Автор: Савостина Светлана Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 27
Населённый пункт: г.Ейск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования."
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
через организацию детского экспериментирования»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с
требованиями к результатам освоения основой образовательной программы,
представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня
дошкольного
образования:
одним
из
ориентиров
является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких
предметов
и
явлений,
интересуется
причинно-следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на
вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать,
исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а
самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений
окружающего
мира
является метод
экспериментирования,
который
относится
к
познавательно-речевому
развитию. Детское
экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его
достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно
связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи
(умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время
как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы
(цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий -
твёрдый - тёплый и прочее).