Напоминание

"Особенности педагогического подхода к подросткам с девиантным поведением


Автор: Аббазова Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Центр содействия семейному воспитанию "Спутник"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности педагогического подхода к подросткам с девиантным поведением
Дата публикации: 05.04.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОДРОСТКАМ С

ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Каждому педагогу в своей практике так или иначе приходилось иметь дело с

подростками девиантного поведения. При столкновении с такими детьми

нормальные педагогические подходы перестают действовать. Так какое же

поведение принято считать девиантным? Каковы его причины? Что

заставляет подростка вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как

избежать этого? Есть ли способы воздействия на подростка с девиантным

поведением? Каждый педагог не раз задавался этими вопросами.

Девиантное

поведение (также социальная

девиация,

отклоняющееся

поведение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от

общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных

норм. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а

серьезные - уголовными.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании,

прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным

поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как

результат нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры,

изменений

в

содержании

ценностных

ориентаций

молодежи,

неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за

поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это

подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции,

самоутверждению

в

жизненноважных

ситуациях,

появляется

чувство

одиночества и незащищенности.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми

разнообразными причинами и факторами.

Социальные

причины. Социальныепричины

играют

немалую

роль

в

происхождении

девиантного

поведения.

Книмследует

отнести:

социальное неравенство,

расслоение

общества

на

богатых

и

бедных,

нестабильность

социально-экономической

ситуации,

ограничение

социально приемлемых

способов

получения

достойного

заработка,

безработицу.

Морально-этические

причины:

низкий

морально-нравственный

уровень

современного общества; утрата моральных ценностей; процветание среди

населения алкоголизма и наркомании.

Социально-педагогические причины: недостатки и пробелы семейного и

школьного воспитания; неудачи ребенка в школе; падение престижа

образования; педагогическая запущенность и т.д.

Семья, как причина девиантного поведения.

В семье факторами риска

следует рассматривать такие характеристики,как:характер взаимоотношений

и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи;

социально-бытовые

условия;

психологический

микроклимат;

образовательный и культурный уровень родителей.

Семьи

с

противоречивыми

требованиями

к

детям,

педагогически

несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения подростков.

И, как показывает статистика, криминальная активность детей не всегда

зависит от материального благополучия семьи. Среди подростков, которые

воспитывались в вполне благополучных семьях, часто встречаются дети с

отклоняющимся поведением.

Социокультурные

причины связаны

с

расслоением

общества,

восприимчивостью

молодежи

и

подростков

ко

всему

новому

и

некритичностью

восприятия

этих

норм

поведения,

стремлением

к

замещению режимного поведения.

Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих

факторов.

Семья. Употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля;

жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении ребенка,

трудное материальное положение; нахождение родственников в местах

лишения свободы; отсутствие одного из родителей в семье; чрезмерный,

усиленный контроль и опека над подростком .

Неформальные группы сверстников. Эту причину стоит рассматривать как

самостоятельную. Приятельская

компания

подростков

становится

благоприятной средой криминогенного поведения, когда потерян авторитет и

престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст

входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

-

внутренние

трудности

переходного

возраста,

начиная

с

психогормональных

процессов

и

заканчивая

перестройкой

«Я-

концепции»;

- пограничная неопределенность социального положения: уже не

ребенок,но еще и не взрослый;

- стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и

отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться,

попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в

среде ближайшего окружения

Биологические

факторы. Они

выражаются

в

существовании

неблагоприятных

физиологических

или

анатомических

особенностей

организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

Специальных

генов,

обуславливающих

девиантное

поведение,

не

существует.

Однако

выделяют

причины

отклоняющегося

поведения,

связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К

ним относят:

Генетические причины. По наследству передаются некоторые болезни,

в

частности,

такие

как

шизофрения,

дефекты

зрения,

слуха,

повреждения

нервной

системы;

нервно-психические

нарушения,

обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.

Психофизиологические причины. В последнее время увеличивается

влияние

на

организм

человека

психофизиологических

нагрузок,

конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что

приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим

заболеваниям.

Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха,

внешняя

непривлекательность,

недостатки

конституционно-

соматического

склада,

которые

зачастую

вызывают

негативное

отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных

отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.

Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии

или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что

сопровождается

эмоциональной

неустойчивостью,

неврастенией,

повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно

выраженной

психопатией

или

акцентуированными

чертами

характера

нуждается

в

социально-медицинской

реабилитации,

психолого-

педагогической коррекции.

Личностный

фактор.

Наиболее

опасным

представляется

заниженный

уровень

самоуважения

и

отсутствие

сложившихся

механизмов

самоконтроляповедения.

Понижение

самоуважения

у

детей

связано

практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило,

приводит к росту отклоняющего поведения. Наиболее важным этот фактор

является для подростков 14-15 лет.

Особого внимания заслуживают формыдевиантного поведения, поскольку

затрагивают поведение личности, формируют ее будущее. Обратимся к

наиболее распространенным вариантам. Многие о них знают, но не

соотносят именно с проявлениями девиации.

Преступность. Любая форма преступности способствует развращению

души. Человек перестает ценить окружающих, относится к людям, как к

вещам, которые не заслуживают внимания. Все высоко духовные ценности

оказываются

попранными,

забытыми,

отвергнутыми.

Проявления

преступности могут быть различными – кража, преднамеренное убийство,

воровство. Неизбежно одно – обществом осуждаются подобные деяния.

Наркомания -

это общее название для комплекса причин и следствий,

связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим

веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика

обусловлен

неповторимыми

стечениями

обстоятельств,

совокупным

действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и

случайность.

Поэтому

одно

из

направлений

работы

всоциальных

учреждениях

-

предупредительная,

профилактическая

работа

с

воспитанниками всех возрастов.

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя

прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к

числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь, по

сравнению с наркотиками, еще более вреден для нервной системы.

Проституция.

Подростковый возраст является периодом интенсивного

полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-

юношеской

гиперсексуальности

-

повышенного

по

сравнению

с

последующим периодом полового влечения и интереса к сексу.

Суицид-крайняя

точка

саморазрушительного

поведения.

Суицидальное

поведение

-

осознанные

действия,

направляемые

представлениями

о

лишении себя жизни. Подростковый возраст, как кризисный период,

существенно влияет на особенности суицидального поведения. Среди

подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у

детей других возрастов.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество можно охарактеризовать,

как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами

девиантного

поведения:

алкоголизмом,

наркоманией,

преступностью.

Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности

и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков

являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также

связи со школой.

Страхи

и

навязчивость.

Возникновение

различных

страхов

(фобии)

довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего

это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и

близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти

страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В

других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих

довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной

таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка

ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или

семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий.

Вандализм

- одна из форм разрушительного поведения. По данным

выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13

лет.

Подростки-вандалы

обладают

примерно

таким

же

уровнем

интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в

школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов

находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм

обычно

предстает

бесцельным,

бессмысленным,

немотивированным

поведением.

Так есть ли у педагога способы воздействия на подростка с девиантным

поведением? Несомненно! Рассмотрим некоторые из них.

Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя,

особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Что

это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить

возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный

настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев,

растерянность,

злость

или

другие

негативные

чувства,

то

следует

успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие.

Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение

или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить

реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность,

доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя

"Каково мое отношение к подростку?" Если в этом отношении превалирует

негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить

отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти

позитивные стороны в его поведении.

Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить достаточно времени

и сил на установление доверительного контакта с подростком. Уровень его

открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок

будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного

поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не

нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку -

это базовая потребность. Поэтому достижение доверия - первоочередная

задача.

Субъективность взаимодействия. Помочь подростку можно тогда, когда он

ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.

Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных

изменений в себе и своей жизни. По отношению к ребенку нельзя

использовать принцип «догнать и причинить добро»!

Выявление

причин.

Нужно

найти

причины

отклоняющего

поведения.

Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что

причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия,

результата можно не получить.

Типичные причины нарушения поведения: - стремление привлечь к себе

внимание (независимо от способностей); желание найти ценности, служению

которым они могли бы посвятить себя; обесценивание чувства любви, добра;

стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды,

боль и унижение.

Последовательность во взаимодействии, системность.

Вряд ли удастся

достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию

или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям.

Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях,

говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на него и

наказывают. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается

негативизм.

Позитивность взаимодействия. Постановка позитивной цели, учитывающей

интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет

позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный

результат (вместо "бросить курить" - "вести здоровый образ жизни" ;вместо

"не получать двойки" - "добиться положительной успеваемости";вместо

"перестать опаздывать" - "приходить в школу вовремя"). Важно, чтобы была

опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного

самоощущения.

Это

значит

искренне

поощрять

привлекательность

поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.

Поощрение положительных изменений. Традиционно в нашей культуре

принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не

индивидуального

эталона.

Поощрение

минимальных

изменений

предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к

вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать

кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле

позитивности.

Привлекательность альтернативы. Работа по изменению поведения должна

обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной

альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность

девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения,

значимую цель.

Например,

подросток

курит,

употребляет

нецензурные

выражения,

совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел

признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли

покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным

включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение

кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности

отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации.

Разумный компромисс.

Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к

разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в

угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование

данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что

абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны

создавать, а не разрушать ребенка.

Гибкость. Важно использовать различные формы, способы, стратегию

работы в зависимости от конкретного случая. Исследование возможностей

помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными

детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо

проявлять интерес к их чувствам. В работе с несговорчивыми детьми

эффективными

являются

формальные,

директивные,

прямолинейные

стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние

переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Правило

гибкости

означает,

что

если

одна

из

стратегий

оказалась

неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход.

Любая помощь будет эффективна настолько,

насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

Профилактика.

Важно

понять,

что

всегда

легче

предупредить,

чем

исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения

является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей:

любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать

формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств,

обеспечивающих

устойчивость

поведения.Современная

профилактика

девиантного

поведения

подростков

направлена

на

формирование

устойчивости

их

психики

по

отношению

к

вредным

привычкам,

антисоциальным нормам.

Каждый ребенок уникален и требует к себе индивидуального подхода,

особенно это касается детей с различными отклонениями и особенностями в

поведении. В настоящее время число подростков с нарушениями в

поведении, становится все больше. Это требует специальной подготовки для

будущих педагогов, так как работать с такими детьми с каждым годом

становится все сложнее. Для того, чтобы педагог мог оказать положительное

влияние на исправление ситуации, ему необходимо владеть обширными

умениями и навыками в области работы с подростками с девиантным

поведением.

Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть, что при оказании помощи

таким детям и подросткам нужно создавать позитивную воспитывающую

среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников,

авторитетных взрослых, друзей; выяснить и по возможности изменить

социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

Необходимо помнить, что работа с «трудными» детьми - это работа

непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов.

Научитесь замечать и радоваться малейшему изменению в лучшую сторону!



В раздел образования