Напоминание

"Как обучить детей финансовой грамотности"


Автор: Кудинова Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - ДС № 9 "ТОПОЛЁК"
Населённый пункт: Московская обл., го Клин, с. Спас - Заулок
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как обучить детей финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Подготовила и провела воспитатель

Кудинова В.В.

Как обучить детей финансовой

грамотности

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое

образование

детей,

направленное

на

заложение

нравственных

основ

финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области

финансов (включающее творчество и воображение. Поэтому на этапе

обучения

дошкольников

правильнее

говорить

о

формировании

азов

финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью мы подразумеваем

воспитание

у

ребенка

бережливости,

деловитости

и

рационального

поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной

оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также

формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной

организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только

в том случае, если в этот процесс активно включитесь вы, уважаемые

родители.

На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить

следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой

грамотности:

познакомить

дошкольника

с

первичными

финансовыми

и

экономическими представлениями;

обогатить

словарный

запас

дошкольника

основными

финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

способствовать формированию разумных экономических потребностей,

умению соизмерять потребности с реальными возможностями их

удовлетворения;

стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным

тратам;

заложить начало формированию финансово-экономического мышления;

способствовать формированию основных качеств у дошкольника по

умению принятия самостоятельных решений;

сформировать умение рационально организовывать свою трудовую

деятельность;

содействовать формированию позитивной социализации и личностному

развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребёнка обучение и

воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания — важнейшее

условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому

при организации образовательного процесса в области формирования

финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться

воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;

воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному

отношению к посильному труду, коллективизму в быту,

предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и

соседями;

воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,

деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и

самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в

ситуации;

воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной

и общественной), семейному и общественному

достоянию, материальным ресурсам;

побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать,

в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

Решение вышеописанных образовательных и воспитательных задач может

служить одним из основных показателей социального прогресса общества

путем создания новых ценностных ориентиров.

Вы можете подготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами,

следуя нашим советам.

Для того чтобы развить финансовую грамотность у детей , уважаемые

родители, вам надо сделать следующие шаги:

1.

рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про

универсальность денег

2.

познакомить

ребенка

с номиналами

купюр и

монет,

ввести

в

арифметику счета

3.

рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите

4.

объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу

по дому, к примеру)

5.

объяснить разницу между потребностями и пожеланиями

6.

при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому

7.

объяснить принцип накопления денег

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для

принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или

опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не

сильно волоку в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я

могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются

причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный),

который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете

развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и

становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо

быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут

слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться

впечатление о финансах, основанное на данных извне.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя

связи

между

работой,

заработком,

затратами

и

сбережениями;

они

раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые

решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб

что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и

как деньги попадают к родителям в карманы — тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что

они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30

куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был

эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку

самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на

базар: гроздь винограда или осла?»

товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как

быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку

хлеба — это выгодно?»

товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет

свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары

— деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми

деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не

теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными

номиналами, и их было легко носить..

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и

монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства

стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе

простой денежной арифметике: «Сколько пятаков в гривне?» или «Как

собрать сумму в 64 рубля?». Наводящие вопросы могут быть разными в

зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот

несколько универсальных напутствий:

1.

положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в

группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты

разного номинала)

2.

расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник»,

«четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за

каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты

и купюры)

3.

попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной

рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131

рубль, 67 копеек?»

4.

наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное

время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку



В раздел образования