Авторы: Гераськова Ирина Алексеевна, Ирина Алексеевна Гераськова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №20
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Кемеровской обл.
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: Знаете ли вы своего ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей
Знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» - ответит почти каждый
родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос:
«Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители
кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и
произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром,
утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто - ни будь
знать своего ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей,
самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают,
что своего ребенка они знают очень хорошо.
Попробуйте для начала провести несложный эксперимент.
Напишите 10 качеств, которые вы больше всего цените в детях. Затем
напишите 10качеств, которые вам наиболее антипатичны в детях. Закройте
глаза. Представьте себе собственного ребенка. Откройте глаза и выберите из
первого ряда те качества, которые присущи вашему ребенку. Таким же
образом поступите и со вторым рядом. Главное - не торопитесь, не
принижайте, но и не приукрашивайте вашего ребенка. А теперь посмотрите
на результат. Вы может получить 6 положительных и 9 отрицательных
качеств. Разве это не повод для размышления? Кстати, этот эксперимент-
игру можно провести со всеми членами семьи, а потом за «круглым столом»
обсудить результаты.
Гораздо сложнее выяснить, что сам ребенок думает о себе. Можно
утверждать, что дети не понимают, что с ними происходит, не умеют
подумать о себе, оценить свои силы, возможности, способности не только в
конкретной ситуации, но и вне ее.
Самооценка (представление о себе) формируется у ребенка с очень
раннего возраста. Конечно, вначале это не отчетливое представление о себе,
а эмоциональное состояние, которое можно передать словами «со мной все в
порядке» или наоборот. Поэтому нужно помочь ребенку сформировать
самооценку.
Из чего складывается самооценка? Во-первых, из оценочных суждений
окружающих его людей, во-вторых, из результатов своей деятельности (сам
построил из кубиков башенку, сам что-то смастерил), в-третьих, из
осознанного или неосознанного сравнения себя с другими людьми, в-
четвертых, в процессе самопознания.
Естественно, основную роль в формировании самооценки играют
оценочные суждения взрослых. Оценки взрослых могут быть справедливыми
и несправедливыми. По своему эмоциональному характеру оценки могут
быть отрицательными («ты - плохой мальчик») или положительными
(«ты - хорошая, умная, добрая девочка»), унижающими
подбадривающими. Оценки часто раздаются просто так, а иногда – «по делу»
(«Ты замечательно полила цветы, спасибо! Молодец!»).
Самая худшая для ребенка атмосфера - это однообразное
холодное, равнодушное безразличие. Если доминируют негативные оценки,
то у ребенка формируется неадекватно-заниженная самооценка, то есть
комплекс неполноценности. Если доминируют похвалы (как заслуженные,
так и незаслуженные), то у ребенка складывается привычная завышенная
оценка себя (комплекс превосходства). В тех же случаях, когда взрослые
хвалят или не одобряют ребенка за какие-то дела, поступки, да еще по
возможности аргументируют свои оценки, вместе с ребенком анализируют
ошибки или подчеркивают добрые стороны его поведения, у ребенка
формируется адекватное, реалистичное, отношение к себе.
Помните, что дети учатся жить у жизни.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
«Что необходимо знать о своем ребёнке»
1.
Состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.
2.
Формирование двигательных навыков.
3.
Умеет ли ребёнок правильно ориентироваться и наблюдать?
4.
Развито ли у ребёнка воображение?
5.
Умеет ли ребёнок концентрировать своё внимание?
6.
Хорошая ли память у ребёнка?
7.
Умеет ли ребёнок выражать свои мысли?
8.
Как развивается мышление ребёнка?
9.
Чем интересуется ребёнок?
10. Как проходит эмоциональное развитие ребёнка?
11.Как складывается отношение ребёнка с окружающими его людьми?
12.Отношение ребёнка к материальным ценностям.
13.Любит ли ребёнок животных?
14.Отношение ребёнка к самому себе.
15.Активен ли ребёнок?
16.Каковы духовные потребности ребёнка?
17.Формирование личности.