Автор: Кудинова Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - ДС № 9 "ТОПОЛЁК"
Населённый пункт: Московская обл., го Клин, с. Спас - Заулок
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как обучить детей финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Подготовила и провела воспитатель
Кудинова В.В.
Как обучить детей финансовой
грамотности
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование
детей,
направленное
на
заложение
нравственных
основ
финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области
финансов (включающее творчество и воображение. Поэтому на этапе
обучения
дошкольников
правильнее
говорить
о
формировании
азов
финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью мы подразумеваем
воспитание
у
ребенка
бережливости,
деловитости
и
рационального
поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной
оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также
формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной
организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только
в том случае, если в этот процесс активно включитесь вы, уважаемые
родители.
На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить
следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой
грамотности:
познакомить
дошкольника
с
первичными
финансовыми
и
экономическими представлениями;
обогатить
словарный
запас
дошкольника
основными
финансово-
экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
способствовать формированию разумных экономических потребностей,
умению соизмерять потребности с реальными возможностями их
удовлетворения;
стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным
тратам;
заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
способствовать формированию основных качеств у дошкольника по
умению принятия самостоятельных решений;
сформировать умение рационально организовывать свою трудовую
деятельность;
содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника.
В процессе формирования и развития личности ребёнка обучение и
воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания — важнейшее
условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому
при организации образовательного процесса в области формирования
финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться
воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному
отношению к посильному труду, коллективизму в быту,
предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и
соседями;
воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,
деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и
самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в
ситуации;
воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной
и общественной), семейному и общественному
достоянию, материальным ресурсам;
побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать,
в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.
Решение вышеописанных образовательных и воспитательных задач может
служить одним из основных показателей социального прогресса общества
путем создания новых ценностных ориентиров.
Вы можете подготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами,
следуя нашим советам.
Для того чтобы развить финансовую грамотность у детей , уважаемые
родители, вам надо сделать следующие шаги:
1.
рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про
универсальность денег
2.
познакомить
ребенка
с номиналами
купюр и
монет,
ввести
в
арифметику счета
3.
рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
4.
объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу
по дому, к примеру)
5.
объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
6.
при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
7.
объяснить принцип накопления денег
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для
принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или
опекуны).
Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не
сильно волоку в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я
могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются
причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный),
который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете
развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и
становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо
быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.
Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут
слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться
впечатление о финансах, основанное на данных извне.
Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя
связи
между
работой,
заработком,
затратами
и
сбережениями;
они
раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые
решения. Итак давайте приступим.
Что такое деньги; бартер
В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб
что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и
как деньги попадают к родителям в карманы — тоже.
Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что
они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30
куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был
эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку
самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):
предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на
базар: гроздь винограда или осла?»
товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как
быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку
хлеба — это выгодно?»
товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет
свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»
И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары
— деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми
деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не
теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными
номиналами, и их было легко носить..
Что же такое деньги
Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и
монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства
стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.
Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе
простой денежной арифметике: «Сколько пятаков в гривне?» или «Как
собрать сумму в 64 рубля?». Наводящие вопросы могут быть разными в
зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот
несколько универсальных напутствий:
1.
положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в
группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты
разного номинала)
2.
расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник»,
«четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за
каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты
и купюры)
3.
попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной
рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131
рубль, 67 копеек?»
4.
наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное
время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку