Автор: Шорина Александра Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание чувства патриотизма средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЛУЧ» г. Томска
Методическая разработка
Воспитание чувства патриотизма
средствами изобразительного искусства
через тему: «Зимующие птицы Сибири»
Работу выполнила:
Шорина Александра Александровна
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ЦДТ «Луч»
Томск, 2021
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является важной
задачей для родителей и образовательных организаций. Ребенку с ранних
лет необходимы нравственные ориентиры. Основы патриотизма нужно
начинать с закладывания у детей любви к окружающей его природе:
деревьям, цветам, родной земле. Любовь к Родине так же начинается с любви
и уважения семьи и друзей, которым окружен ребенок. Самый
благоприятный возраст для привития патриотического чувства к родине
является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети наиболее
восприимчивы и любознательны к природе. На занятих по изобразительному
искусству, посвященных изучению флоры и фауны родного края дети
познакомятся с многообразием представителей этих видов. Задания на
схожие темы поспособствуют желанию школьников сохранить бережное
отношение к природе родного края.
Пояснительная записка
Тема задания: «Зимующие птицы»
Место проведения –МАОУ ДО «ЛУЧ»
Класс- младшая группа изостудии
Цель задания: ознакомление с анималистическим жанром; формирование
эстетического отношения к действительности; обучение рисованию птиц по
памяти или с натуры; воспитание в учащихся бережного отношения к
окружающему миру, расширение знаний, обучающихся о птицах родного
края.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с видами зимующих птиц Сибири,
знакомить с темой анималистики, закреплять изобразительные умения и
навыки, продолжать учить поэтапному ведению работы, формировать
умения передавать верные цвето-тоновые и композиционные отношения в
соответствии с замыслом
Воспитательные:
продолжить
воспитывать любовь к птицам родного
края, , аккуратность и настойчивость в работе, формировать ценностное
отношение к окружающей нас культуре
Развивающие: развивать зрительное представление и зрительную память,
наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать
в
рисунках
особенности
формы,
строения,
цветовой
окраски
птиц,
формировать умение выражать замысел через создание творческого образца,
развивать творческое мышление
Примерная структура задания
Примерное количество часов на выполнение задания 6 - 3 занятия по 2
часа
каждое.
При
четком
планировании
работы
нужно
учитывать
индивидуальные особенности учеников. Не справляющимся уделяется
особое внимание, мотивирующее на успешное завершение работы.
Первое занятие (2 часа): введение в тему, просмотр презентации и
иллюстративного материала. Поиск композиционного решения на линейных
эскизах, перенос линейного рисунка с эскиза на большой формат.
Второе занятие (2 часа): разработка эскиза в цвете,
работа над цветовым
решением композиции
Третье занятие (2 часа): работа над цветовым решением композиции, детали,
обобщение знаний, завершение работы.
Общее количество часов на задание –6 часов
Занятие №1.
Введение в тему. Поиск композиционного решения на линейных эскизах
План занятия (90 мин)
План занятия.
№
Этапы
Количест
во
времени
1 Организационный момент.
5 мин.
2 Вводная беседа
5 мин.
3 Объяснение нового материала
10 мин.
4 Самостоятельная работа. Эскизирование, перенос эскиза на
большой формат
60 мин.
5 Анализ выполненной работы (оценка результатов)
10 мин.
Всего:
90мин.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания и умения композиционного решения в
целом, учить находить особенности формы предметов и объединять их в
единую
композиционную
группу,
содействовать
учащимся
грамотно
излагать свои творческие идеи в работе.
Развивающие: продолжить развивать у детей образное мышление, умение
анализировать, развивать изобразительные навыки.
Ход занятия
Организационный момент
Подготовка класса к занятию. Взаимные приветствия преподавателя и
учеников, фиксация отсутствующих, проверка готовности учеников к
занятию, назначение дежурных.
Вводная беседа
Беседа о птицах Сибири с ребятами, просмотр презентации на интерактивной
доске.
Объяснение нового материала
Как зовут тебя? (СНЕГИРЬ)
Почему эту птицу так назвали? (слайды)
Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом. За окном
зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные
яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая,
клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей
красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную
мелодичную песенку.
Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивают на
ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких
прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.
С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и
парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.
Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с
достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он
всегда уступит своей подружке-самочке.
Снегири очень доверчивы. Их легко поймать. К человеку они привыкают
быстро и могут жить в клетке. Но в неволи они теряют свой красивый алый
цвет и становятся чёрными.
Наблюдение и анализ поэтапного рисунка
Как расположим альбомный лист?
Рисовать будем поэтапно. Сначала нарисуем туловище (рис 1)
Затем голову (рис 2)
А потом прорисуем хвостик и крылышко (рис 3)
Карандашные наброски
Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)
Какой цвет возьмём для грудки?
А для головы, и хвостика?
Учитель: «Сегодня вам предстоит перенести изображение с линейного эскиза
на большой формат. (А3) Ваша работа начиналась с поиска схемы
композиции - с форэскизов. Задачей работы над форэскизами был
композиционный, колористический и тональный поиск организации всех
предметов картины. Эскизы, выполнялись на небольших форматах, сначала в
карандаше, а затем были выполнены в цвете. Благодаря этому появилась
возможность найти наиболее интересную и выразительную композицию,
опробовать разные комбинации теплых и холодных цветов. Проделанное
эскизирование
выполнялось
с
целью
найти
лучшее
композиционное
решение».
Самостоятельная работа
Ученики приступают к выполнению линейных эскизов. Во время
творческого процесса педагог подходит к каждому ученику, отвечает на
вопросы, помогает справиться с трудностями, дает советы, ребята переносят
эскизы на формат А3.
Анализ сделанной работы
В конце занятия проходит просмотр и совместное обсуждение
выполненной работы. Учащиеся выставляют работы в ряд, демонстрируя на
них свои эскизы. Из нескольких набросков каждого ученика педагог
помогает выбрать наиболее грамотный, указывая сначала на достоинства
работ, объясняет композиционные неточности и возможные ошибки в
построении. Ученики задают вопросы преподавателю, ведется творческая
беседа. Преподаватель дает советы и высказывает пожелания относительного
работы каждого ученика.
Учитель напоминает учащимся принести на следующее занятие краски,
кисти, палитры для создания эскиза в цвете. Ученики убирают рабочие места,
дежурные приводят класс в порядок.
Занятие №2
разработка эскиза в цвете, работа над цветовым решением композиции
План занятия (90 мин)
План занятия.
№
Этапы
Количест
во
времени
1 Организационный момент
5 мин.
2 Объяснение нового материала
10 мин.
3 Самостоятельная работа
60 мин.
4 Итог занятия (оценка результатов)
10 мин.
5 Уборка класса
5 мин.
Всего:
90мин.
Занятие №3
работа над цветовым решением композиции, детали, обобщение знаний,
завершение работы.
План занятия (90 мин)
№
Этапы
Количест
во
времени
1 Организационный момент
5 мин.
2 Этап проверки знаний
5 мин.
5 Самостоятельная работа
70 мин.
6 Итог занятия (оценка результатов)
5 мин.
7 Уборка класса
5 мин.
Всего:
90мин.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания и навыки композиционного решения в
целом, поиска правильной формы, повторить основы построения.
Развивающие:
продолжать
развивать
у
детей
умение
анализировать,
находить особенности формы предметов, развивать образное мышление.
Итог занятия
По итогу занятия ученики выставляют свои работы на просмотр и
совместно с учителем обсуждают их. Преподаватель находит общие ошибки
класса, объясняя пути их устранения. Затем педагог комментирует каждую
работу, указывая на достоинства и ошибки в построении, дает советы и
высказывает пожелания относительного работы каждого ученика.
Уборка класса
Ученики убирают рабочие места, дежурные приводят класс в порядок.
Приложение