Авторы: Куманеева Мария Викторовна, Рябова Эльмира Залифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ №4
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыкального воспитания в семье
Раздел: дополнительное образование
Роль музыкального воспитания в семье.
Куманеева М.В. Рябова Э.З.
Преподаватели
МАУДО “Детская музыкальная школа №4” г. Набережные Челны
Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного
облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в
отдельности, но и обществу в целом. В.А. Сухомлинский сказал: «Музыка
является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к
добру, красоте, человечности».
Музыка – величайший источник нравственного развития. Она открывает
перед ребенком мир ощущений,
переживаний,
и позволяет в самой
доступной форме знакомиться с окружающими явлениями.
Познавательный интерес у ребенка формируется в дошкольные годы. Дети
по своей натуре любознательны, их интересует все новое,неизведанное.
Открытия у них каждый день. С раннего детства он впитывает в себя
мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. Музыка в нашей
стране
вошла
в
каждый
дом;
серьезная,
легкая,
развлекательная,
классическая, народная, духовная. Очень трудно бывает разобраться в потоке
музыкального звучания.
Почему часто многие люди не умеют замечать красоту,выразительность
народной,
классической
музыки,равнодушны
к
музыке
глубокого
содержания? И все потому,
что в детские годы в семье не сложилось
нормального музыкального воспитания ребенка, не привился дух любви и
уважение к музыке,
не поддерживался интерес к этому пркрасному
источнику радости и вдохновения. Многие родители
считают, что
музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Но это не так.
Задатки переходят в способности только в совместной деятельности с со
взрослыми, в общении с ними.
Именно мамы и папы должны заразить
ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям,
правильно их организовать. Самые лучшие педагоги будут бессильны, если
родители к музыке равнодушны.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения
маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы
его
мировоззрения,
морали,
эстетических
вкусов.
Естественноть
и
непринужденность обстановки,
совместно слушание музыки, та особая
атмосфера , которая создается во время занятий с любимым человеком, - все
это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов
семьи, а если музыкальная деятельность сочетается с другими видами –
театрально-игровой,
художественно-словесной,
изобразительной
–
то
решаются важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Безусловно, музыкальная школа помогает ребенку раскрыть свое сердце
посредством музыки, особенно если занятия проводит любящий свое дело
педагог. Однако старания педагога станут более эффективными, если в доме
царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес
к этому источнику радости и вдохновения.
Зачастую сами родители нуждаются в музыкальном воспитании.
Есть
несколько форм работы учителя музыки с ребенком и его семьей. Это
приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих
учеников, совместные концерты учащихся и родителей; лекции, совместные
походы в театр, филармонию. Иногда родители прилагают все силы,чтобы
их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном
мире ребенка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди
с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и состраданию.
И тут на помощь может прийти музыка…
У ребенка мало знаний и опыта , но его эмоциональный мир необыкновенно
ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность.
Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится
музыка,
для
которого
язык
эмоций
родной.
Музыка,
понятая
и
прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного
воспитания. Музыка учит добру.
Наша задача привлечь детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной
мере. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее в жизни, и в
человеческих отношениях.
Только совместно с семьей педагог сможет привить детям любовь к музыке и
главная задача музыкальной педагогики – духовное раскрытие и обогащение
детей, формирование их как высококультурных и нравственных членов
общества, станет реальностью.
Список литературы
1.
Искусство и школа. Книга для учителя/ сос. А.К. Василевский М.:
«Просвещение» 1991. - 288с.
2.
Из
истории
музыкального
воспитания:
Хрестоматия/
сос.
О.А.
Апраксина М.: “Просвещение” 1990. - 207 с.
3.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский -
М.: “Просвещение” 1989. - 191с.