
В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Внутри
каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
В- А вы видите воздух?
Д – нет (воздух он невидимый)
В – Поднесите к пакету ладошку ? Вы ее видите?
Д – Да
В – значит какой воздух?
Д – воздух прозрачный.
В-Какой вывод мы можем сделать? (вывод делают дети)
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт № 2. «Увидим воздух»
Воспитатель: А как можно еще увидеть воздух?
Какое оборудование нам в этом поможет?
Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки.
Если взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что произойдет? (Пузырьки .)
Что это за пузырьки? А откуда они появились?
Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде прозрачных пузырьков. Его мы
увидели глазами.
А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы
детей)
Потому что воздух легче воды.
Чтобы получились пузырьки вы выдыхаете воздух.
В – Ребята, а как воздух попадает в наш организм ?
Д – через нос и рот
Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас.
В – Давайте покажем, как мы дышим.
(Дыхательная гимнастика)
Дышим мы свободно
Глубоко спокойно
Делай вдох и выдох,
Раз,два,три,
Выполним задание
Задержи дыхание –
1 2 3 4 5-будем снова мы дышать
В – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух легче воды .Воздух не только вокруг нас ,но и внутри нас .
Воспитатель: А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Д – Мыльные пузыри.
Опыт 3 «Игра с пузырями»(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется
воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Вам понравилось играть с мыльными пузырями .
Игра с мыльными пузырями.
Идемте в лабораторию.
В – Ребята, мы с вами уже узнали что воздух- невидимый ?
А как нам узнать умеет ли воздух двигаться ?
Как вы думаете?
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
В – Возьмите салфетки, преподнесите ее ко рту и сделайте вдох и выдох.
Что происходит с салфеткой ?
Д – Видно, салфетка шевелится.
В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в
движение.
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Опыт 5 (с веером)
В – При помощи чего еще можно увидеть движение воздуха?
С помощью веера.
Возьмите веер, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Д – Ветерок ощущаем.
Вывод: Не видим, но ощущаем.
Опыт 6 (с корабликами)
(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству детей)
В – А хотите поиграть с ветерком ? На столе стоят ёмкости с водой подойдем к
ним поближе
Подуйте на воду? Что вы видите? Образовалась волна. - ветерок созданный
потоком воздуха из груди раздувает воду
А теперь возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, потоком
воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.
Физкультминутка «Ветерок»
Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и
поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый
ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать
подбирать интересные разнообразные движения.
- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.
В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может быть- легким, теплым,
ласковым , а может быть- сильным, порывистым, ледяным. Ветер приносит как
пользу ,так и вред.
Давайте присядем и посмотрим на экран , я вам буду показывать картинки,
рассмотрите их и объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
(Слайды)
1. Парусник в море
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает
корабли.
3. Одуванчик
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
4. Лесной пожар
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет
муку.
В- молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 7 (воздух не имеет запаха) (контейнер с апельсином)
В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д – нет
В.- Мы с вами уже знаем ,что воздух вокруг нас. Почему нет? Сегодня утро
когда я пришла на работу в детский сад на кухне пахло гречневой кашей?
Когда ваша мама собирается на работу ,она брызгается себя своими любимыми
духами? Какой стоит аромат ?
Д-Дети в замешательстве.
В-А теперь закройте глаза вдохните воздух , чем он пахнет? Ничем
Воспитатель подносит апельсин (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)
Чем пахнет?
Д- Апельсинами.
В- Так воздух имеет запах или нет?
В.- А давайте я расскажу вам об этом ? Хотите .
Воздух не имеет запаха ,но имеет свойство переносить запахи., все ароматы,
которые ощущаются в воздухе, принадлежат другим газам, не имеющим
никакого отношения к воздуху. Так, воздух на поляне – цветами, в столовой -
едой. Различные газы смешиваются с воздухом и придают ему свои ароматы.
В-Воздух имеет свойство переносить запахи.
В –Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета
воздух?
Д – Воздух бесцветный
В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Д – Воздух безвкусный.
В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Д – Воздух без запаха.
.В.- Какого цвета воздух?
Д – Воздух бесцветный
В – Какой вывод мы делаем?
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
В – Молодцы ребята.
В- Ребята вам понравилось быть учеными.
Что мы сегодня узнали про воздух
Выводы:
Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать
и поместить в оболочку.
Воздух легче воды .Человек не может жить без воздуха
Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Воздух не видим, но ощущаем.
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса
В- А какие опыты понравились больше?
В – На этом наши исследования закончены, наша лаборатория закрывается .
Слайд (природа)
В – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того,
чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в
городе , селе от воздуха в лесу? Почему?
Д – Много деревьев
В – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья
всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище
воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
Слайд (заводы, фабрики)
В – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом, в городе
- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами,
лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
В – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;
- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Д – Да, можем позаботиться.
Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и
деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо
заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
В – Нужно беречь нашу планету Земля.
В – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали
много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный
исследователь».