Напоминание

"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Ковина Любовь Викторовна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №30"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область,
Наименование материала: Статья
Тема: "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС ДО»

План

1. Ранняя профориентация: понятие, цели и задачи реализации в ДОУ.

2. Особенности профориентационной работы на разных этапах дошкольного возраста.

3. Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых.

1. Ранняя профориентация: понятие, цели и задачи реализации в ДОУ.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на

выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для

оказания помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его

индивидуальным возможностям.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в

труде

взрослых

рассматривается

как

неотъемлемое

условие

их

всестороннего,

полноценного развития.

Профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных

образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации

программ воспитания осуществлять психолого-социальную профориентацию детей;

проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой

деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей с учетом

особенностей их возраста и состояния здоровья.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для

педагогов и психологов, новое и еще не до конца изученное направление дошкольной

педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в

младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и

средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от

способностей, особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития

ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интерес и

отношение к определенным видам деятельности.

Таким образом, ранняя профориентация – это комплекс мероприятий

психологопедагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе

будущей

профессии

в

соответствии

со

своими

интересами,

возможностями,

способностями.

Целью ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях

является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой

деятельности взрослых.

Задачи профориентационной работы, напрямую зависящие от возраста

дошкольников, будут рассмотрены в следующем пункте настоящей лекции.

В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной

ориентации

и

психологической

поддержке

населения

в

Российской

Федерации»

профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой

культуры,

проявляющийся

в

заботе

общества

о

профессиональном

становлении

подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в

профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его

потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Нормативная правовая база профориентационной работы в детских садах включает

следующие документы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября

1989 г.);

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об

основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации

государственной социальной политики»;

5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской

Федерации Десятилетия детства»;

6. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 366-р «План мероприятий,

направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября

2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»;

8. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении

Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в

Российской Федерации»;

9. Санитарно-эпидемиологическими требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В дошкольных образовательных организациях ранняя профориентация должна

строиться на использовании следующих принципов:

личностно-ориентированного взаимодействия;

доступности, достоверности и научности знаний;

открытости;

диалогичности;

активного включения детей в практическую деятельность;

рефлексивности;

регионального компонента.

Направления ранней профориентации включают организованную деятельность,

оборудование

развивающей

среды

и

общение

с

родителями

воспитанников.

Разнообразные современные формы работы с родителями позволяют эффективно решать

задачи профориентации:

1) оформление родительских уголков, где помещается различная информация, в том

числе и по ранней профессиональной ориентации дошкольников. В рамках деятельности

детского сада нужно предусмотреть работу с родителями в виде папок-передвижек,

буклетов по ознакомлению детей с профессиями;

2) проведение родительских собраний и семинаров на тему знакомства с профессиями;

3) проведение тематических досугов;

4) проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад

приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий;

5) организация фотовыставок, оформление альбомов;

6) домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для

детей старшей группы;

7) выставка фотографий о профессиях родителей группы;

8) выпуск семейных газет на тему профессий родителей и т.д.

2. Особенности профориентационной работы

на разных этапах дошкольного возраста.

Задачи ранней профориентации дошкольников необходимо ставить и решать на разных

этапах развития с учетом происходящих возрастных изменений. Пути реализации

поставленных задач также зависят от возраста дошкольников.

Задачи младшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.

Задачи 3 года жизни ребенка

1. Дать детям первые общие представления

о труде взрослых (няни, врача, медсестры,

повара, водителя).

2.

Содействовать

развитию

игр,

отражающих труд взрослых, несложные

профессиональные

действия

(водитель

работает на машине, перевозит грузы или

людей).

3.

Сформировать

у

детей

умение

взаимодействия с партнером в соответствии

с игровой ролью.

Задачи 4 года жизни ребенка

1. Воспитать интерес к труду взрослых,

учить

наблюдать

за

их

работой

ближайшем окружении), совершенствовать

себя как личность, через общение с людьми.

2.

Продолжить

знакомство

с

трудом

взрослых (медсестра, повар, парикмахер и

т. д.), обращая внимание на трудовые

действия и их результат.

3. Научить взаимодействиям в сюжетах с 2-

3

действующими

лицами

(водитель

пассажир; воспитатель – дети; врач –

медсестра – пациент).

4. Научить бережно относиться к вещам.

5. Развить интерес к труду взрослых по

уходу за животными и растениями, учить

общению и взаимодействию с природой.

Пути реализации поставленных задач на третьем году жизни:

1. Обращать внимание детей на наиболее характерные операции и результат труда.

2. Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа

«Узнай и назови» (орудия труда и трудовые действия врача и повара), «Кому нужны эти

вещи» (врач, повар), а также в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель берет на себя

главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

3. Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста

занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых

игрушек в форме театрализованных представлений, создание игровых ситуаций.

Четвертый год жизни ребенка включает следующие пути по решению задач

профориентации:

1. Обращать внимание на трудовые действия и результаты труда в сюжетно-

дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх.

2. В совместной игре с воспитателем принимать игровую роль, участвовать в несложном

ролевом диалоге. Правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель»), называть

игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином, я

еду быстро, развожу подарки»).

3. В самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких профессиональных действий

(медсестра измеряет рост, смазывает ранки и т.д.), давать оценку качества труда (работает

быстро, аккуратно).

4. Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли:

белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса.

5. Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе; элементарно

договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду

врачом, приносите мне своих детей»).

Задачи профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста

отличаются от младшего (таблица 2).

Задачи профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задачи среднего возраста

Задачи старшего возраста

1. Уточнить представления детей о труде

сотрудников детского сада.

2. Продолжить знакомить детей с трудом

взрослых (почтальон, продавец и др.).

1. Расширить представления о труде людей

разных профессий,

показать результаты

труда, их общественную значимость.

2.

Обобщить

знания

детей

о

труде

3. Продолжить работу по развитию и

обогащению сюжетов игр, подводить детей

к

самостоятельному

созданию

игровых

замыслов.

4. Стимулировать проявление интереса к

строительно-конструктивным

играм,

самостоятельному

возведению

бытовых

построек

(предметов

мебели,

гаражей,

мостов и др.) и использованию их в

сюжетно-ролевых играх.

строителей: каменщика, маляра, плотника;

работников сельского хозяйства.

3. Воспитать уважение к людям труда,

желание трудиться.

4. Сформировать у детей умение творчески

комбинировать

разнообразные

события,

создавая новый сюжет игры, делать это

согласованно с партнером.

5. Отражать в играх как впечатления от

реальной жизни (больница, школа, магазин,

почта, парикмахерская), так и навеянные

сказками, игрой воображения.

Пути реализации поставленных задач в профориентации дошкольников среднего

возраста:

1. Закреплять в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных

играх знания о профессиях воспитателя, водителя, продавца, парикмахера, моряка и др. и

отражать в играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде

людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.).

2. Строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов. Освоение ролевого поведения в игре,

умение исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом

разворачиваемого сюжета.

3. Организовывать с детьми целевые прогулки, экскурсии на улицу, по которой

движется автотранспорт, на почту, в магазин. Обращать внимание детей на понятные им

трудовые действия.

4. Полученные детьми впечатления уточняются и конкретизируются в процессе

специальных бесед типа «Что мы видели на улицах нашего города?», «О чем мы

беседовали с продавцом?» и др. Беседы сопровождаются демонстрацией картин,

иллюстраций. Затем проводятся дидактические игры типа «Кому что нужно для работы?»

и др.

5. При руководстве игрой необходимо формировать у дошкольников умение

самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг

друга.

Пути реализации поставленных задач у дошкольников старшего возраста:

1. Формировать знания детей о труде строителей, земледельцев, работников

транспорта, связи, работников технических и творческих профессий и др. Предварительно

проводить

с

детьми

различную

работу:

чтение

художественной

литературы,

рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и пр.

2. Широко используется иллюстративный материал, позволяющий познакомить детей

с тем, чего они не могут увидеть сами (сельскохозяйственную технику, ракету и пр.).

3. При ознакомлении с живой и неживой природой необходимо давать информацию о

том, что человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные

растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты), приручил животных,

которые теперь называются домашними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. За

это животных кормят, ухаживают за ними. Люди, работающие на фермах, где разводят

коров, свиней, домашних птиц, называются животноводами. Есть врачи, которые лечат

животных – ветеринары.

4. При знакомстве с творческими профессиями детям говорят, что на земле живут

люди, которые умеют сочинять музыку, стихи, сказки, рисовать. Художник – очень

важная профессия, потому что он изображает то, что видит, и знакомит с этим нас.

5. Проводя экскурсии, наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции

(закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показывать результат труда, его

значение (вам необходима одежда, поэтому есть ткачи, швеи и модельеры; люди хотят

много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели и т.д.).

6. Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и

дидактические игры типа «Чей труд важнее?», «Все для всех», «Экономическая азбука»,

«Профессия моих родителей» и пр.

Для развития игровой деятельности воспитатель организует работу так, чтобы

сведения об окружающем, о людях разных профессий, которые дети должны усвоить по

программе, сопровождались эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании

ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

Необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников

в сюжеты игр (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и

познавательную литературу и пр.). Для этого воспитатель должен помочь детям

определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые

действия, а также персонажей и их взаимодействие.

Одной из форм организации игры являются игры, сюжеты которых создаются по

мотивам сказок и небольших рассказов. Они служат как бы образцом для создания

сюжетов самими детьми.

Другая форма организации сюжетно-ролевой игры – игры с предварительным

планированием, когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события, их

последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а потом сами дети

(«Хотите, я расскажу вам, как бы я играла в путешествие?»). Эти формы организации

игры

характеризуются

готовыми

сюжетами.

Дети,

участвуя

в

подобных

играх,

приобретают опыт ролевого поведения.

Третья форма организации сюжетно-ролевой игры отличается от первых двух тем,

что определена только тема («Давайте играть в зоопарк»). Сюжет заранее не

обговаривается и строится по ходу самой игры.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляются более сложные игры

(«Кондитерская фабрика», «Консервный завод», «Служба спасения», «Банк», «Налоговая

инспекция» и пр.).

Этими же путями решаются задачи профориентации дошкольников 7-ого года жизни:

1. Расширить представления детей о роли механизации в труде, о машинах и

приборахпомощниках человека.

2. Ознакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в

промышленности и на транспорте.

3. Расширить представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера

театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).

4. Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство

продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,

образование и т.д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры,

фермеры и работники пищевой промышленности и т.д.).

5. Продолжить обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно

выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии

окружающего.

6. Сформировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать

индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.

7. Сформировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

3. Формы и методы формирования у детей представлений о труде

взрослых.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в

том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного

наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому

деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации

должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и

выстраиваться системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы

обучения и воспитания:

1) словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение

детской художественной литературы);

2) наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,

рассматривание картин и иллюстраций);

3)

практический

(экспериментирование

с

разными

материалами,

опыт

хозяйственнобытового труда);

4) игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании

друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых

проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе

самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится

по трем основным линиям:

приближение детей к труду взрослых;

приближение работы взрослых к детям;

совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых – это направление работы осуществляется в

процессе

непосредственно

образовательной

деятельности

по

формированию

представлений

о

труде

людей

разных

профессий

с

обязательным

включением

предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание

усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как

называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?),

«трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?),

«общественная польза труда» (кому это нужно?).

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом,

рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды

представителей

профессий,

прослушиванием

художественных

произведений,

дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс

профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе

организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только

знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам

педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми

представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации

о труде взрослых.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения

изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только

процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нем. Многие русские

художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей

(например, В.Г. Перов «Тройка», И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких

репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в

которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания

современного труда взрослых.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в

соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение

комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически

воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются

действия садовников.

Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных

математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество

гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество елок у лесника.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно

образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о

профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой

детям

информации.

Именно

основательность

такой

информации

положительно

сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми

относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения

и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений,

способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого.

В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять,

закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной

образовательной организации, можно организовать экскурсии: в медицинский кабинет,

библиотеку, школу, магазин, аптеку, ателье, на почту и на работу родителей.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо соблюдать

технику безопасности на рабочем месте.

Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их

выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность

детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастет, если они

смогут принять в нем хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в

производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют

возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные

представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание

труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания

детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того,

какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс

труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду,

которая нужна для разных профессий, ее назначение.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать

о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя

занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми

обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что

запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с

детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение

художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые

могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной

деятельности педагога и ребенка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают

дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда,

предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с

целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара»

дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и

столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто

здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в

магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся

классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например, «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по

описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из

профессиональной сферы.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.

Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и

пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются

профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной

гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую

информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования

ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-

игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол,

вытирать пыль)», «Веселые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему

ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня

защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях

родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные

праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии,

представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую

подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на

проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День

учителя, День энергетика.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить

профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм

работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на

развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не

только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач

ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания,

полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям

определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые

действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной

сюжетно-ролевой

игры

имитируются

производственные

сюжеты,

ситуации,

профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели

межличностных профессиональных отношений.

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В

ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых

преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком

присваиваются.

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной

деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно

образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно

сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно

выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые

атрибуты.



В раздел образования