Напоминание

"Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей 5-6 лет"


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей

5-6 лет»

Дошкольное детство – самый важный период

становления

личности.

В

эти

годы

ребёнок

приобретает первоначальные знания об окружающей

жизни, у него начинает формироваться определённое

отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки

и привычки правильного поведения, складывается

характер.

Основной

вид

деятельности

детей

дошкольного возраста – игра, в ней развиваются

духовные и физические силы ребёнка; его внимание,

память,

воображение,

дисциплинированность,

ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка,

происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более

высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: - это

творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят

вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом

коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои

собственные.

Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью

взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры

однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня

ролевых игр у дошкольников.

Виды сюжетно-ролевых игр

Игры

на

бытовые

сюжеты:

в

«дом»,

«семью»,

«праздники», «дни рождения». И этих играх большое место

занимают игры с куклами, через действия с которыми дети

передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их

отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в

которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся

из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,

парикмахерская,

больница,

транспорт

(автобус,

поезд,

самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец,

завод, строительство, колхоз, армия).

Игры

на

патриотические

темы,

отражающие

героические

подвиги

нашего

народа

(герои

войны,

космические полеты и т. д.) .

Игры на темы литературных произведений, кино,

теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и

Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и

собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из

литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные

действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия.

Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из

знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры

являются:

1.

Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и

воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего

совсем

не

хочется.

Важным

этапом

дошкольного

развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в

роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к

событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к

образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2.

Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка

оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает

своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет

мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.

3.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие

.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.

Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от

действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и

«по – правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется:

мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти

попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и

сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок

подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом

возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно

успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника

.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка,

с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным

событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым

они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на

длительное время овладевают их воображением.. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети

заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более

развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с

действительностью.

5.

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли

и чувства,

понять переживания партнёров,

согласовать

с

ними

свои действия.

Развитие

целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи,

с возрастающей

способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя

связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается

под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются

с помощью слова.

Педагог-психолог: Злыгостева ОА.



В раздел образования