Автор: Домахина Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС " КАЛИНКА"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Наименование материала: Формирование культуры здоровья у детей дошкольников в процессе сотрудничества.
Тема: Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и
сохранения здоровья.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и
повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной
среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям,
проводимым в детском саду.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым –
значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника
уважение к собственному здоровью и желание его беречь.
Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у
дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо,
а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть
больше овощей, фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, не
злиться и не волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на
свежем воздухе, соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
-развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом.
Основные компоненты здорового образа жизни: Формировать предпосылки
к здоровому образу жизни через развивающую среду
Рациональный режим
Полное и своевременное удовлетворение всех органических
потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог
гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а
особенно ребёнка. Нужно в максимальной степени соблюдать ритм сна
и бодрствования.
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды,
постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Основные принципы рационального питания:
обеспечение баланса;
удовлетворение потребностей организма в основных питательных
веществах, витаминах и минералах;
соблюдение режима питания.
Рациональная двигательная активность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ включает в себя
создание системы двигательной активности:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия;
музыкально - ритмические занятия;
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег;
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на
соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна;
физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам;
спортивные досуги, развлечения, праздники.
Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных
задач:
улучшается деятельность его систем и органов;
увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям;
вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие
колебания различных факторов внешней среды;
повышается выносливость организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального
состояния
отношения в семье;
обстановка в дошкольном учреждении.
Соблюдение правил личной гигиены:
Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска,
своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя
зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела
важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья
окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной
жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие
решения по этой проблеме.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое
развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное
направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня ;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием
социального партнерства.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к
здоровому образу жизни у детей являются родители. И без их участия мы не
сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким
примером для своих детей. Таким образом, необходимо с малых лет
приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому
образу жизни формировать у ребёнка навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих.