Напоминание

Музыкально-театрализованная композиция на тему осенних обрядов и обычаев южных областей России "Толока" для учащихся 12-15 лет


Автор: Аксененко Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга "Ораниенбау"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкально-театрализованная композиция на тему осенних обрядов и обычаев южных областей России "Толока" для учащихся 12-15 лет
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Дом детского творчества Петродворцового района

Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»

Музыкально-театрализованная

композиция

на

тему

осенних обрядов и обычаев южных областей России

«Толока»

(для учащихся 12-15 лет)

Автор:

Аксененко Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования высшей

квалификационной категории

Санкт-Петербург

2018 г.

Пояснительная записка

Одним из главных разделов в работе Студии народных традиций «Берегиня» является

подготовка

и

проведение

фольклорных

праздников,

музыкально-театрализованных

композиций, инсценировок с сохранением традиций и обычаев бытования того или иного

этнографического материала. Такие праздники являются важным звеном в общей цепи

комплексной

системы

обучения

и

воспитания

на

интегрирующей

основе

освоения

традиционной

народной

культуры.

Они

помогают

решить

проблему

необходимости

органичного,

естественного

музыкально-фольклорного

воспитания

детей,

которое

возможно только при условии как можно более раннего практического общения детей с

народными песнями, играми, в целом - с национальной культурой.

Основной идеей данного мероприятия является воспитание почтительного отношения к

природе, к труду на земле, взаимопомощи.

У

русского

человека

всегда

было

особое

отношение

к

хлебу

и

кормилице-земле.

Считалось, что любое обращение она слышит, понимает и сделает так, как просишь или так

как

заслуживаешь.

Жатва,

подобно

севу,

сопровождалась

сложными

обрядовыми

действиями. Особенно торжественно отмечали последний сноп, а так же те последние

колосья, которые составляли этот сноп. Последние колосья обладали, по поверью, особой

силой плодородия. Сжатый последний сноп всегда брали с собой в дом, так как считалось,

что он способен принести достаток, обеспечить будущий урожай.

Цель

Знакомство детей с традициями осеннего цикла народных календарных праздников,

проверка и закрепление изучаемого материала, умения применять на практике

полученные знания.

Задачи

Образовательные:

-

Знакомство учащихся с фольклорным материалом, особенностями бытования

этого материала;

-

Отработка навыков сценической формы подачи фольклорного материала;

-

Знакомство учащихся с комплексом, включающим в себя народную речь,

обычаи, рукоделия, историю бытования песни, нормы поведения в жизни

русского народа;

-

Подведение итогов освоения материала;

Развивающие:

-

Развитие личности учащихся с опорой на универсальные духовные ценности,

выработанные народом на протяжении многих веков;

-

Расширение кругозора и повышение культурного уровня учащихся;

-

Творческое переосмысление традиций в современных условиях;

Воспитательные:

-

Воспитание интереса к народной истории;

-

Воспитание бережного отношения к традициям русского народа;

-

Воспитание на положительных эмоциях: общий труд - общий праздник;

-

Вовлечение родителей в музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Данное мероприятие может проводиться на базе ДДТ «Ораниенбаум» (в зале или

учебной аудитории), на базе ОУ (в актовом зале). Помещение, в котором проводится

мероприятие должно быть достаточно большим.

Музыкально-театральная композиция рассчитана на один академический час (45 мин.)

Проводится в соответствии с календарным циклом.

В мероприятии принимают участие от 8 до 10 человек (основной состав и

интерактивные элементы со зрителями)

Постановка музыкально-театрализованной композиции «Толока» рассчитана на детей

старшей группы, так как требует не только хорошей вокальной подготовки, но и глубокого

осмысления этнографического материала.

При подготовке к мероприятию учащиеся разучивают и осваивают материал как на

отдельных занятиях, так и на сводных репетициях.

Для проведения мероприятия необходимо следующее оборудование:

Костюмы для действующих лиц:

1.

Праздничные рубахи -8-10 шт.

2.

Пояса-8-10 шт.

3.

Головные платки для жней - 8-10

4.

Крестьянский праздничный костюм для хозяина и хозяйки - 2 шт.

Реквизит:

1.

Декорации (интерьер хозяйского дома)

2.

Музыкальные инструменты

3.

Искусственные полевые цветы

4.

Узелки с хлебом и солью

5.

Серпы - 8-10 шт.

6.

Вышитые полотенца - 2 шт.

7.

Венок из цветов колосьев для Толоки - 1 шт.

8.

Покрывало для Толоки - 1 шт.

9.

Красный платок для Толоки - 1 шт.

10.

Икона (или имитация) - 1 шт.

11.

Кувшин для конопляного масла - 1 шт.

12.

Ремешки из колосьев - по желанию

13.

Ленты для первого и последнего снопов - 2 шт.

14.

Стол - 1 шт.

15.

Сноп - 2 шт.

16.

Реквизит для праздничного стола

Сценарий

музыкально-театрализованной композиции на темы осенних обрядов и обычаев

южных областей России «Толока»

Действующие лица:

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА

ПЕРВАЯ - ПЯТАЯ ЖНЕЯ

ТОЛОКА

ХОЗЯИН

ХОЗЯЙКА

МУЗЫКАНТ

Открывается занавес, звучит песня «В поле пашеница

перестой стояла»

«В поле пашеница перестой стояла»

В поле пашеница перестой

стояла. Маю, маю, маю зелено!

Перестой стояла, колосом

махала. Маю, маю, маю зелено!

Колосом махала, голосом

гукала: Маю, маю, маю зелено!

-Девки, молодухи, выходите,

жните! Маю, маю, маю зелено!

Не могу стояти, колосом

махати. Маю, маю, маю

зелено!

Буйное колосье суколены

ломит. Маю, маю, маю зелено!

Рассвет. Жницы с серпами, с узелками, в которых хлеб и соль в праздничных рубахах,

подпоясаны, головы покрыты платками, у одной икона «Спасителя», медленно идут,

становятся по кругу. Старшая зажинщица выходит вперед с кувшином (с конопляным

маслом). Обращаясь в зал:

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА (на восток):

-

Мать сыра земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и

лихого дела.

Проговоривши, выливает на землю масло. Потом, обращаясь на запад, говорит:

-

Мать - сыра земля, Поглоти нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую.

После этого выливают масло на землю. Обращаясь на юг,

говорит:

- Мать - сыра земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески

сыпучие со метелью.

И опять выливает масло. Обращаясь на запад, говорит:

-

Мать - сыра земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со

метелями.

И

здесь

бросает

кувшин,

на

землю,

разбивает,

затем

подходит к иконе Спасителя, молится и приговаривает:

-

Дай, Господи, спорыньи, и легкости, и доброго здоровья.

Начинает зажинать первый сноп, придает ему очертания

человеческой фигуры, ставит его посреди круга, повязывает

голову красной косынкой и восклицает:

-

Зажали!

Все поднимают вверх серпы и радостно отвечают:

ЖНЕИ:

-

Зажали! Зажали!

После чего все складывают свои узелки у снопа и ставят

икону. Помолясь, каждая идет на свое место жать. И первые

колосья затыкают за пояс под поясницей (можно с полевыми

цветами). Кто-то подпоясывается «ремешком» из колосьев.

Начинают жать навстречу друг-другу. Звучит песня «На

дворе не рано»

«На дворе не рано»

На дворе не рано,

На дворе не рано

Солнышко вставало.

А мы раньше встали,

А мы раньше встали

И в копы поклали.

Жнеи молодые,

Жнеи молодые

Серпы золотые.

По месяцу жали,

По месяцу жали

Серпы выясняли

ПЕРВАЯ ЖНЕЯ:

-

Посмотрите-ка на нашу Анну! Она никак уже устала!

ВТОРАЯ ЖНЕЯ:

- Да она вовсе жать не умеет!

ТРЕТЬЯ ЖНЕЯ:

-

И в правду не умеет! Видите, как она ломает колос?

ЧЕТВЕРТАЯ ЖНЕЯ:

-

А сколько колосьев оставила?

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

-

Уймитесь вы! Она первый раз! Послушай! Да как же это? Все у тебя неловко

выходит...

Показывает, учит еѐ. Жнут вместе. Звучит песня: «Ты,

заря» «Ты, заря»

Ты, заря ли, ой, ты заря ли,

Моя бела зорюшка. Ой, да ты

вечерняя, белая заря. Ох,

зорюшка!

Не дала ли, ой, да не дала ли

Да мне бела зорюшка С поля

убраться да мне, молодцу,

Вот, молодцу.

Постепенно вечереет.

ПЯТАЯ ЖНЕЯ:

-

Ой, девушки, хозяин, хозяин идет.

ХОЗЯИН:

-

Помогай вам бог! (кланяется)

ЖНЕИ:

-

Благодарим за доброе слово.

ХОЗЯИН:

-

Довольно ли вам было кушать?

ЖНЕИ:

-

Довольно, довольно, благодарим.

ХОЗЯИН:

-

Торопитесь же, девки. Смотрите, солнце высоко. Скоро уж и венок делать

ЖНЕИ:

- Да вот уже немного осталось. Только несколько снопиков и всѐ.

ХОЗЯИН:

-

А есть ли у вас цветы для венка? А?

ЖНЕИ:

-

Есть, есть. А кому укажете нести венок, хозяин?

ХОЗЯИН:

(Громко, ко всем)

-

Кто хочет, девушки? Кто понесет венок?

(молчание).

-

Что молчите?

(еще громче)

-

Кто хочет?

(жнеи переговариваются)

-

Ну, так я сам выберу.

(ходит, смотрит)

-

А вот кто понесет венок!

(указывает),

-

Ну что, согласны?

(жнеи переговариваются)

ЖНЕИ:

-

Пусть она! Она краше всех нас.

Жнеи

собираются

возле

девушки,

слышен

говор,

смех, поздравления, кланяются ей, как бы поздравляя

еѐ.

ХОЗЯИН:

-

Ну, а теперь девчата скорее собирайтесь. Я пойду во двор сказать,

что скоро вы оканчиваете. Пришлю вам музыку. Да что вы ничего не поете? Аль не рады

дожинкам? Невеселы что?

ЖНЕИ:

-

Ой, рады, рады и веселы!

ХОЗЯИН:

-

Ну, так спойте что-нибудь. Где это видано, чтоб на дожинках да не пели? Маша,

Лена, веселушки! Начинайте.

Звучит песня «Солнце низко»

«Солнце низко»

Солнце низко, вечер близко: пора до двора.

Эй, ли, ой, ли, пора до двора

Вчера наша хозяюшка журлива была.

Эй, ли, ой, ли, журлива была.

Наварила горшок каши, а нам не дала.

Эй, ли, ой, ли, а нам не дала.

Поставила на припечку - муха разлила…

Эй, ли, ой, ли, муха разлила.

А чтоб тябе - да мушечка, переломила.

Эй, ли, ой, ли, переломила.

Як ты мою семеюшку оголодила.

Эй, ли, ой, ли, оголодила.

Запев

подхватывают

не

все

жнеи,

некоторые

разговаривают, смеются. Хозяин уходит.

ЖНЕИ:

-

Скорее музыку присылайте! Незадолго и венок плести, как же его без музыки

нести?

ХОЗЯИН:

-

Будет, будет музыка

(кличет издалека). Уходит.

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

-

Да пуще пойте! Ну-ну, Лена, начинай, хозяин ушел.

Жнеи жнут и поют «Слава тебе, Боже»

«Слава тебе, Боже»

Слава тебе, Боже (2 раза)

Что на нашей нивке.

Что на нашей нивке (2 раза)

Сегодня обжинки.

Сегодня обжинки (2 раза)

Зазвонили звоны.

Зазвонили звоны (2 раза)

Во чистое поле.

Во чистое поле(2 раза)

Мы обжали нивку.

Мы обжали нивку (2 раза)

Домой захотели.

Ты рад, наш хозяин (2 раза)

Что в поле пожали.

Что в поле пожали(2 раза)

У копы поклали!

ПЕРВАЯ ЖНЕЯ:

-

А вот мой загон и кончился. Кому помочь, девочки?

ВТОРАЯ ЖНЕЯ:

-

Мне.

Идет, помогает,

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

- Скорей, скорей, сестрицы, скорей, девочки. Пора и бороду Илье завивать.

Две

жнеи

-

толочанки,

положив

на

землю

серпы

достают хлеб, едят его, затем подходят медленно к

несжатому

снопу

и

начинают

плести

«бороду»

прихватом, т.е. спустив рукава) Поют «Ходил козел

по меже»

«Ходил козел по меже»

Ходил козел по меже

Дивовался бороде.

А чья-й то борода

Белым шелком повита?

Белым шелком повита, Сотой-

медом полита.

Иванова борода

Белым шелком повита.

Белым шелком повита. Сотой-

медом полита.

Свивают и завязывают лентой наподобие круглого

венка-солнышка.

Затем

каждая

подходит

и

с

поклоном «копает землю» серпом. Затем в эту ямку

складывают остатки еды (хлеб и соль) и говорят:

ПЕРВАЯ ЖНЕЯ:

-

Вот тебе, Илья, борода, уроди нам ржи да овса.

ВТОРАЯ ЖНЕЯ:

-

Батюшка, Илья-борода, уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы.

ВМЕСТЕ:

Илья, приходи, коня приводи! И наших коней корми, и овечку корми, и коровку корми.

(кланяются).

Две

жнеи

начинают

заматывать

свои

серпы

в

колосья, постепенно приближаясь к корням, когда

серп прижат вплотную к земле, жницы выдергивают

колос с корнем и поднимают высоко над головой,

говоря:

ВМЕСТЕ:

-

Родись и водись, на тот год не переводись.

-

Уродись на тот год вот такой.

А тем временем другие жнут и делают последний

«именинный»

сноп,

наряжают

его

в

сарафан,

украшают

лентами

и

бусами,

сверху

одевают

кокошник. По одной выходят и катаясь по земле,

говорят:

ВМЕСТЕ:

-

Слава Богу, конец жатве!

-

Не боли, моя спинушка, заживи на яровую жнивушку.

-

Матушка, оржиная жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.

-

Нивка, нивка, отдай мою силку, я тебе жала, жала, силу свою потеряла.

-

Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотило, на молотило да на кривое

веретено!

-

Нивка, нивка, отдай мою силку. На яровинку, на овес, на гречиху, на конопельку!

-

Нива, нива! Отдай мне мою силу в каждую жилу, в каждый сустав.

-

Илье - борода, коню - голова, пахарю - коврижки, жнецам - пышки, хозяевам -

доброе здоровье!

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

-

А теперь, девицы, в кружок. Где наша Толока? Одевайте еѐ!

Ведут Толоку. Хвалят, дивуются ею, окружают еѐ,

одевают, накладывают на голову покрывало, одевают

венок.

В

руки

ей

дают

«именинный

сноп».

Все

встают в круг и поют «Студен колодезь».

Студен колодезь

Студен/ы/, студен/ы/, студеный колодезь -э

Лели, лелюшки, студеный колодезь.

Да, он студен, э, да он не кипучий, -

э, Лели, лелюшки, да он не кипучий.

Закипела в колодезе вода,-э,

Лели, лелюшки, в колодезе вода.

Во время песни Толока приплясывает и кланяется во

все

стороны

и

подбрасывает

сноп

(на

возглас).

Раздается

музыка.

Все

радуются.

Появляется

музыкант.

ПЯТАЯ ЖНЕЯ:

-

Вот и музыка вовремя поспела!

МУЗЫКАНТ:

-

Дайте дожиночного!

(дают вина)

МУЗЫКАНТ:

- Ну что вам играть-то? На «именинный» что ли?

ТРЕТЬЯ ЖНЕЯ:

-

На последний, на него, родимого!

МУЗЫКАНТ:

-

Ну, стройся в кружок!

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

-

Играй веселуху на хозяйский двор!

Все

группируются.

Вперед

важно

выступает

«музыка»

собирается

играть.

За

ним

-

Толока

наряженная, по сторонам сопровождают еѐ девицы

(две).

У

Толоки

сноп

«именинный».

А

остальные

несут узелки, серпы, первый сноп.

Занавес закрывается. Толочане спускаются в зал и

поют: "По улице широкой".

По улице широкой

По улице широкой, широкой,

На раздолъице большой, да большой.

Идет народ толокай, толокай.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

А чья же это толока, толока?

Да нашего ж мужика, мужика.

Иванова толока, толока,

Васильича велика, велика.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Сам он ходит по двору, по двору,

Кличет он свою жену, да жену,

Анну - свет Григорьевну, голубушку,

Хозяюшку хорошу, пригожую.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Готовь столы тесовы, тесовы,

Скатертями устланы, устланы,

Хлебом-солью приданы, приданы,

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Вечерочка дожидай, дожидай,

За ворота выхожай, выхожай.

Толочан наших встречай, да встречай.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Торжественно обойдя зал, подходят к «воротам»

хозяина.

Хозяин открывает «ворота» и кланяется Толоке.

ХОЗЯИН:

-

Поздоровь, Боже, добрых людей!

ЖНЕИ:

-

Благодарствуем, добрый хозяин.

Впереди

Толока,

за

ней

полукругом

жнеи. Звучит песня «Хозяйка-тетерька»

«Хозяйка-тетерка»

Хозяйка-тетерка! (2 раза)

Готова ль вечерка?

Хозяин-соловейка! (2 раза)

Готова ль горелка?

Когда не готово (2 раза)

Не сидеть было дома!

Не сидеть было дома, (2 раза)

Шевелить у поле!

Шевелить у поле (2 раза)

На широкой постати!

Во

время

песни

поднимаются

к

самому

крыльцу хозяйского дома.

СТАРШАЯ ЗАЖИНЩИЦА:

-

Отворяй, барин, свой двор, мы несем к тебе сжатую рожь.

ПЕРВАЯ ЖНЕЯ:

-

Мы нажали столько копен, сколько на небе звезд. Справь нам

дожинки, за наши посильные труды.

ВТОРАЯ ЖНЕЯ:

- Отвори двери в свой дом, встречай нашу Толоку.

ТРЕТЬЯ ЖНЕЯ:

- Выйди, барин, к нам, выкупь венок у нас.

Открывается занавес. Входит Хозяйка. Стоит стол,

на столе «хлеб-соль», брага, угощение. Между тем

две

девушки

подводят

Толоку

к

хозяину.

Толока

становится на колени. Хозяйка сыплет на жней рожь

:

ХОЗЯЙКА:

- Наполняй, Боже, дом в сяким добром.

Толока, стоя на коленях, обращаясь к хозяину

ТОЛОКА:

-

Приветствуем тебя, хозяин! Поздравь, Боже, тебя и весь твой дом. Принесли мы

тебе венок с большого твоего поля, сплели его из золотых, зернистых колосьев.

Наполняй, Боже, твой дом всяким зерном

(наклоняет голову).

Хозяин снимает с головы Толоки венок и

накладывает его на свою.

ТОЛОКА:

-

Принесли мы тебе сноп ржи со всех 4-х концов поля, нажали своими девичьими

руками, стальными серпами. Принесли тебе рожь из-под зеленого леса, шли-

несли через высокие горы, цветущие пригорки и холмы - принесли на твой

хозяйский двор, богатый дом... Наполняй, Боже, твой дом всяким зерном

(наклоняет голову и подает сноп)

Хозяин принимает сноп и заносит его в «красный

угол».

ТОЛОКА:

-

Хочешь, не хочешь, а посмотри на нас своими веселыми очами, хочешь, не

хочешь, а одари Толоку красными платками.

Хозяйка подает платок Хозяину, а тот дарит его

Толоке, поднимает покрывало, целует еѐ.

ТОЛОКА:

-

А теперь награди нас ласковым словом, угости сладким медом...

ХОЗЯИН:

(обращаясь к гостям):

Вы сходитеся, люди добрые,

На великий званый пир.

Есть про вас и мед, и вино,

Есть про вас яства сахарные.

(обращаясь в зал):

А и вам, крещеный мир,

Бьем челом и кланяемся.

Звучит песня «Спасибо тому, кто хозяин во дому»

Спасибо тому, кто хозяин во дому

Гой, спасибо тому, кто хозяин во дому,

Со хозяйкой во дому, во высоком терему.

Гой, спасибо Ивану - свет Васильевичу

Со хозяйкой Анной - свет Григорьевной.

О, Илиа! Лели-лели! Свет Григорьевной...

Мы дожали, дожали, мы обжинки встетили.

Каравая почали, толокна отведали.

О, Илиа! Лели-лели! Толокна отведали.

Времячко, лети, лети! Хебушко, расти, расти!

До новой, до весны, до нового лета!

О, Илиа! Лели-лели! До нового лета!

До нового лета, до нового хлеба!

О, Илиа! Лели-лели! До нового хлеба!

О, Илиа! Лели-лели! До нового хлеба!

Занавес закрывается.

Приложение

В поле пашеница перестой стояла.

Маю, маю, маю зелено!

Перестой

стояла,

колосом

махала.

Маю, маю, маю зелено!

Колосом

махала,

голосом

гукала:

Маю, маю, маю зелено!

- Девки, молодухи, выходите, жните!

Маю, маю, маю зелено!

Не могу стояти, колосом махати.

Маю, маю, маю зелено!

Буйное колосье суколены ломит.

Маю, маю, маю зелено!

В поле пашеница перестой стояла

Ты, заря ли, ой, да ты, заря ли,

Моя бела зорюшка.

Ой, да ты вечерняя, белая заря.

Ох, зорюшка!

Не дала ли, ой, да не дала ли Да

мне бела зорюшка

С поля убраться да мне, молодцу,

Вот, молодцу.

Ты, заря ли, моя бела зорюшка

Слава тебе, Боже (2 раза) Что

на нашей нивке.

Что на нашей нивке (2 раза)

Сегодня обжинки.

Сегодня обжинки (2 раза)

Зазвонили звоны.

Зазвонили звоны (2 раза) Во

чистое поле.

Во чистое поле(2 раза) Мы

обжали нивку.

Мы обжали нивку (2 раза)

Домой захотели.

Ты рад, наш хозяин (2 раза)

Что в поле пожали.

Что в поле пожали(2 раза) У

копы поклали!

У копы поклали

Обжиночная

Ходил

козел по меже

Дивовался бороде.

А чья-й то борода Белым

шелком повита?

Белым

шелком

повита,

Сотой-медом полита.

Иванова борода Белым

шелком повита.

Белым

шелком

повита,

Сотой-медом полита.

Примечание: каждая первая строка повторяется дважды

Тексты песен

Ходил козел по меже

Студен/ы/,

студен/ы/,

студеный

колодезь,

-э,

Лели, лелюшки, студеный колодезь.

Да, он студен, э, да он не кипучий, -э,

Лели, лелюшки, да он не кипучий.

Закипела в колодезе вода, -э, Лели,

лелюшки, в колодезе вода.

Студен, студен, студеный колодезь

По улице широкой, широкой,

На раздольице большой, да большой.

Идет народ толокай, толокай.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

А чья же это толока, толока?

Да нашего ж мужика, мужика.

Иванова толока, толока,

Васильича велика, велика.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Сам он ходит по двору, по двору,

Кличет он свою жену, да жену,

Анну - свет Григорьевну, голубушку,

Хозяюшку хорошу, пригожую.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Готовь столы тесовы, тесовы,

Скатертями устланы, устланы, Хлебом-

солью приданы, приданы,

О, Илиа! Илиа! Илиа!

Вечерочка дожидай, дожидай,

За ворота выхожай, выхожай.

Толочан наших встречай, да встречай.

О, Илиа! Илиа! Илиа!

По улице широкой, широкой

Хозяйка-тетерка! (2 раза)

Готова ль вечерка?

Хозяин-соловейка! (2 раза)

Готова ль горелка?

Когда не готово (2 раза) Не

сидеть было дома!

Не сидеть было дома, (2 раза)

Шевелить у поле!

Шевелить у поле (2 раза) На

широкой постати!

Хозяйка-тетерька

Обжиночная

Гой, спасибо тому, кто хозяин во дому,

Со хозяйкой во дому, во высоком терему.

Гой, спасибо Ивану - свет Васильевичу

Со хозяйкой Анной - свет Григорьевной.

О, Илиа! Лели-лели! Свет Григорьевной...

Мы дожали, дожали, мы обжинки встетили.

Каравая почали, толокна отведали.

О,

Илиа!

Лели-лели!

Толокна

отведали.

Времячко,

лети,

лети!

Хебушко,

расти, расти! До новой, до весны, до нового

лета!

О, Илиа! Лели-лели! До нового лета! До

нового лета, до нового хлеба!

О, Илиа! Лели-лели! До нового хлеба!

О, Илиа! Лели-лели! До нового хлеба!

Спасибо тому, кто хозяин во дому

Загадки

Сутул, горбат,

Все поле перешел, все суслоны перечел

(серп)

Маленький Афанасий травкою подпоясан

(сноп)

На поле барском, на рубеже татарском Лежат

люди побиты у них головы побриты

(снопы на жниве)

Девять братьев под одной шапкой

(бабка снопов)

Сито свито, соломой крыто, А

посередке-то золото

(скирда)

Летят гуськи, дубовы носки,

Говорят: то-то-ты, то-то-ты

(цепы)

Скрипит скрипица, едет царица

Просит царя: пусти меня

Мне не век вековать, одну ночь ночевать

Придут вутре разбойнички, разобьют мои косточки,

Отнесут душу в пресветлый рай

(рожь, гумно, молотьба)

Кругла, да не деньга,

Красна, да не девка, С

хвостом, да не мышь

(репа)

В поле сережки на тоненькой ножке

(овес)

Словарь терминов

Август

- серпень, жнивень, зорень

Сентябрь

- вересень, хмурень

Октябрь

- листопад, паздерник, грязник

Спорыш

- первый, «спорый» сноп

Сноп

- колосья, срезанные и связанные пучком

Суслон

- составленные на ниве для просушки снопы

Бабка

- тоже составленные снопы, покрытые сверху, собственно,

«бабкой»

Копна, Копа - скопленные, сложенные снопы

Постать

- нива; хлебное поле или его часть с поспевшим хлебом,

который начинают жать

Жниво

- нива, с которой недавно снят хлеб, а остались комли

соломы

Борода (на поле) - последние колосья, несжатые, витые и украшенные. В песнях

называется по имени хозяина поля

Толока

- работа «всем миром». Толокой заканчивали уборку

урожая

Страда

- время, когда жнут, снимают урожай; роды земли

Цеп

- жердь с прикрепленным к ее концу обрубком, которым

колотят колосья, вымолачивая из них зерно

Гумно

- хозяйственная постройка, место для молотьбы

Рига, Овин

- другие хозяйственные постройки, в которых сушат снопы.

В гумне живет гуменник, в риге - ригошник, в овине -

овинник (как в доме домовой). У них, маленьких мужичков,

бороды запорошены соломой.

Слава тебе, Боже, что в поле пригоже! На

поле копами, на гумне стогами На гумне

стогами, в клети закромами В клети

закромами, в печи пирогами,

Как на нашей нивке сегодня пожинки, слава Богу! Все

поле пожали, снопы поубрали, слава Богу! Будем

молотити, да пиво варити, слава Богу! Да пиво варити, да

сына женити, слава Богу!

У нас сегодня война была Мы два

поля звоевали, А третье запахали.

Поле смели метелочкой, Пришли

домой с веселочкой

Чие это поле загремело стоя? Иваново поле

загремело стоя Ивановы жнеи, жнеи

молодые Жнеи молодые, серпы золотые

Полюшко пожали и в копы поклали,

Чие это поле задремало стоя? Степаново

поле задремало стоя Степановы жнеи,

жнеи леные Серпы поломали, в межу

побросали,

Поле, поле, отдай мою долю! Что я

тебя жала, свою долю клала

Нивка, нивка, отдай мою силку!

Что я тебя жала, свою силку клала,

Ходил козел по меже, дивоался бороде И чья ж это

борода уся медом улита, Вся-то медом улита, черным

шелком увита? Иванова борода уся медом улита Вся-то

медом улита, черным шелком увита.

О Всепетая Мати,

Рождшая всех святых святейшее слово!

Нынешнее приемше приношение,

От всяких напасти избави всех.

И грядущего избави мучения тебе вопиющих:

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя

Ты Пречистая Мать,

Ходи бороду полоть!

Ходи бороду полоть Своей

правою рукой

Своей правою рукой

Своим золотым серпом

Пора, мати, жито жати, Колосок

свалился

Пора, мати, дочку вдати, Голосок

сменился

Моя постать широка,

Моя мамочка далеко!

Коли б к этой постати Моя

родная мати

Я б легла, полежала,

Она бы дожала

Видит мое око, Что край

недалеко! Видит, видит

Конец придет!

А солнечко в точку, А

серпочки в кочку! Пора,

пора Нам со двора!

Как пошел же спорыш вдоль по улице гулять А никто

спорыша, никто его не принял Только Марья одна, она

его приняла

Ивановы пчелки

По полю летали

Честь ему, хвала ему,

По полю летали

По полю летали,

Медок собирали

Медок собирали,

В кубок наливали

В кубок наливали,

Жнеек честовали

Список литературы

1.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический

анализ восточнославянских обрядов. — М., 1993.

2.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов вели корусского народа в XVI-XVII

столетиях. — М-, 1992.

3.

Коринский А. А. Народная Русь. — Самара, 1995.

4.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1991.

5.

Мароховский Г. Мир вашему дому. //Народное творчество. —1982. — №1.

6.

Мароховский Г. За тенью славянских поверий. //Народное творчество. — 1990.

7.

Аникин В.П. «Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», М 1957 г.

8.

Браз С. «Формирование репертуара городского фольклорного ансамбля», М. 1980 г.

9.

«Дети и народная культура. VI Виноградские чтения», Иркутск, ОЦНТ и Д, 1995 г.

Ю.Куприянова Л. «Вокальное воспитание в детском народно-хоровом коллективе (специфика

учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих ансамблях). Методическое пособие М.

ВНМЦ НТ и КПР 1984 г.

П.Куприянова

Л.

«Активизация

творческой

деятельности

младших

школьников,

осваивающих

фольклор», (Проблемы детского музыкального воспитания), М. 1994 г.

12.

«Мир детства и традиционная культура», материалы III Виноградовских чтений, М. ВНМЦ

НТиКПР, 1990 г.

13.

Мельник

Е.И.

«Детский

фольклор

Каргопольского

поозерья»

(опыт

освоения

местной

традиции), М. 1991 г.

14.

«Мир детства в традиционной культуре народов СССР» (сборник научных трудов), ч. I, ч. II,

Ленинград, 1991 г.

15.

Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов педагогического

института, М. 1987 г.

16.

Науменко Г. М. «Русские народные сказки, скороговорки, загадки с напевами», М. 1977г.

17.

Науменко Г. М. «Этнография детства», М. 1998 г.

18.

Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети», М. 1992 г.

19.

Народное творчество. № 8. -М., Профиздат. 1990.

20.

Науменко

Г.М.

Народные

праздники,

обряды

и

времена

в

песнях

и

сказках.

Сборник

фольклорных материалов. Центрполиграф 2001

21.

Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М., Айрис-пресс.

2003.

22.

Традиции

русского

дома.

Составитель

Красунов

В.К.

-

Нижний

Новгород.

ФГУИПП

«Нижполиграф». 2003.

23.

Шангина

И.И.

Русский

народ.

Будни

и

праздники.

Энциклопедия.

-

Санкт-Петербург.,

Издательство «Азбука-классика». 2003.

24.

русские народные песни, напетые А.А. Степановой. - М., Советский композитор. 1975

25.

Дубравин В.В. Русские календарные песни на Украине. -М., советский композитор. 1974

26.

Харьков В. русские народные песни Смоленской области. Под общей редакцией СВ. Аксюка. -

М., Музыкальный фонд СССР. 1956



В раздел образования