Автор: Кравчук Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №30"
Населённый пункт: г.Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы воспитательной работы при технологии КТД
Раздел: полное образование
Формы воспитательной работы при осуществлении
технологии коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация
совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в
коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Идеи и принципы:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно - деятельностный подход к воспитанию;
- комплексный подход к воспитанию;
- личностный подход, одобрение социального роста детей.
Формы воспитательной работы при осуществлении данной технологии.
Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если
она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при
этом:
1) учитываются интересы и потребности каждого;
2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы,
объединения;
3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем
деле;
4) данная форма является по исполнению неповторимой.
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются,
прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения
опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности
воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы
сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их
руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и
умения, приобретая новые.
К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время
относят коллективные творческие дела, чередование традиционных
поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование,
коллективный анализ и другие.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела
(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.
Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые
устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе,
определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные
варианты, которые могут быть предложены на выбор детям. При этом
взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.
Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети.
Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах,
звеньях).
Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган
конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его
выполнение, поощряя инициативу каждого участника.
Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки.
Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых
оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает
сгладить неудавшиеся моменты.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть
общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый
высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные
стороны подготовки и проведения КТД.
Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете
дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями,
переживаниями. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать
в дальнейшей работе
В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты,
связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
— доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности
каждого в коллективной творческой деятельности;
- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из
личностных интересов и потребностей;
— определение творческих задач, проблем для решения самими участниками
деятельности;
— создание условий для включения детей в творческую деятельность
различных групп, объединений;
— от личности к делу, а не от дела к личности;
— создание условий для самоопределения участниками деятельности своей
роли, характера поведения;
— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения
проявления и развития личности каждого.
Формы коллективной творческой деятельности являются наиболее
эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения.
Такие формы способствуют развитию отношений между участниками
воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер,
обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие
организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения,
а также формируя у детей ответственность, инициативность,
самостоятельность.