Напоминание

Воспитание чувства патриотизма средствами изобразительного искусства


Автор: Шорина Александра Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание чувства патриотизма средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЛУЧ» г. Томска

Методическая разработка

Воспитание чувства патриотизма

средствами изобразительного искусства

через тему: «Зимующие птицы Сибири»

Работу выполнила:

Шорина Александра Александровна

Педагог дополнительного образования

МАОУ ДО ЦДТ «Луч»

Томск, 2021

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является важной

задачей для родителей и образовательных организаций. Ребенку с ранних

лет необходимы нравственные ориентиры. Основы патриотизма нужно

начинать с закладывания у детей любви к окружающей его природе:

деревьям, цветам, родной земле. Любовь к Родине так же начинается с любви

и уважения семьи и друзей, которым окружен ребенок. Самый

благоприятный возраст для привития патриотического чувства к родине

является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети наиболее

восприимчивы и любознательны к природе. На занятих по изобразительному

искусству, посвященных изучению флоры и фауны родного края дети

познакомятся с многообразием представителей этих видов. Задания на

схожие темы поспособствуют желанию школьников сохранить бережное

отношение к природе родного края.

Пояснительная записка

Тема задания: «Зимующие птицы»

Место проведения –МАОУ ДО «ЛУЧ»

Класс- младшая группа изостудии

Цель задания: ознакомление с анималистическим жанром; формирование

эстетического отношения к действительности; обучение рисованию птиц по

памяти или с натуры; воспитание в учащихся бережного отношения к

окружающему миру, расширение знаний, обучающихся о птицах родного

края.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с видами зимующих птиц Сибири,

знакомить с темой анималистики, закреплять изобразительные умения и

навыки, продолжать учить поэтапному ведению работы, формировать

умения передавать верные цвето-тоновые и композиционные отношения в

соответствии с замыслом

Воспитательные:

продолжить

воспитывать любовь к птицам родного

края, , аккуратность и настойчивость в работе, формировать ценностное

отношение к окружающей нас культуре

Развивающие: развивать зрительное представление и зрительную память,

наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать

в

рисунках

особенности

формы,

строения,

цветовой

окраски

птиц,

формировать умение выражать замысел через создание творческого образца,

развивать творческое мышление

Примерная структура задания

Примерное количество часов на выполнение задания 6 - 3 занятия по 2

часа

каждое.

При

четком

планировании

работы

нужно

учитывать

индивидуальные особенности учеников. Не справляющимся уделяется

особое внимание, мотивирующее на успешное завершение работы.

Первое занятие (2 часа): введение в тему, просмотр презентации и

иллюстративного материала. Поиск композиционного решения на линейных

эскизах, перенос линейного рисунка с эскиза на большой формат.

Второе занятие (2 часа): разработка эскиза в цвете,

работа над цветовым

решением композиции

Третье занятие (2 часа): работа над цветовым решением композиции, детали,

обобщение знаний, завершение работы.

Общее количество часов на задание –6 часов

Занятие №1.

Введение в тему. Поиск композиционного решения на линейных эскизах

План занятия (90 мин)

План занятия.

Этапы

Количест

во

времени

1 Организационный момент.

5 мин.

2 Вводная беседа

5 мин.

3 Объяснение нового материала

10 мин.

4 Самостоятельная работа. Эскизирование, перенос эскиза на

большой формат

60 мин.

5 Анализ выполненной работы (оценка результатов)

10 мин.

Всего:

90мин.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания и умения композиционного решения в

целом, учить находить особенности формы предметов и объединять их в

единую

композиционную

группу,

содействовать

учащимся

грамотно

излагать свои творческие идеи в работе.

Развивающие: продолжить развивать у детей образное мышление, умение

анализировать, развивать изобразительные навыки.

Ход занятия

Организационный момент

Подготовка класса к занятию. Взаимные приветствия преподавателя и

учеников, фиксация отсутствующих, проверка готовности учеников к

занятию, назначение дежурных.

Вводная беседа

Беседа о птицах Сибири с ребятами, просмотр презентации на интерактивной

доске.

Объяснение нового материала

Как зовут тебя? (СНЕГИРЬ)

Почему эту птицу так назвали? (слайды)

Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом. За окном

зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные

яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая,

клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей

красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную

мелодичную песенку.

Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивают на

ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких

прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.

С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и

парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.

Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с

достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он

всегда уступит своей подружке-самочке.

Снегири очень доверчивы. Их легко поймать. К человеку они привыкают

быстро и могут жить в клетке. Но в неволи они теряют свой красивый алый

цвет и становятся чёрными.

Наблюдение и анализ поэтапного рисунка

Как расположим альбомный лист?

Рисовать будем поэтапно. Сначала нарисуем туловище (рис 1)

Затем голову (рис 2)

А потом прорисуем хвостик и крылышко (рис 3)

Карандашные наброски

Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)

Какой цвет возьмём для грудки?

А для головы, и хвостика?

Учитель: «Сегодня вам предстоит перенести изображение с линейного эскиза

на большой формат. (А3) Ваша работа начиналась с поиска схемы

композиции - с форэскизов. Задачей работы над форэскизами был

композиционный, колористический и тональный поиск организации всех

предметов картины. Эскизы, выполнялись на небольших форматах, сначала в

карандаше, а затем были выполнены в цвете. Благодаря этому появилась

возможность найти наиболее интересную и выразительную композицию,

опробовать разные комбинации теплых и холодных цветов. Проделанное

эскизирование

выполнялось

с

целью

найти

лучшее

композиционное

решение».

Самостоятельная работа

Ученики приступают к выполнению линейных эскизов. Во время

творческого процесса педагог подходит к каждому ученику, отвечает на

вопросы, помогает справиться с трудностями, дает советы, ребята переносят

эскизы на формат А3.

Анализ сделанной работы

В конце занятия проходит просмотр и совместное обсуждение

выполненной работы. Учащиеся выставляют работы в ряд, демонстрируя на

них свои эскизы. Из нескольких набросков каждого ученика педагог

помогает выбрать наиболее грамотный, указывая сначала на достоинства

работ, объясняет композиционные неточности и возможные ошибки в

построении. Ученики задают вопросы преподавателю, ведется творческая

беседа. Преподаватель дает советы и высказывает пожелания относительного

работы каждого ученика.

Учитель напоминает учащимся принести на следующее занятие краски,

кисти, палитры для создания эскиза в цвете. Ученики убирают рабочие места,

дежурные приводят класс в порядок.

Занятие №2

разработка эскиза в цвете, работа над цветовым решением композиции

План занятия (90 мин)

План занятия.

Этапы

Количест

во

времени

1 Организационный момент

5 мин.

2 Объяснение нового материала

10 мин.

3 Самостоятельная работа

60 мин.

4 Итог занятия (оценка результатов)

10 мин.

5 Уборка класса

5 мин.

Всего:

90мин.

Занятие №3

работа над цветовым решением композиции, детали, обобщение знаний,

завершение работы.

План занятия (90 мин)

Этапы

Количест

во

времени

1 Организационный момент

5 мин.

2 Этап проверки знаний

5 мин.

5 Самостоятельная работа

70 мин.

6 Итог занятия (оценка результатов)

5 мин.

7 Уборка класса

5 мин.

Всего:

90мин.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и навыки композиционного решения в

целом, поиска правильной формы, повторить основы построения.

Развивающие:

продолжать

развивать

у

детей

умение

анализировать,

находить особенности формы предметов, развивать образное мышление.

Итог занятия

По итогу занятия ученики выставляют свои работы на просмотр и

совместно с учителем обсуждают их. Преподаватель находит общие ошибки

класса, объясняя пути их устранения. Затем педагог комментирует каждую

работу, указывая на достоинства и ошибки в построении, дает советы и

высказывает пожелания относительного работы каждого ученика.

Уборка класса

Ученики убирают рабочие места, дежурные приводят класс в порядок.

Приложение



В раздел образования