Автор: Лебедева Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №186
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Дошкольникам о войне: Поезда Тюмени в годы войны
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 186 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 186 города Тюмени)
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
в старшей группе
«Поезда Тюмени в годы войны»
Составила:
Воспитатель Лебедева Е. В.
Тюмень, 2021
Цель: Расширение представлений детей о труде людей на железных дорогах
города Тюмени в годы Великой Отечественной войны.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Продолжать расширять представления детей о родном городе в годы войны,
Формировать навык строить по рисунку, самостоятельно подбирать
необходимый строительный материал.
Развивать любознательность, развивать пространственные представления
при прочтении схемы постройки.
Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, чувство патриотизма и
любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Совершенствовать умение составлять рассказы о памятниках войны,
опираясь на иллюстрацию. Обучать умению отвечать на вопрос логично,
последовательно, делать умозаключение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать позицию патриота родного края и своей страны.
Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать,
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать творческое воображение.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать общую моторику, усидчивость.
Материалы и оборудование: иллюстрации памятников в Тюмени,
иллюстрации современных поездов
Оформление: Стенд «Тюмень – тыловая» (пустой)
Демонстрационный материал: Схема поезда для постройки
Раздаточный материал: кубики лего
Предварительная работа:
Цикл бесед: «Почему война называется Великой отечественной, «Победа»,
«Дети и война», «Тюмень в годы войны».
Рассматривание карт военных действий.
Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и
жизни людей в тылу: "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т. "Лихолетье".
Присекин Н.С.
"Победа". Моисеенко Е.Е. «С Победой!», Николай Репин.
Слушание музыкальных произведений о войне: В лесу прифронтовом» на
стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера.
«Темная ночь» на слова Владимира Агатова и музыку Никиты
Богословского, «Соловьи» на слова Алексея Фатьянова и музыку Василия
Соловьева-Седого, В. Лебедев – Кумач «Священная война».
Чтение художественной литературы: Л.Касиль «Памятник советскому
солдату», С.Алексеев «Шуба», А.Гайдар «Война и дети», В. Н. Семенцова
«Лист фикуса», А.В.Митяев «Мешок овсянки», С.Алексеев «Выходное
платье», В.Осеева «Андрейка».
Просмотр презентации: «Памятники воинской славы»,
Виртуальная экскурсия к памятникам Тюмени «Помните нас».
Выставка тематических фотографий в холлах детского сада, посвященных
войне.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, эту посылку сегодня я нашла у двери в группу. Посмотрите, она не
простая, с фронта. Узнаем, что в ней? (Дети открывают посылку вместе с
воспитателем, рассматривают письмо, изображенную на конверте
иллюстрацию праздника Дня Победы)
Дети: кто-то хочет поздравить нас с праздником Победы!
Воспитатель: Давайте откроем и прочтем его: «Дорогие ребята!
Поздравляем вас с наступающим праздником победы! В память об этом
историческом событии в жизни нашей страны мы установили памятник
«Железнодорожникам фронта и тыла» (показывает иллюстрацию) в Тюмени
по улице Первомайской. Композиция представляет собой арку, сложенную
из рельсов времен Великой Отечественной Войны. У наших архитекторов
остались только старые фотографии поезда, который не был построен в
годы войны, но к сожалению, они все истрепались и разорвались во время
бомбежек. Для установки нового памятника помогите восстановить поезд
по старым чертежам и рисункам, но для этого нужно отгадать загадки,
которые мы вам отправляем! За каждую отгаданную загадку вы получите
часть схемы»
Послушайте первую загадку:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт…
Дети: Поезд!
(Воспитатель вывешивает на стенд иллюстрацию, дети рассматривают,
отвечают).
Воспитатель: Вы узнали этот поезд? Как он называется?
Дети: Да, это поезд фронтовик Феликс Дзержинский!
Воспитатель: Как он попал в наш город?
Дети: поезд пригнали в Тюмень прямо с поле боя со следами вмятин,
пробоин котла в 1941 году.
Воспитатель: Чем прославился этот поезд?
Дети: в короткие сроки поезд был отремонтирован, вступил в строй
и до конца войны перевозил грузы, причем тянул сдвоенные составы, это
первый советский грузовой поезд, имеет звание лучший поезд СССР)
Воспитатель: Где он находится сейчас?
Дети: (памятник установлен возле ДК Железнодорожник, по улице
Первомайская 55, в Тюмени)
Воспитатель: Ребята, вы отгадали загадку и получаете первую часть схемы
для постройки памятника!
Следующая загадка, которую прислали нам архитекторы звучит так:
Она нас щедро, как могла,
Водой горячей обдала
И до костей, совсем задаром,
За полчаса, прогрела паром.
Хоть сто потов согнала с нас
Но угодила в самый раз (Баня)
Ребята как вы думаете, в каких условиях жили солдаты во время войны?
Дети: солдаты часто находились в окопах, в полях, под открытым небом.
Воспитатель: Что придумали жители города Тюмени для солдат?
Дети: Поезд – баню! (Воспитатель выставляет иллюстрацию на стенд)
Воспитатель: Сколько вагонов было у состава поезда?
Дети: состав насчитывал 10 вагонов
Воспитатель: Давайте вспомним, какие вагоны были в этом поезде?
Дети: Вагон-цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка,
дезинфекционная камера, склад, клубное помещение.
Воспитатель: Что можно было делать в клубном помещении вагона?
Дети: почитать, поиграть на музыкальных инструментах.
Воспитатель: За сколько дней был создан поезд?
Дети: поезд был создан за 25 дней
Воспитатель: В каких городах побывал Тюменский поезд-баня?
Дети: Поезд прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через
Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу,
Варшаву, до Берлина.
Воспитатель: хорошо ребята, вы отгадали и следующую загадку и получаете
вторую часть схемы, который прислали нам архитекторы! А теперь мы
немного отдохнем и проводим поезда – фронтовики: посмотрите на
иллюстрации на стенде: перед вами три поезда, которые едут и гудят.
Угадайте и покажите, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Воспитатель
гудит очень громко.) Покажи, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту!
(Воспитатель гудит голосом средней силы.) А какой поезд гудит так: ту-ту-
ту? (Очень тихо.) Теперь ты (несколько детей повторяют ) погуди, как
поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как
поезд, который находится очень далеко от нас.
- А сейчас мы с вами соберем, повесим на стенд и рассмотрим схему,
которую прислали нам архитекторы нашего города! (Дети складывают
детали схемы, вывешивают на стенд, рассматривают.)
- Какие строительные детали используются для постройки паровоза?
Дети: разные кубики
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: (Прямоугольной, квадратной, круглой).
- Предлагаю вам подойти к столам, отобрать по рисунку нужные детали и
моделировать вагоны, выкладывая кубики как на картинке.
(Дети рассаживаются парами, на столах поставлены корзины с разными
кубиками из набора Lego, с помощью изоленты изображены рельсы, и
каждый ребенок отбирает из общей корзины нужные детали и сооружает
на столе свой вагон из конструктора Lego).
Воспитатель: Почему все люди в нашей стране свято чтут память об этой
войне, почему в день 9 мая все они приходят к вечному огню и памятникам
воинам-освободителям? (Ответы детей). Мы с вами уже много знаем о
героизме наших солдат. Они сражались на боевых рубежах. А сегодня мы с
вами помогли и нашим архитекторам. Что вам больше всего запомнилось
сегодня на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас сложным?
(Ответы детей)
Спасибо за внимание!