Напоминание

Дошкольникам о войне: Поезда Тюмени в годы войны


Автор: Лебедева Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №186
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Дошкольникам о войне: Поезда Тюмени в годы войны
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 186 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 186 города Тюмени)

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

в старшей группе

«Поезда Тюмени в годы войны»

Составила:

Воспитатель Лебедева Е. В.

Тюмень, 2021

Цель: Расширение представлений детей о труде людей на железных дорогах

города Тюмени в годы Великой Отечественной войны.

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Продолжать расширять представления детей о родном городе в годы войны,

Формировать навык строить по рисунку, самостоятельно подбирать

необходимый строительный материал.

Развивать любознательность, развивать пространственные представления

при прочтении схемы постройки.

Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, чувство патриотизма и

любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Совершенствовать умение составлять рассказы о памятниках войны,

опираясь на иллюстрацию. Обучать умению отвечать на вопрос логично,

последовательно, делать умозаключение.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать позицию патриота родного края и своей страны.

Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать,

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческое воображение.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать общую моторику, усидчивость.

Материалы и оборудование: иллюстрации памятников в Тюмени,

иллюстрации современных поездов

Оформление: Стенд «Тюмень – тыловая» (пустой)

Демонстрационный материал: Схема поезда для постройки

Раздаточный материал: кубики лего

Предварительная работа:

Цикл бесед: «Почему война называется Великой отечественной, «Победа»,

«Дети и война», «Тюмень в годы войны».

Рассматривание карт военных действий.

Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и

жизни людей в тылу: "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т. "Лихолетье".

Присекин Н.С.

"Победа". Моисеенко Е.Е. «С Победой!», Николай Репин.

Слушание музыкальных произведений о войне: В лесу прифронтовом» на

стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера.

«Темная ночь» на слова Владимира Агатова и музыку Никиты

Богословского, «Соловьи» на слова Алексея Фатьянова и музыку Василия

Соловьева-Седого, В. Лебедев – Кумач «Священная война».

Чтение художественной литературы: Л.Касиль «Памятник советскому

солдату», С.Алексеев «Шуба», А.Гайдар «Война и дети», В. Н. Семенцова

«Лист фикуса», А.В.Митяев «Мешок овсянки», С.Алексеев «Выходное

платье», В.Осеева «Андрейка».

Просмотр презентации: «Памятники воинской славы»,

Виртуальная экскурсия к памятникам Тюмени «Помните нас».

Выставка тематических фотографий в холлах детского сада, посвященных

войне.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, эту посылку сегодня я нашла у двери в группу. Посмотрите, она не

простая, с фронта. Узнаем, что в ней? (Дети открывают посылку вместе с

воспитателем, рассматривают письмо, изображенную на конверте

иллюстрацию праздника Дня Победы)

Дети: кто-то хочет поздравить нас с праздником Победы!

Воспитатель: Давайте откроем и прочтем его: «Дорогие ребята!

Поздравляем вас с наступающим праздником победы! В память об этом

историческом событии в жизни нашей страны мы установили памятник

«Железнодорожникам фронта и тыла» (показывает иллюстрацию) в Тюмени

по улице Первомайской. Композиция представляет собой арку, сложенную

из рельсов времен Великой Отечественной Войны. У наших архитекторов

остались только старые фотографии поезда, который не был построен в

годы войны, но к сожалению, они все истрепались и разорвались во время

бомбежек. Для установки нового памятника помогите восстановить поезд

по старым чертежам и рисункам, но для этого нужно отгадать загадки,

которые мы вам отправляем! За каждую отгаданную загадку вы получите

часть схемы»

Послушайте первую загадку:

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка

По дороге той ползёт,

Весь обоз один везёт…

Дети: Поезд!

(Воспитатель вывешивает на стенд иллюстрацию, дети рассматривают,

отвечают).

Воспитатель: Вы узнали этот поезд? Как он называется?

Дети: Да, это поезд фронтовик Феликс Дзержинский!

Воспитатель: Как он попал в наш город?

Дети: поезд пригнали в Тюмень прямо с поле боя со следами вмятин,

пробоин котла в 1941 году.

Воспитатель: Чем прославился этот поезд?

Дети: в короткие сроки поезд был отремонтирован, вступил в строй

и до конца войны перевозил грузы, причем тянул сдвоенные составы, это

первый советский грузовой поезд, имеет звание лучший поезд СССР)

Воспитатель: Где он находится сейчас?

Дети: (памятник установлен возле ДК Железнодорожник, по улице

Первомайская 55, в Тюмени)

Воспитатель: Ребята, вы отгадали загадку и получаете первую часть схемы

для постройки памятника!

Следующая загадка, которую прислали нам архитекторы звучит так:

Она нас щедро, как могла,

Водой горячей обдала

И до костей, совсем задаром,

За полчаса, прогрела паром.

Хоть сто потов согнала с нас

Но угодила в самый раз (Баня)

Ребята как вы думаете, в каких условиях жили солдаты во время войны?

Дети: солдаты часто находились в окопах, в полях, под открытым небом.

Воспитатель: Что придумали жители города Тюмени для солдат?

Дети: Поезд – баню! (Воспитатель выставляет иллюстрацию на стенд)

Воспитатель: Сколько вагонов было у состава поезда?

Дети: состав насчитывал 10 вагонов

Воспитатель: Давайте вспомним, какие вагоны были в этом поезде?

Дети: Вагон-цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка,

дезинфекционная камера, склад, клубное помещение.

Воспитатель: Что можно было делать в клубном помещении вагона?

Дети: почитать, поиграть на музыкальных инструментах.

Воспитатель: За сколько дней был создан поезд?

Дети: поезд был создан за 25 дней

Воспитатель: В каких городах побывал Тюменский поезд-баня?

Дети: Поезд прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через

Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу,

Варшаву, до Берлина.

Воспитатель: хорошо ребята, вы отгадали и следующую загадку и получаете

вторую часть схемы, который прислали нам архитекторы! А теперь мы

немного отдохнем и проводим поезда – фронтовики: посмотрите на

иллюстрации на стенде: перед вами три поезда, которые едут и гудят.

Угадайте и покажите, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Воспитатель

гудит очень громко.) Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту!

(Воспитатель гудит голосом средней силы.) А какой поезд гудит так: ту-ту-

ту? (Очень тихо.) Теперь ты (несколько детей повторяют ) погуди, как

поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как

поезд, который находится очень далеко от нас.

- А сейчас мы с вами соберем, повесим на стенд и рассмотрим схему,

которую прислали нам архитекторы нашего города! (Дети складывают

детали схемы, вывешивают на стенд, рассматривают.)

- Какие строительные детали используются для постройки паровоза?

Дети: разные кубики

Воспитатель: Какой они формы?

Дети: (Прямоугольной, квадратной, круглой).

- Предлагаю вам подойти к столам, отобрать по рисунку нужные детали и

моделировать вагоны, выкладывая кубики как на картинке.

(Дети рассаживаются парами, на столах поставлены корзины с разными

кубиками из набора Lego, с помощью изоленты изображены рельсы, и

каждый ребенок отбирает из общей корзины нужные детали и сооружает

на столе свой вагон из конструктора Lego).

Воспитатель: Почему все люди в нашей стране свято чтут память об этой

войне, почему в день 9 мая все они приходят к вечному огню и памятникам

воинам-освободителям? (Ответы детей). Мы с вами уже много знаем о

героизме наших солдат. Они сражались на боевых рубежах. А сегодня мы с

вами помогли и нашим архитекторам. Что вам больше всего запомнилось

сегодня на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас сложным?

(Ответы детей)

Спасибо за внимание!



В раздел образования