Автор: Аббазова Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Центр содействия семейному воспитанию "Спутник"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности педагогического подхода к подросткам с девиантным поведением
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОДРОСТКАМ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Каждому педагогу в своей практике так или иначе приходилось иметь дело с
подростками девиантного поведения. При столкновении с такими детьми
нормальные педагогические подходы перестают действовать. Так какое же
поведение принято считать девиантным? Каковы его причины? Что
заставляет подростка вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как
избежать этого? Есть ли способы воздействия на подростка с девиантным
поведением? Каждый педагог не раз задавался этими вопросами.
Девиантное
поведение (также социальная
девиация,
отклоняющееся
поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от
общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных
норм. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а
серьезные - уголовными.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании,
прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным
поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как
результат нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры,
изменений
в
содержании
ценностных
ориентаций
молодежи,
неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за
поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это
подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции,
самоутверждению
в
жизненноважных
ситуациях,
появляется
чувство
одиночества и незащищенности.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми
разнообразными причинами и факторами.
Социальные
причины. Социальныепричины
играют
немалую
роль
в
происхождении
девиантного
поведения.
Книмследует
отнести:
социальное неравенство,
расслоение
общества
на
богатых
и
бедных,
нестабильность
социально-экономической
ситуации,
ограничение
социально приемлемых
способов
получения
достойного
заработка,
безработицу.
Морально-этические
причины:
низкий
морально-нравственный
уровень
современного общества; утрата моральных ценностей; процветание среди
населения алкоголизма и наркомании.
Социально-педагогические причины: недостатки и пробелы семейного и
школьного воспитания; неудачи ребенка в школе; падение престижа
образования; педагогическая запущенность и т.д.
Семья, как причина девиантного поведения.
В семье факторами риска
следует рассматривать такие характеристики,как:характер взаимоотношений
и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи;
социально-бытовые
условия;
психологический
микроклимат;
образовательный и культурный уровень родителей.
Семьи
с
противоречивыми
требованиями
к
детям,
педагогически
несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения подростков.
И, как показывает статистика, криминальная активность детей не всегда
зависит от материального благополучия семьи. Среди подростков, которые
воспитывались в вполне благополучных семьях, часто встречаются дети с
отклоняющимся поведением.
Социокультурные
причины связаны
с
расслоением
общества,
восприимчивостью
молодежи
и
подростков
ко
всему
новому
и
некритичностью
восприятия
этих
норм
поведения,
стремлением
к
замещению режимного поведения.
Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих
факторов.
Семья. Употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля;
жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении ребенка,
трудное материальное положение; нахождение родственников в местах
лишения свободы; отсутствие одного из родителей в семье; чрезмерный,
усиленный контроль и опека над подростком .
Неформальные группы сверстников. Эту причину стоит рассматривать как
самостоятельную. Приятельская
компания
подростков
становится
благоприятной средой криминогенного поведения, когда потерян авторитет и
престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.
Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст
входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:
-
внутренние
трудности
переходного
возраста,
начиная
с
психогормональных
процессов
и
заканчивая
перестройкой
«Я-
концепции»;
- пограничная неопределенность социального положения: уже не
ребенок,но еще и не взрослый;
- стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и
отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться,
попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в
среде ближайшего окружения
Биологические
факторы. Они
выражаются
в
существовании
неблагоприятных
физиологических
или
анатомических
особенностей
организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
Специальных
генов,
обуславливающих
девиантное
поведение,
не
существует.
Однако
выделяют
причины
отклоняющегося
поведения,
связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К
ним относят:
Генетические причины. По наследству передаются некоторые болезни,
в
частности,
такие
как
шизофрения,
дефекты
зрения,
слуха,
повреждения
нервной
системы;
нервно-психические
нарушения,
обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
Психофизиологические причины. В последнее время увеличивается
влияние
на
организм
человека
психофизиологических
нагрузок,
конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что
приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим
заболеваниям.
Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха,
внешняя
непривлекательность,
недостатки
конституционно-
соматического
склада,
которые
зачастую
вызывают
негативное
отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных
отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.
Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии
или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что
сопровождается
эмоциональной
неустойчивостью,
неврастенией,
повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно
выраженной
психопатией
или
акцентуированными
чертами
характера
нуждается
в
социально-медицинской
реабилитации,
психолого-
педагогической коррекции.
Личностный
фактор.
Наиболее
опасным
представляется
заниженный
уровень
самоуважения
и
отсутствие
сложившихся
механизмов
самоконтроляповедения.
Понижение
самоуважения
у
детей
связано
практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило,
приводит к росту отклоняющего поведения. Наиболее важным этот фактор
является для подростков 14-15 лет.
Особого внимания заслуживают формыдевиантного поведения, поскольку
затрагивают поведение личности, формируют ее будущее. Обратимся к
наиболее распространенным вариантам. Многие о них знают, но не
соотносят именно с проявлениями девиации.
Преступность. Любая форма преступности способствует развращению
души. Человек перестает ценить окружающих, относится к людям, как к
вещам, которые не заслуживают внимания. Все высоко духовные ценности
оказываются
попранными,
забытыми,
отвергнутыми.
Проявления
преступности могут быть различными – кража, преднамеренное убийство,
воровство. Неизбежно одно – обществом осуждаются подобные деяния.
Наркомания -
это общее название для комплекса причин и следствий,
связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим
веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы
Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика
обусловлен
неповторимыми
стечениями
обстоятельств,
совокупным
действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и
случайность.
Поэтому
одно
из
направлений
работы
всоциальных
учреждениях
-
предупредительная,
профилактическая
работа
с
воспитанниками всех возрастов.
Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя
прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к
числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь, по
сравнению с наркотиками, еще более вреден для нервной системы.
Проституция.
Подростковый возраст является периодом интенсивного
полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-
юношеской
гиперсексуальности
-
повышенного
по
сравнению
с
последующим периодом полового влечения и интереса к сексу.
Суицид-крайняя
точка
саморазрушительного
поведения.
Суицидальное
поведение
-
осознанные
действия,
направляемые
представлениями
о
лишении себя жизни. Подростковый возраст, как кризисный период,
существенно влияет на особенности суицидального поведения. Среди
подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у
детей других возрастов.
Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество можно охарактеризовать,
как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами
девиантного
поведения:
алкоголизмом,
наркоманией,
преступностью.
Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности
и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков
являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также
связи со школой.
Страхи
и
навязчивость.
Возникновение
различных
страхов
(фобии)
довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего
это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и
близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти
страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В
других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих
довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной
таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка
ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или
семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий.
Вандализм
- одна из форм разрушительного поведения. По данным
выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13
лет.
Подростки-вандалы
обладают
примерно
таким
же
уровнем
интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в
школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов
находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм
обычно
предстает
бесцельным,
бессмысленным,
немотивированным
поведением.
Так есть ли у педагога способы воздействия на подростка с девиантным
поведением? Несомненно! Рассмотрим некоторые из них.
Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя,
особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Что
это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить
возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный
настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев,
растерянность,
злость
или
другие
негативные
чувства,
то
следует
успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение
или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить
реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность,
доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя
"Каково мое отношение к подростку?" Если в этом отношении превалирует
негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить
отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти
позитивные стороны в его поведении.
Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить достаточно времени
и сил на установление доверительного контакта с подростком. Уровень его
открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок
будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного
поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не
нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку -
это базовая потребность. Поэтому достижение доверия - первоочередная
задача.
Субъективность взаимодействия. Помочь подростку можно тогда, когда он
ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных
изменений в себе и своей жизни. По отношению к ребенку нельзя
использовать принцип «догнать и причинить добро»!
Выявление
причин.
Нужно
найти
причины
отклоняющего
поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что
причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия,
результата можно не получить.
Типичные причины нарушения поведения: - стремление привлечь к себе
внимание (независимо от способностей); желание найти ценности, служению
которым они могли бы посвятить себя; обесценивание чувства любви, добра;
стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды,
боль и унижение.
Последовательность во взаимодействии, системность.
Вряд ли удастся
достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию
или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям.
Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях,
говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на него и
наказывают. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается
негативизм.
Позитивность взаимодействия. Постановка позитивной цели, учитывающей
интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет
позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный
результат (вместо "бросить курить" - "вести здоровый образ жизни" ;вместо
"не получать двойки" - "добиться положительной успеваемости";вместо
"перестать опаздывать" - "приходить в школу вовремя"). Важно, чтобы была
опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного
самоощущения.
Это
значит
искренне
поощрять
привлекательность
поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
Поощрение положительных изменений. Традиционно в нашей культуре
принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не
индивидуального
эталона.
Поощрение
минимальных
изменений
предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к
вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать
кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле
позитивности.
Привлекательность альтернативы. Работа по изменению поведения должна
обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной
альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность
девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения,
значимую цель.
Например,
подросток
курит,
употребляет
нецензурные
выражения,
совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел
признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли
покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным
включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение
кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности
отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации.
Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к
разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в
угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование
данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что
абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны
создавать, а не разрушать ребенка.
Гибкость. Важно использовать различные формы, способы, стратегию
работы в зависимости от конкретного случая. Исследование возможностей
помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными
детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо
проявлять интерес к их чувствам. В работе с несговорчивыми детьми
эффективными
являются
формальные,
директивные,
прямолинейные
стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние
переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило
гибкости
означает,
что
если
одна
из
стратегий
оказалась
неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько,
насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Профилактика.
Важно
понять,
что
всегда
легче
предупредить,
чем
исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения
является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей:
любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать
формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств,
обеспечивающих
устойчивость
поведения.Современная
профилактика
девиантного
поведения
подростков
направлена
на
формирование
устойчивости
их
психики
по
отношению
к
вредным
привычкам,
антисоциальным нормам.
Каждый ребенок уникален и требует к себе индивидуального подхода,
особенно это касается детей с различными отклонениями и особенностями в
поведении. В настоящее время число подростков с нарушениями в
поведении, становится все больше. Это требует специальной подготовки для
будущих педагогов, так как работать с такими детьми с каждым годом
становится все сложнее. Для того, чтобы педагог мог оказать положительное
влияние на исправление ситуации, ему необходимо владеть обширными
умениями и навыками в области работы с подростками с девиантным
поведением.
Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть, что при оказании помощи
таким детям и подросткам нужно создавать позитивную воспитывающую
среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников,
авторитетных взрослых, друзей; выяснить и по возможности изменить
социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
Необходимо помнить, что работа с «трудными» детьми - это работа
непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов.
Научитесь замечать и радоваться малейшему изменению в лучшую сторону!