Автор: Голодова Людмила Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Саратовская обл., р.п. Самойоловка
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»
Единственный путь, ведущий к знаниям
- это деятельность. (Бернард шоу)
С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования
ребенка.
На современном этапе задачами педагогической
деятельности
становятся воспитание
личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно
обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивать мотивационную
готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни
должно появиться желание учиться. В связи с этим пред дошкольной
организацией
встаёт
задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную
миссию
ФГОС
. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в
инновационной
деятельности
, которые позволяют развивать познавательные навыки детей,
умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое
мышления является метод
проектной деятельности
.
Метод проектов возник еще в 20 - е годы прошлого века в США. Его называли также методом
проблем.
Он основывался на идеях прагматической педагогики американского
философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик,
определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен уже в 1905 году.
И в новое время этот термин связывается с понятием «проблема».
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна
завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного
продукта (Е.С. Полат).
Основа проектной деятельности – самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и
воплощает новые знания в жизнь
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную
инициативу в условиях детского сада и семьи.
Использование
проектной деятельностью в дошкольном образовании
позволяет
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение
детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете
или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же
делает
образовательную
систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В настоящее время метод проектов все активнее используется в практике детских садов.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство
заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Современному
дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты
исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения.
Непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т.е.
компетенции.
Также тема метода проекта актуальна еще по ряду причин:
- федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного
образовательного заведения должна строиться с учетом принципа
интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и
спецификой образовательных областей.
- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный
опыт реализации собственных замыслов.
- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска
новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий
основывается на оригинальности мышления.
Основные этапы работы над проектами:
Выбор цели проекта – воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную
для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;
Выполнение проекта – практическая часть;
Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
•
монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области,
цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач;
• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи
относятся к разным образовательным областям программы).
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
•
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки
и по-своему решают поставленные проблемы);
• исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а
результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по
результатам экспериментов);
• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в
создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,
оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших
групп и т.п.);
• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или
театрализованной игры).
3. Виды проектов по количеству участников:
•
индивидуальные
• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их
родителями);
• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
• массовые.
4. По длительности реализации:
•
краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3
дня; характерны для младших групп);
• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней
группе);
• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение
материалов конечного продукта).
Дети к концу внедрения проекта:
•
умеют видеть проблему и задавать вопросы;
• умеют доказывать;
• делают выводы и рассуждают;
• высказывают предположения и строят планы по их проверке.
Общие задачи при продуктивной деятельности., специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие коммуникативных навыков.
Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы,
программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, поселка,
страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит
поддержку со стороны педагогов.
Педагогам при планировании и реализации проектов необходимо помнить, что главное в
методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на
результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над
определенной практической проблемой.
Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для
ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.
Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты,
выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с
взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды
своего труда. Для проектной деятельности важным является правило:
каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя
у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Проектная деятельность поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой
жизни. Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования
становится деятельностно – ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решать
задачу формирования обще учебных умений и навыков. А решать эту задачу можно именно через
организацию проектной деятельности.
Выводы.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и
эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и
детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и
познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в
ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления;
ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только
заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую
любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода
заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и
экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также
применять полученные знания в той или иной деятельности.