Автор: Кудряшова Мария Витальевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Информационно-методический центр Мариинского муниципального района"
Населённый пункт: город Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки локальной истории - важнейший компонент социализации личности и духовно-нравственного воспитания учащихся"
Раздел: среднее профессиональное
Уроки локальной истории - важнейший компонент социализации личности
и духовно-нравственного воспитания учащихся
Кудряшова Мария Витальевна, методист МКУ «Информационно-методический
центр Мариинского муниципального района»
Основой для становления будущих граждан страны, осознающих
ответственность и гражданский долг перед Отечеством является формирование
у обучающихся базовых национальных ценностей.
Одним из действенных факторов формирования базовых национальных
ценностей
у
школьников
является
изучение
локальной
истории.
Согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, история региона
является
обязательной
и
неразрывной
частью
школьного
исторического
образования.
Включение краеведческого материала в содержание
исторического
образования способствует формированию мотивационных основ обучения,
познавательно — коммуникативной деятельности школьников, формируют у них
наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный
процесс.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению локальной истории. Краеведение
необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление
учащихся как личности, человека и гражданина. Благодаря краеведению они
осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких
людей, в общей судьбе народов России, учит интересоваться жизнью своего края,
осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить
пути их решения.
Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-
первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую
очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на
прекрасные
образцы
и
гуманистический
исторический
опыт.
Желательно
включение в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины –
своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной
деятельности.
Внеклассная работа по предмету обогащает мир ребенка. Участие в различных
конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях
развивает навыки самостоятельной работы. Участие в дискуссиях, работа в
группах способствует выражению собственной позиции.
При подготовке конкурсных проектов ученики часто занимаются сбором
материала из жизни заслуженных людей села, города. Этот материал особенно
важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники
ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе
в процветание Отечества.
Темы для исследовательских работ юные краеведы находят в самых разных
местах: в семейном архиве, в подшивке старых газет, на встрече с интересным
человеком, на экскурсии. Подтолкнуть к выбору темы могут мемориальные
доски, названия улиц, старые фотографии и т.п.
Наибольшую
ценность
представляют
неопубликованные
источники
(воспоминания, дневники, письма, картографические материалы), их можно
обнаружить
в
семейном
архиве.
В
силу
вышесказанного
приоритет
в
исследовательской
деятельности
школьников
принадлежит
краеведческой
тематике и семейной истории.
В марте 2021 года состоялась мунииципальная
научно-практическая
конференция
исследовательских работ школьников «Третье тысячелетие»,
приуроченная к 300-летию Кузбасса.
Исследовательскую работу
«Подвигу
лежит
дорога
в
вечность…»,
которую написал и защитил на конференции Ефременко Владислав Алексеевич,
учащийся 9 класса
МБОУ «Сусловская СОШ» (руководитель-Гурова Наталья
Александровна, учитель истории и обществознания) подсказали письма Виктора
Александрова - участника афганской войны, выпускника школы, которые
хранятся в Музее школы.
Работа оценена дипломом первой степени. Несомненно, признание
специалистов немаловажно. Но более значим другой результат: получен
положительный пример, ее автор 15-летний юноша приобрел новый социальный
опыт. Закрепил свои навыки и умения работы с информационными технологиями.
Но особенно значимыми для нас, как для педагогов стали строки из заключения
работы Владислава: «Наши солдаты ехали в Афганистан с твёрдой уверенностью,
что они выполняют интернациональный долг. Они не знали, что им придётся
участвовать в военных операциях. Стойкость, мужество, воинское братство - вот,
что отличало наших солдат на этой войне. Без сомнения, эта необъявленная война
оставила глубокий след в душах её участников, подорвала их здоровье, а
некоторым даже укоротила жизни. Часть тех, кто служил в Афганистане, не смог
найти и своё место в мирной жизни.
Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В
беспощадной войне на далекой чужбине наш земляк Александров Виктор
Петрович проявил мужество и отвагу. В наше сложное время, когда мы теряемся
и пугаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом
мире непостоянства есть островок твёрдой земли, который всегда остаётся
неизменным – это чувство любви к Родине».
С 2019 года мы включились в проект «Школа практической истории» в
рамках
Кемеровской областной программы «Наше наследие», которая была
утверждена Парламентом Кузбасса.
В работу Школы, тема которой была обозначена как «Капитализация истории
как драйвер брендирования территорий северо-востока Кузбасса» включились
краеведы,
учителя,
учащиеся,
работники музеев и библиотек, которые
занимаются исследовательской деятельностью, предприниматели, общественные
деятели, представители администрации Мариинского, Тисульского, Тяжинского,
Чебулинского районов.
И уже тогда стало понятно, что такая наука, как история, может выйти за рамки
образовательной организации, за рамки отдельной территории и объединить
людей.
Школа практической истории - это живое действие всех участников. Здесь не
сидят за партами, урок не ограничен школьным звонком, здесь в программе
работы стоят лекции федеральных и местных экспертов.
Экскурсии в музеи, работа в группах; здесь взрослые работают вместе с
детьми, здесь есть неподдельный интерес к истории родного края.
Знакомство с новыми техниками, использование новых слов и терминов,
применение новых форматов в работе, пополнение новыми знаниями- это важно
сегодня для всех нас, кто работает с детьми. А еще практика. Практические
занятия, работа в группах, работа с текстами, умение слышать и слушать других.
Деловая история Мариинска притягивает как магнит, новые истории
завораживают; люди, жившие здесь 100-200-300 лет назад, удивляют своим
отношением к делу и к семье, позитивным настроем и стратегическим
планированием, умением мыслить на перспективу и во благо.
Короткометражный документальный фильм «Деловые истории Мариинска» -
это возможность визуально увидеть тех людей, которые жили в Мариинске,
узнать новые истории территории. Может быть по-новому, с любовью, взглянуть
на то место, где ты живешь, на свою малую Родину, где жили твои предки, а
сейчас живешь ты и твои дети.
Таким образом, основная цель краеведения — формирование знаний, умений
и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в
нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения
к культуре и истории родного края.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает
конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и
оказывает
воспитывающее
воздействие.
Когда
мы
изучаем
значительные
исторические
события
и
показываем,
как
они
преломляются
в
данной
исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое
образовательное и воспитательное значение.
Каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего
края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие
исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать
и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив
для того, чтобы региональный компонент включать в практику работы всех
педагогов.
Список литературы
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
2. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики
[Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
3. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно -
нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание
школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.