Использование проблемных ситуаций на занятиях по изодеятельности..
Автор: Макаревич Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №887 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: " Как разнообразить занятия по изодеятельности " Тема: Использование проблемных ситуаций на занятиях по изодеятельности.. Раздел: дошкольное образование
«Как разнообразить занятие по изодеятельности».
Использование проблемных ситуаций в детском саду на занятиях по изодеятельности,
положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения,
познавательных умений и способностей.
Советский психолог, философ Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Мышление обычно
начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется
вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы
незаполненные места для их заполнения, для превращения неизвестного в известное,
необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу
отсутствуют».
Но для начала, давайте разберемся: «Что такое проблема?» и « Что такое проблемная ситуация?»
Проблема - реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова: «Проблема – это сложный вопрос, задача,
требующие решения, исследования».
Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью
ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи,
задания или учебной проблемы. Проблемной ситуацией по изодеятельности является вовлечение
ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного
в известное, используя все свои знания и жизненный опыт.
Хочу предложить вашему вниманию несколько проблемных ситуаций, которые я использовала в
различных возрастных группах.
1 ситуация. Тема занятия: «Воспоминание о море»
Возраст детей: 4-5 лет.
Основная задача: Вспомнить и описать море, где ребенок отдыхал. Выслушать основные
предложения детей, как и чем можно нарисовать море, волны, берег.
Проблема: Подтолкнуть детей к использованию нетрадиционных техник рисования ( так, как у нас
нет кисточек для рисования, а есть зубные щетки, ватные палочки и губка).
Вопрос: Каким образом мы можем нарисовать море, используя те предметы, которые лежат у нас
на столе?
Решения детей: Использовать зубную щетку для изображения больших волн, ватные палочки для
изображения пены на волнах. А для рисования морского дна, песка, берега использовать губку.
2 ситуация. Тема занятия: «Эта загадочная Осень»
Возраст детей: 5-6 лет.
Основная задача: Определить погоду, состояние погоды, прослушав музыкальное произведение
Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя пора». Закреплять умения детей
смешивать краски для получения задуманного цвета характерного для состояния природы, неба,
листьев в данный период времени.
Вопрос: Какое время года? Что вам подсказало, что это осень? Какие осенние явления вы
услышали или представили, прослушав это произведение?
Как же мы можем изобразить эти явления осени в своих рисунках, если таких цветов в наборе нет?
Что нам нужно сделать?
Решения детей: Они начали предлагать, а затем пробовать смешивать краски, чтобы получить
нужный цвет (серое небо, пожухшая трава, багровые листья, косой дождик и т.д.)
3 ситуация: «Колобок - на новый лад» (лепка).
Возраст детей: 6-7 лет.
Основная задача: Придумать окончание сказки Колобок, чтобы наш герой остался жив. Развитие
фантазии, творческого воображения детей. Создание, ребенком объемной композиции, используя
знакомые приемы и закрепляя навыки лепки.
Проблема: Предложить детям слепить новых героев (зверей, птиц, насекомых), сказочную
окружающую природу. Создать гармоничную композицию.
Вопрос: Каких новых героев можно ввести, слепить для изменения содержания сказки? И как это
правильно сделать?
Решения детей: Каждый ребенок предложил свой вариант нового героя и его отношения с
Колобком, оформления своей работы.
Использование проблемных ситуаций предает каждому занятию по изодеятельности яркости и
необычности, что и помогает заинтересовать детей и побуждает их наиболее творчески подходить
к выполнению своей работы.