Напоминание

Формы воспитательной работы при технологии КТД


Автор: Кравчук Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №30"
Населённый пункт: г.Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы воспитательной работы при технологии КТД
Раздел: полное образование





Назад




Формы воспитательной работы при осуществлении

технологии коллективной творческой деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация

совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в

коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Идеи и принципы:

- идея включения детей в улучшение окружающего мира;

- идея соучастия детей в воспитательном процессе;

- коллективно - деятельностный подход к воспитанию;

- комплексный подход к воспитанию;

- личностный подход, одобрение социального роста детей.

Формы воспитательной работы при осуществлении данной технологии.

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если

она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при

этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы,

объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем

деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются,

прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения

опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности

воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы

сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их

руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и

умения, приобретая новые.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время

относят коллективные творческие дела, чередование традиционных

поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование,

коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела

(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые

устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе,

определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные

варианты, которые могут быть предложены на выбор детям. При этом

взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети.

Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах,

звеньях).

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган

конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его

выполнение, поощряя инициативу каждого участника.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки.

Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых

оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает

сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть

общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый

высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные

стороны подготовки и проведения КТД.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете

дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями,

переживаниями. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать

в дальнейшей работе

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты,

связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

— доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности

каждого в коллективной творческой деятельности;

- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из

личностных интересов и потребностей;

— определение творческих задач, проблем для решения самими участниками

деятельности;

— создание условий для включения детей в творческую деятельность

различных групп, объединений;

— от личности к делу, а не от дела к личности;

— создание условий для самоопределения участниками деятельности своей

роли, характера поведения;

— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения

проявления и развития личности каждого.

Формы коллективной творческой деятельности являются наиболее

эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения.

Такие формы способствуют развитию отношений между участниками

воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер,

обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие

организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения,

а также формируя у детей ответственность, инициативность,

самостоятельность.



В раздел образования