Напоминание

"Удивительные свойства воздуха"


Автор: Алексеева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель маоу ош д.федорково
Учебное заведение: Воспитатель МАОУ ОШ д.Федорково
Населённый пункт: п.Парфино
Наименование материала: Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности
Тема: "Удивительные свойства воздуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ ОШ д.Федорково Парфинского района Новгородской области

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

на тему " Удивительные свойства воздуха"

Алексеева Т.В.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие».

Цель:

развивать

у

детей

представления

о

свойствах

воздуха

путем

экспериментирования.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах

воздуха.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на

основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Образовательная область «Речевое развитие»

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

Активизировать речевую деятельность.

Закреплять и расширять словарный запас детей.

Воспитывать культуру общения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с

воздухом.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содействовать

физическому развитию и оздоровлению детей путем

включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную

работу.

Формировать

физиологически

правильное

дыхание

с

помощью

дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы,

носоглотки и верхних дыхательных путей.

Развивать интерес к дыхательным упражнениям.

Методы и приемы:

беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка,

дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа:

лаборатория, невидимый, прозрачный, живая природа,

неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций,

чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с

мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование:

полиэтиленовые пакеты,

бумажные веера,

стаканчики с водой, коктейльные трубочки,, емкости с измельченными

продуктами (апельсин), фартуки по количеству детей, воздушные шарики,

аудиозапись, видео презентация

Ход образовательной деятельности.

В.- Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришли гости. Давайте

поприветствуем их, улыбнемся и подарим им хорошее настроение.

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Воспитатель – Ребята , я вас сегодня приглашаю лабораторию .

А что такое лаборатория?

( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

Воспитатель – А как называют людей, которые проводят опыты ,

эксперименты ?(Ученые) Воспитатель

- Скажите, какими качествами должен

обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Воспитатель показывает шкатулку.

Воспитатель: Мы тоже с вами будем проводить опыты -как настоящие ученые.

А вот что мы будем сегодня изучать –спрятано в этой коробочке

Но прежде чем угадать, что же находится в этой коробке?

Я вам расскажу интересный рассказ.

Чтение рассказа А.Низовой "Невидимка".

"Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его

не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он

захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает

вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы

шляпу.

Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают

путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите

его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава".

- Ребята, кто же этот Невидимка? И что спрятано в коробке?(воздух)

Воспитатель открывает шкатулку .( она пустая). Ребята , вы оказались правы

–это воздух .

Как вы думаете, что такое воздух? (ответы детей)

Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько

дней) А без воздуха? (не больше 5 минут)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

В: - Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и

какими свойствами он обладает.

Воспит: Ребята, вы хотите узнать ,тогда я приглашаю вас в нашу

лабораторию. Но прежде чем занять свои места вспомним правила поведения в

лаборатории. какие?

Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу,

работать тихо, аккуратно, внимательно.

Внимательно слушать инструкции

Аккуратно работать с оборудованием

Обо всём важном делать заметки, чтобы ничего не забыть.

Воспитатель: Вот мы с вами в лаборатории. Итак, начинаем.

Ребята назовите ,какое оборудование находится у вас на столе ? ( дети

перечисляют) Все эти предметы нам помогут узнать свойства воздуха.

Воздух обладает различными свойствами?

Ребята, как вы думаете , где находится воздух ? (Ответы детей)

Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.

Какой он? Мы его можем увидеть? (Ответы детей)

В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д. Воздух невидимый

Опыт №1 «Поймай воздух».

Воспитатель: Но если воздух невидимый как можно проверить, есть ли в этой

комнате воздух? (Руками обводит группу.)

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте его поймать руками

(дети ловят руками воздух). Не получается?

В – Ребята, что из оборудование надо взять, чтобы поймать воздух?

Д.- полиэтиленовый пакет.

В.- Что в нем?

Д – В пакете ничего нет, он пустой.

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Внутри

каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

В- А вы видите воздух?

Д – нет (воздух он невидимый)

В – Поднесите к пакету ладошку ? Вы ее видите?

Д – Да

В – значит какой воздух?

Д – воздух прозрачный.

В-Какой вывод мы можем сделать? (вывод делают дети)

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Опыт № 2. «Увидим воздух»

Воспитатель: А как можно еще увидеть воздух?

Какое оборудование нам в этом поможет?

Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки.

Если взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что произойдет? (Пузырьки .)

Что это за пузырьки? А откуда они появились?

Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде прозрачных пузырьков. Его мы

увидели глазами.

А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы

детей)

Потому что воздух легче воды.

Чтобы получились пузырьки вы выдыхаете воздух.

В – Ребята, а как воздух попадает в наш организм ?

Д – через нос и рот

Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас.

В – Давайте покажем, как мы дышим.

(Дыхательная гимнастика)

Дышим мы свободно

Глубоко спокойно

Делай вдох и выдох,

Раз,два,три,

Выполним задание

Задержи дыхание –

1 2 3 4 5-будем снова мы дышать

В – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух легче воды .Воздух не только вокруг нас ,но и внутри нас .

Воспитатель: А еще, какие пузыри мы можем пускать?

Д – Мыльные пузыри.

Опыт 3 «Игра с пузырями»(на столике стоят мыльные пузыри)

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется

воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Вам понравилось играть с мыльными пузырями .

Игра с мыльными пузырями.

Идемте в лабораторию.

В – Ребята, мы с вами уже узнали что воздух- невидимый ?

А как нам узнать умеет ли воздух двигаться ?

Как вы думаете?

Опыт 4 (С бумажной салфеткой)

В – Возьмите салфетки, преподнесите ее ко рту и сделайте вдох и выдох.

Что происходит с салфеткой ?

Д – Видно, салфетка шевелится.

В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 5 (с веером)

В – При помощи чего еще можно увидеть движение воздуха?

С помощью веера.

Возьмите веер, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Д – Ветерок ощущаем.

Вывод: Не видим, но ощущаем.

Опыт 6 (с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству детей)

В – А хотите поиграть с ветерком ? На столе стоят ёмкости с водой подойдем к

ним поближе

Подуйте на воду? Что вы видите? Образовалась волна. - ветерок созданный

потоком воздуха из груди раздувает воду

А теперь возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, потоком

воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»

Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может быть- легким, теплым,

ласковым , а может быть- сильным, порывистым, ледяным. Ветер приносит как

пользу ,так и вред.

Давайте присядем и посмотрим на экран , я вам буду показывать картинки,

рассмотрите их и объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море

Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает

корабли.

3. Одуванчик

Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.

4. Лесной пожар

Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветряная мельница

Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет

муку.

В- молодцы, а теперь в лабораторию.

Опыт 7 (воздух не имеет запаха) (контейнер с апельсином)

В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д – нет

В.- Мы с вами уже знаем ,что воздух вокруг нас. Почему нет? Сегодня утро

когда я пришла на работу в детский сад на кухне пахло гречневой кашей?

Когда ваша мама собирается на работу ,она брызгается себя своими любимыми

духами? Какой стоит аромат ?

Д-Дети в замешательстве.

В-А теперь закройте глаза вдохните воздух , чем он пахнет? Ничем

Воспитатель подносит апельсин (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)

Чем пахнет?

Д- Апельсинами.

В- Так воздух имеет запах или нет?

В.- А давайте я расскажу вам об этом ? Хотите .

Воздух не имеет запаха ,но имеет свойство переносить запахи., все ароматы,

которые ощущаются в воздухе, принадлежат другим газам, не имеющим

никакого отношения к воздуху. Так, воздух на поляне – цветами, в столовой -

едой. Различные газы смешиваются с воздухом и придают ему свои ароматы.

В-Воздух имеет свойство переносить запахи.

В –Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета

воздух?

Д – Воздух бесцветный

В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?

Д – Воздух безвкусный.

В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Д – Воздух без запаха.

.В.- Какого цвета воздух?

Д – Воздух бесцветный

В – Какой вывод мы делаем?

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

В – Молодцы ребята.

В- Ребята вам понравилось быть учеными.

Что мы сегодня узнали про воздух

Выводы:

Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать

и поместить в оболочку.

Воздух легче воды .Человек не может жить без воздуха

Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Воздух не видим, но ощущаем.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса

В- А какие опыты понравились больше?

В – На этом наши исследования закончены, наша лаборатория закрывается .

Слайд (природа)

В – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того,

чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в

городе , селе от воздуха в лесу? Почему?

Д – Много деревьев

В – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья

всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище

воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

В – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом, в городе

- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами,

лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

В – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;

- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д – Да, можем позаботиться.

Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и

деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо

заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В – Нужно беречь нашу планету Земля.

В – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали

много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный

исследователь».



В раздел образования