Автор: Олеся Геннадиевна Изместьева
Должность: методист МКУ
Учебное заведение: МКУ "Информационно-методический центр Мариинского муниципального района"
Населённый пункт: Мариинский муниципальный район
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения
Раздел: полное образование
Развитие профессиональной компетентности педагога
через различные формы методического сопровождения
Изместьева Олеся Геннадиевна,
методист МКУ
«ИМЦ Мариинского муниципального района
Для того чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, учитель новой
школы
должен
обладать
целым
рядом
профессиональных
компетентностей.
Развитие
профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, без
того невозможно достичь педагогического мастерства.
Профессиональные
компетенции
педагога
–
социально-психологическая,
профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая,
рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере
инновационной деятельности отражены в новых профессиональных стандартах педагога,
разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки
РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в
2017 году.
Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать
деятельность
педагогов,
направленную
на
развитие
собственной
профессиональной
компетентности.
Результаты
диагностики
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
Мариинского муниципального района показали, что у большинства педагогов на оптимальном
и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной
деятельности, они хорошо ориентируются в нормативных документах, владеют способами
воздействия при общении. При этом было выявлено, что у многих педагогов низкая степень
готовности к инновациям, в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной
и внеурочной деятельности, низкий уровень самоанализа. Выявлены педагогические проблемы,
которые требуют разрешения:
- стремление придерживаться старых подходов к деятельности учителя;
- традиционная методика проведения урока;
- слабое понимание сущности и технологии реализации нового подхода к обучению
учащихся;
- недостаточная мотивация к осуществлению образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС;
- непонимание новой роли учителя как тьютора и др.;
-
принципиальная
новизна
вопросов
инструментально-методического
обеспечения
достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
- отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы:
части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного
процесса, рабочих программ, системы оценки, соответствующей ФГОС и др.;
- настороженное отношение ряда педагогов и родителей или полное отсутствие у
педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности введения ФГОС.
Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы
методистами информационно-методического центра района.
С целью развития профессиональных компетенций педагога мы спланировали свою
деятельность через различные формы методического сопровождения. Особое внимание
уделили сетевым технологиям, организации работы в РМО, творческих группах, мастер-
классах,
постоянно-действующих
семинарах-практикумах
на
деятельностной
основе,
взаимному посещению уроков, участию в профессиональных конкурсах, информированию и
обсуждению методических новинок, созданию собственных публикаций, методических
рекомендаций, распространению и диссеминации педагогического опыта, подготовке к
сертификации.
Методическое сопровождение мы осуществляли на деятельностной основе. С целью
актуализации
основных
направлений
педагогической
и
управленческой
деятельности
работников системы образования в контексте профессионального стандарта педагога на уровне
района в течение двух лет реализуется программа постоянно действующего семинара-
практикума «Профессиональный стандарт педагога – ориентир развития образования».
В Мариинском муниципальном районе созданы определенные условия для создания
сетевого взаимодействия:
- в районе сформирована и функционирует единая информационная образовательная
среда;
- в каждом образовательном учреждении района имеется определенная информационно-
технологическая инфраструктура: локальные сети, серверы, сайты, медиатеки и др.
- педагоги и руководители теоретически готовы к использованию современных
информационных технологий (за последние 3 года курсовую подготовку в области ИКТ
прошли более 90%);
- практически каждый педагог и руководитель использует в своей профессиональной
деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической
платформой развития сетевых форм взаимодействия.
Поэтому муниципальной методической службой большое внимание уделяется сетевым
формам работы, что дает возможность организовать совместное методическое пространство для
методистов, учителей, руководителей РМО:
- предоставляет им оптимальный доступ к необходимой информации в любое время
суток;
- оказывает оперативную методическую помощь молодым учителям;
- опытным педагогам дает возможность поделиться опытом работы.
Используя эти возможности и условия созданной информационно-образовательной среды,
педагоги района умеют:
- конструировать свое образовательное пространство, используя сетевые сервисы;
- встраивать технологии и средства информационно-образовательной среды в различные
типы уроков по предметам и во внеурочную деятельность;
- разрабатывать содержание, планы и материалы для уроков различного типа и
внеурочных мероприятий на основе различных технологий и средств информационно-
образовательной среды;
- формировать образовательную ИКТ-компетентность;
- использовать информационные технологии для оценки результатов обучения.
Несомненно, вся эта деятельность положительно отражается на аттестации педагогов, а
также на освоении ими современных педагогических технологий:
- 76% педагогов района аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.
Педагоги владеют технологиями обучения:
- 80% - информационно-коммуникационными;
- 67% - проектно-исследовательскими;
- 45% - технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения;
- 44% - игровыми;
- 39% - технологией проблемного обучения.
Таким
образом,
можно
говорить
о
положительной
динамике
формирования
профессиональных компетенций педагогов через многоуровневое методическое сопровождение
на деятельностной основе.
На сегодняшний день растет положительная мотивация у учителей; учителя расширили
свое представление о содержании ФГОС нового поколения; повысилось методическое
мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий; изменился современный
урок;
появилась
проектно-исследовательская
и
внеурочная
деятельность,
технология
оценивания УУД, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка
к ОГЭ и ЕГЭ.
У нас в районе есть замечательные педагоги, которые являются активными участниками
сетевых сообществ, модераторами своих сайтов и блогов, экспертами в профессиональных
сообществах.
Современной школе сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями,
обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов,
такой педагог, который мотивирован на непрерывное профессиональное совершенствование,
инновационную деятельность.