Напоминание

Использование проблемных ситуаций на занятиях по изодеятельности..


Автор: Макаревич Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №887
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: " Как разнообразить занятия по изодеятельности "
Тема: Использование проблемных ситуаций на занятиях по изодеятельности..
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как разнообразить занятие по изодеятельности». Использование проблемных ситуаций в детском саду на занятиях по изодеятельности, положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения, познавательных умений и способностей. Советский психолог, философ Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». Но для начала, давайте разберемся: «Что такое проблема?» и « Что такое проблемная ситуация?» Проблема - реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова: «Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования». Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемной ситуацией по изодеятельности является вовлечение ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного в известное, используя все свои знания и жизненный опыт. Хочу предложить вашему вниманию несколько проблемных ситуаций, которые я использовала в различных возрастных группах. 1 ситуация. Тема занятия: «Воспоминание о море» Возраст детей: 4-5 лет. Основная задача: Вспомнить и описать море, где ребенок отдыхал. Выслушать основные предложения детей, как и чем можно нарисовать море, волны, берег. Проблема: Подтолкнуть детей к использованию нетрадиционных техник рисования ( так, как у нас нет кисточек для рисования, а есть зубные щетки, ватные палочки и губка). Вопрос: Каким образом мы можем нарисовать море, используя те предметы, которые лежат у нас на столе? Решения детей: Использовать зубную щетку для изображения больших волн, ватные палочки для изображения пены на волнах. А для рисования морского дна, песка, берега использовать губку. 2 ситуация. Тема занятия: «Эта загадочная Осень» Возраст детей: 5-6 лет. Основная задача: Определить погоду, состояние погоды, прослушав музыкальное произведение Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя пора». Закреплять умения детей
смешивать краски для получения задуманного цвета характерного для состояния природы, неба, листьев в данный период времени. Вопрос: Какое время года? Что вам подсказало, что это осень? Какие осенние явления вы услышали или представили, прослушав это произведение? Как же мы можем изобразить эти явления осени в своих рисунках, если таких цветов в наборе нет? Что нам нужно сделать? Решения детей: Они начали предлагать, а затем пробовать смешивать краски, чтобы получить нужный цвет (серое небо, пожухшая трава, багровые листья, косой дождик и т.д.) 3 ситуация: «Колобок - на новый лад» (лепка). Возраст детей: 6-7 лет. Основная задача: Придумать окончание сказки Колобок, чтобы наш герой остался жив. Развитие фантазии, творческого воображения детей. Создание, ребенком объемной композиции, используя знакомые приемы и закрепляя навыки лепки. Проблема: Предложить детям слепить новых героев (зверей, птиц, насекомых), сказочную окружающую природу. Создать гармоничную композицию. Вопрос: Каких новых героев можно ввести, слепить для изменения содержания сказки? И как это правильно сделать? Решения детей: Каждый ребенок предложил свой вариант нового героя и его отношения с Колобком, оформления своей работы. Использование проблемных ситуаций предает каждому занятию по изодеятельности яркости и необычности, что и помогает заинтересовать детей и побуждает их наиболее творчески подходить к выполнению своей работы.


В раздел образования