Напоминание

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"


Автор: Голодова Людмила Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Саратовская обл., р.п. Самойоловка
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»

Единственный путь, ведущий к знаниям

- это деятельность. (Бернард шоу)

С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования

ребенка.

На современном этапе задачами педагогической

деятельности

становятся воспитание

личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно

мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно

обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивать мотивационную

готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни

должно появиться желание учиться. В связи с этим пред дошкольной

организацией

встаёт

задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную

миссию

ФГОС

. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в

инновационной

деятельности

, которые позволяют развивать познавательные навыки детей,

умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое

мышления является метод

проектной деятельности

.

Метод проектов возник еще в 20 - е годы прошлого века в США. Его называли также методом

проблем.

Он основывался на идеях прагматической педагогики американского

философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик,

определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен уже в 1905 году.

И в новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна

завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного

продукта (Е.С. Полат).

Основа проектной деятельности – самостоятельная деятельность детей – исследовательская,

познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и

воплощает новые знания в жизнь

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную

инициативу в условиях детского сада и семьи.

Использование

проектной деятельностью в дошкольном образовании

позволяет

значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение

детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете

или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же

делает

образовательную

систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В настоящее время метод проектов все активнее используется в практике детских садов.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство

заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Современному

дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты

исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения.

Непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т.е.

компетенции.

Также тема метода проекта актуальна еще по ряду причин:

- федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного

образовательного заведения должна строиться с учетом принципа

интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и

спецификой образовательных областей.

- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный

опыт реализации собственных замыслов.

- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска

новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий

основывается на оригинальности мышления.

Основные этапы работы над проектами:

Выбор цели проекта – воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную

для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;

Выполнение проекта – практическая часть;

Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области,

цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач;

• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);

• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи

относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки

и по-своему решают поставленные проблемы);

• исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а

результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по

результатам экспериментов);

• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в

создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,

оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших

групп и т.п.);

• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или

театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

индивидуальные

• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);

• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их

родителями);

• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);

• массовые.

4. По длительности реализации:

краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3

дня; характерны для младших групп);

• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней

группе);

• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение

материалов конечного продукта).

Дети к концу внедрения проекта:

умеют видеть проблему и задавать вопросы;

• умеют доказывать;

• делают выводы и рассуждают;

• высказывают предположения и строят планы по их проверке.

Общие задачи при продуктивной деятельности., специфичные для каждого возраста:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие коммуникативных навыков.

Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы,

программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, поселка,

страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит

поддержку со стороны педагогов.

Педагогам при планировании и реализации проектов необходимо помнить, что главное в

методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на

результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над

определенной практической проблемой.

Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для

ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты,

выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с

взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды

своего труда. Для проектной деятельности важным является правило:

каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя

у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Проектная деятельность поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой

жизни. Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования

становится деятельностно – ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решать

задачу формирования обще учебных умений и навыков. А решать эту задачу можно именно через

организацию проектной деятельности.

Выводы.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и

эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и

детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и

познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в

ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления;

ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только

заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую

любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода

заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и

экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также

применять полученные знания в той или иной деятельности.



В раздел образования