Напоминание

"Православный храм"


Автор: Насибуллина Мария Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №6 "Дубок"
Населённый пункт: поселок Кировский, Лотошинский район, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Православный храм"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Православный храм».

Интегрированная образовательная деятельность для детей 5- 6

лет по программе воспитания духовно-нравственной культуры

дошкольников «Добрый мир» Л.Л.Шевченко и программе

«Песочная игротерапия» Т.М.Грабенко, Т.М. Зинкевич-

Евстигнеевой.
Цель: знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан; развивать интерес детей к знаниям о храмах; мотивацию к изучению православной культуры. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан, рассказать о храме, как о доме Божьем. Познакомить детей с внешним видом и внутренним устройством православного храма. Развивающие: Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств – зрение, слух, осязание. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма при помощи разноцветного песка. Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, а также нравственные чувства любви к Родине, к семье. Интегративные: Применить опытно-экспериментальную деятельность в качестве инструмента для построения собственной модели Православного храма. Объединить конструктивную художественную деятельность и духовно-нравственное воспитание. Материал для ведения образовательной деятельности:  выставка «Православные храмы», состоящая из фотоизображений храмов, с разной архитектурой;  схема внутреннего убранства православного храма;  стол для песочной игротерапии с подсветкой, речным песком и декоративным песком 4 цветов;  аудиозапись колокольного звона; 1
 фонограмма песни «Мой храм» авт. О.Газманов;  фартуки и нарукавники по количеству детей. План:  Прослушивание аудиозаписи колокольного звона;  Беседа о храме, как о доме Божьем;  Рассматривание изображений разнообразных православных храмов, сравнение их между собой;  Повторение правил поведения в храме;  Изучение по схемам внутреннего и внешнего убранства и архитектуры храма;  Подготовка к песочной игротерапии: специальная одежда, пальчиковая гимнастика;  Рисование песком образа православного храма;  Чтение стихотворения «Какой Бог?»;  Подведение итога, вручение сувениров. Ход ведения образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуйте.
Воспитатель:
Ребята, а давайте сегодня поздороваемся и с гостями, которые пришли к нам на занятие.
Дети:
Здравствуйте, вместе мы скажем, Счастья, любви вам, добра. О Боге сегодня расскажем, Пусть он хранит вас всегда.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. А сейчас присаживайтесь на стулья. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Давайте, закроем глаза, послушаем внимательно, что мы услышим? (Включается аудиозапись колокольного звона) Открывайте глаза. Ребята, вы слышали такую музыку?
Ответы детей.

Воспитатель:
Где такая музыка звучит?
Ответы детей.

Воспитатель:
Это музыка колоколов. А голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, храмов. Ребята, а вы знаете, что такое храм? 2

Ответы детей.

Воспитатель:
Храм – это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. Ребята, а как называются люди, которые ходят на богослужения, молятся Иисусу Христу?
Дети:
Христиане.
Воспитатель:
Правильно. Большинство людей, которые живут в нашей стране – православные христиане. Что значит быть христианином? Это значит верить в Бога – Иисуса Христа и жить так, как он повелел. Христиане крестят своих детей, и ребёнок тоже становится христианином. Родители учат своих малышей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане, приходя в храм, молятся Богу. Что такое молитва ребята?
Дети:
Молитва – это разговор с Богом.
Воспитатель:
Молодцы. А ещё издавна христиане строили особо красивые здания, посвящённые Богу, - Храмы. Храм – это дом Божий. По-другому его ещё называют церковь. Каждый храм имеет своё название, своё имя. А как вы думаете, в честь кого храму дают имена?
Дети:
В честь Бога и святых.
Воспитатель:
А давайте сейчас встанем со стульев, и пройдём к нашей выставке, рассмотрим, какие храмы сегодня представлены. Первый - это Кафедральный соборный храм Христа спасителя или его ещё называют Собор Рождества Христова в городе Москве. Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. Под куполом церкви, рядом в колокольне, находятся колокола. А как вы думаете, для чего колокола звонят?
Дети:
Они зовут людей в храм на молитву.
Воспитатель:
Второй храм – это Софийский собор в городе Вологда. Посмотрите, он отличается от первого. Представьте себе ребята, что этот храм старше Храма Христа Спасителя на 400 лет. А какой он тоже красивый, величественный. Украшенный большим количеством куполов с крестами. Третий храм – это Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву или как его ещё называют собор Василия Блаженного. Скажите, нравится ли вам такой храм?
Дети:
Нравится, потому что он очень нарядный и красивый. Воспитатель: Да, ребята он очень красивый, яркий, необычный. И построен он был 500 лет назад. Люди очень уважают святые места, ухаживают за храмами и почитают их, поэтому, они стоят так много лет и не рушатся. Ребята, а вы знаете, что, когда люди ходят в храм, то там нужно себя по-особенному вести.
Мальчик:
Я знаю, как вести себя в храме мальчикам. Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они… 3

Девочка:
А я знаю, как вести себя в храме, девочкам. Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.
Воспитатель:
А теперь ребята, давайте пройдём к схеме, на которой изображено внутреннее убранство храма. Православный храм разделяется на три части: притвор, центральную или среднюю часть и алтарь. В притворе раньше всегда стояли те, кто готовился к крещению. Средняя часть это самая большая часть храма – место прихожан, собравшихся на службу, которую ведёт священнослужитель. На стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи. А впереди – иконостас. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма, иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря. В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них имеют право проходить только священнослужителя. Алтарь – самая главная часть храма. Это самая священная часть храма, в алтаре совершается богослужение, а также там находятся все главные святыни любого храма – кресты, святое освященное евангелие и другое. Вам запомнились, основные части внутреннего убранства храма, ребята?
Дети:
Запомнились, это притвор, средняя часть и алтарь.
Воспитатель:
Молодцы. А теперь мы с вами рассмотрим части внешнего убранства храма. Посмотрите, на изображение храма. Внизу мы видим, небольшие колонны, которые называются абсиды. Они бывают разной высоты. Их украшаю полукруглые, сводчатые двери, эти двери называются порталы. Смотрим выше. Второй этаж – мы видим абсиды, и такие же, как и внизу полукруглые сводчатые только окна. Конечно, наверху мы видим купола, украшенные позолотой, а также крест, устремленный в небо. Куполов бывает несколько – пять, семь, девять и даже тринадцать. В зависимости от замысла постройки и количества святых, в честь которых построен храм. Ребята, а теперь я бы хотела вам предложить самим изобразить храм. Но в этот раз мы его будет рисовать не красками и даже не пластилином, а при помощи песка: простого из реки, и разноцветного, для того, чтобы наш храм получился, ярким и красивым. Вы хотите попробовать?
Ответы детей.

Воспитатель:
Тогда я прошу вас надеть фартуки и нарукавники, чтобы не испачкаться. Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, 4
Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола – Покрасим голубою краской. Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу Мы создадим свой мир Чудес, Пройдя Познания дорогу. Давайте, прежде чем приступить к рисованию песком разомнем наши пальчики. Бог создал цветочки, Травку, деревца, Складываем ладошки тыльными сторонами друг к другу и показываем цветочки. Ягоды, грибочки, Речку в берегах. Соединяем большой и указательный пальцы в колечки – это ягодки, ставим ладошку на кулачок – это грибок, показывает волнообразными движениями кистей воду – это река. А ещё создал Он Много так плодов: Сжимаем и разжимает поочередно кулачки. И арбузик алый, Показываем большой круг. С хвостиком морковь, Соединяем «домиком» ладошки. Яблоки и груши, Имитируем сбор урожая с ветки. Дыню и чеснок. Складываем ладошки в шарик, соединяем пальцы между собой в замок. Чтоб могли мы кушать, Подарил нам Бог! Гладим живот, поднимаем руки вверх. Пусть ему несётся Слава и хвала Выполняем 4 хлопка. За его заботы, За его дела! Поочередно разворачиваем ладонью вверх руки.
Воспитатель:
Молодцы ребята, а сейчас подойдите к столу. Видите, у нас здесь рассыпан песок, а рядом с каждым из вас дополнительно стоят маленькие 5
стаканчики с песком разных цветов. Сейчас, мы с вами попробуем с помощью песка нарисовать храм. Рисовать мы будем снизу, вверх. Начнём с основания храма. Берём пригоршню песка и сыпем аккуратную полоску. Затем возводим такие же аккуратные абсиды вверх и полукруглыми линиями их закругляем. Рисуем песком верхние линии абсид и украшаем их куполами. Затем с помощью жёлтого песка высыпьте крест, заполните купола. С помощью других цветов украсьте стены вашего храма. Не забудьте про порталы и полукруглые окна.
Воспитатель:
Ребята, у вас очень интересно получилось. Расскажите, о том понравилось ли вам самим строить свой храм?
Ответы детей.

Воспитатель:
Ребята, а теперь в кармашке фартука возьмите влажную салфетку и протрите руки. Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами совершили путешествие по разным храмам, попробовали сами построить храм, а также узнали много нового. Что вам наиболее запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А в заключении я бы хотела, чтобы вы прочитали стихотворение «Какой Бог?». Потому как, всё, что сегодня мы изучили было посвящено ему. 1-ый ребёнок Интересен мне вопрос? Был ли маленьким Христос? Как учился Он ходить, Что Он начал говорить? 2-ой ребёнок И любил ли Он гулять? И во что любил играть? Был ли Он отцу послушен? Музыку какую слушал? 3-ий ребёнок Думаю, Он добрым был. И в собрание ходил. Дружелюбным быть старался, И, конечно, он не дрался. 4-ый ребёнок Младшим братьям помогал. Иногда Он уставал. Но капризным, злобным не был. 6
Он всегда смотрел на небо. 5-ый ребёнок Он всегда молился Богу, Только в нём искал подмогу. Если б мог тогда я жить – Так хотел бы с Ним дружить! Все вместе: Как желаю я, о Боже, На Иисуса быть похожим!
Воспитатель:
Я думаю, что многие из нас хотели бы быть такими, как рассказали нам сейчас ребята, а чтобы обращаться к Богу за советом, рассказать ему о своих мечтах и просьбах в молитве – нужно почаще заглядывать в дом, где живёт частичка души Господа. Ребята, как называется дом Бога?
Дети:
Храм.
Воспитатель
: Молодцы. На этом наше занятие подходит к концу, а сейчас, я прошу вас, ребята, нашим гостям подарить свои поделки. Вручение подарков гостям. Угощений для детей. 7


В раздел образования