Автор: Томрачева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 43
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: 1. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование
1.
Конспект НОД «Маленькие исследователи» для детей старшего
дошкольного возраста
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст
Виды
деятельности:
познавательно-исследовательская,
игровая,
двигательная, коммуникативная.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Формировать представления детей о свойствах воды через
экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
1.Учить детей формулировать выводы, делать маленькие открытия о
свойствах воды.
Развивающие
1.Систематизировать и обобщать личный опыт о свойствах воды,
2. подвести детей к осознанию того, что привычная для них вода таит в
себе много неизвестного.
3. Развивать умение участвовать в коллективных беседах.
4.
Развивать
самостоятельность
в
процессе
познавательно-
исследовательской
деятельности,
выдвижение
предположений
Воспитательные
1. Стимулировать желание детей экспериментировать. Воспитывать
умение
слушать
ответы
товарищей,
не
перебивать
друг
друга.
Предварительная
работа:
Знакомство
с
капелькой-Капитошкой.
Выполнение его заданий. Рассматривание альбомов о воде и выяснение
простейших свойств: прозрачная, без вкуса и запаха. Можно окрасить.
Проведение простейших опытов с водой
.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей/примечание
Дети
заняты
игровой
деятельностью.
В
группу заходят гости, здороваются с детьми.
Вос-ль: Ребята, вот и пришли наши гости, как
мы долго ждали их
.
Звучит мелодия из мультика «Капитошка».
Вос-ль: Что это? Что это?
Вос-ль:
Отлично, Капелька снова у нас в
гостях.
Вос-ль: Ребята, гости собрались, капелька
спешит. - А мы готовы к встрече?
Капелька: Привет, вот и я, здравствуйте, мои
друзья! Снова в гости к вам пришла, загадки,
игры принесла!
Капелька: Друзья, у меня для вас новое
задание. Смотрите, какие у меня шарики
-Ребята, а они одинаковые?
Маша, как ты думаешь? А ты, Саша? - Как вы
считаете, а они будут плавать?
Дети здороваются с гостями. Улыбаются,
рассматривают гостей, машут им рукой.
Звучит
отрывок
из
мелодии
из
мультфильма «Капитошка» Дети узнают
песенку, с которой к ним всегда приходит
Капелька. Радуются.
Если
дети
затрудняются,
помогаю
вопросами:
-что
забыли
сделать?
-
посмотрите в группе у нас порядок? Дети
убирают игрушки на место. Воспитатель
садится к ноутбуку, дети подходят ближе.
Воспитатель
демонстрирует
первый
слайд: на экране появляется изображение
капельки - Капитошки.
Дети
и
воспитатель
здороваются
с
капелькой, машут ей ручкой.
Воспитатель
демонстрирует
второй
слайд: на экране появляется капелька с
шариками.
Если дети отвечают, что шарики разные: -
А чем они отличаются?
Дети рассуждают.
Отлично!
Вос-ль: вы уверенны в этом?
2
этап:
способствуем
планированию
детской деятельности
Вос-ль: Ну, что проверим? -А, что нам для
этого нужно?
-А где нам это взять это все?
Е.П. Конечно помогу.
Вос-ль: - Куда поставим?
-Согласна.
-А воду я аккуратно налью, можно?
-Ребята,
вы
красивые,
нарядные!
Чтобы
одежда не намокла, что надо сделать?
- Как вы думаете все ли готово у нас?
-Ну, конечно, а где они? Вы их видите?
-
Смотрите
какая
красивая
коробка,
открывайте!
-А вот и шарики.
Дети размышляют
Дети
предлагают
разные
варианты
ответов. Воспитатель подсказывает: -
Может попросить Елену Павловну? Дети
зовут мл. вос-ля Е.П. и просят о помощи.
Мл.
воспитатель
соглашается
помочь
детям. Приносить чащу и ведро с водой.
Дети предлагают разные варианты.
Дети ставят чащу. Вос-ль наливает воду в
чашку. Отдает ведро мл. вос-лю, она
уходит.
Вос-ль
обращается
к
детям.
Ответы
детей. В случае затруднения подсказываю,
что
дети
забыли
надеть
фартуки
и
подкатить рукава.
Ответы
детей.
При
необходимости
напоминаю детям вспомнить какое задание
было у Капельки.
Дети ищут шарики. Если не находят,
воспитатель
показывает
им
красивую
коробку. В коробке шарики- большие и
маленькие на каждого ребенка.
Дети достают поднос с шариками из
коробки, берут их и кладут в воду.
Дети опускают шарики в воду
Дети размышляют. В случае затруднения
задаю вопрос: Какие шарики утонули?
Какие плавают? Ответы детей.
Если
дети
затрудняются
ответить:
вспомним какой шарик тяжелый, а какой
легкий?
Ответы детей.
Если дети затрудняются, задаю вопрос:
- Ну, что проверим? Опускаем.
Вос-ль: что вы увидели?
-Как вы думаете почему это произошло?
-Маша ты как считаешь?
-Алена, а ты?
- Молодцы!
-Ребята, шарики можно взять и положить на
поднос. Я вам помогу, хорошо?
Капелька: Друзья, вы молодцы. А коробке
новое задание.
Вос-ль:
Посмотрите
внимательно,
что
плавает, а что утонет?
Вос-ль: Может проверим?
Вот у меня две подставки. На голубую
положите те, которые плавают. А на черную,
которые утонут.
Вос-ль:
Вы уверены, что все правильно?
Запомнили, что положили?
- С чего начнем ребята?
- Девочки, помогите опустить мне эти
предметы.
Какие предметы тонут? А какие плавают?
После эксперимента напоминаю детям: - я
руки промокну салфеткой и выброшу ее в
контейнер,
а
вы?
Дети
сушат
руки
салфеткой.
Дети
из
коробки
достают
поднос
с
разными предметами (камушки, колечки,
пластилин, скорлупа ореха и т.д.)
Ответы детей.
Дети
раскладывают
предметы
на
две
группы.
Ответы детей.
Дети предлагают. Воспитатель и девочки
опускают легкие предметы в воду.
Если
кто-то
из
детей
неправильно
положил:
-Миша, ну как, ты прав?
-Почему ты так думаешь?
Ответы детей
Вместе опускают предметы в воду. Если
кто-то из детей неправильно положил:
-Саша, ну как, ты прав?
-Почему ты так думаешь?
Ответы детей. (тонут –не тонут)
Ответы детей:
Если дети затрудняются: у меня есть
подсказка.
Мы рассматривали красивые картины, где
дети катались на теплоходе, на лодке.
-Почему они плавают?
- Мальчики, а вы мне поможете опустить
другие предметы?
-Почему утонули?
Вос-ль: Ребята, что мы узнали?
-Молодцы!
Капелька:
Молодцы,
ребята,
здорово!
Пришло время повеселиться! (физминутка)
-Отлично поиграли.
Вос-ль: -Ребята, мы выяснили, что тяжелые
предметы тонут, а легкие плавают.
-У меня возник вопрос?
-А что можно сделать, что бы камни не
утонули?
Вос-ль:
А лодка у нас есть? Подсказка в
нашей коробке.
-А вот и камушки! Ну, что проверим!
Вос-ль: Получилось? Что делают камни?
-Так что можно сделать, чтобы камни не
утонули? Если совсем ничего не говорят:
А если бы они были в лодке тогда они не
утонули, а сухими вышли из воды.
Дети
из
коробки
достают
поднос
с
бумажными корабликами и с пластиковыми
коробочками.
Дети
бросают
камни
в
«лодочки»
и
опускают в воду.
Ответы детей.
Если случится, что бумажные кораблики
быстро утонули, а пластиковые остались
плавать -Почему бумажные утонули, а
пластиковые нет?
Ответы детей.
Если
затрудняются
ответить:
Бумага
намокла и какой стала? -Поэтому?
Ответы детей.
Вос-ль достает поднос с цветами лотоса.
Ответы детей.
Ответы детей.
Если дети не говорят, что надо опустить
его в воду, напоминаю им: -А вспомните,
что
произошло
с
бумажной
лодкой
с
камушками.
Ответы детей.
Воспитатель и дети опускают цветочки на
воду, они раскрывайся. Детям интересно.
Ответы детей. Если дети затрудняются в
ответе: бумага намокла, стала тяжелой
лепестки цветка раскрылись.
Вос-ль: Отлично справились с заданием. Что
мы еще раз докали?
Капелька. Друзья, в коробке для вас еще
сюрприз!
Вы знаете, что это такое?
-Вы видели цветок лотоса? Вот он! Но он
уснул.
Что
можно
сделать
чтобы
он
проснулся?
-Так что нам надо сделать?
Вос-ль: Можно взять цветок и попробовать.
- Ребята, что произошло с цветами. А
почему?
Вос-ль:
Догадались почему капелька дала
нам эти задания.
-А сегодня, какое свойство мы выяснили?
Ответы детей
Если
затрудняются
ответить:
какие
свойства воды вам знакомы?
Дети
из
коробки
достают
поднос
с
бумажными корабликами и с пластиковыми
коробочками.
Дети
бросают
камни
в
«лодочки»
и
опускают в воду.
Ответы детей.
Если случится, что бумажные кораблики
быстро утонули, а пластиковые остались
плавать
-Почему бумажные утонули, а пластиковые
нет?
Ответы детей.
Если
затрудняются
ответить:
Бумага
намокла и какой стала?
-Поэтому?
Ответы детей.
Вос-ль достает поднос с цветами лотоса.
Ответы детей.
Ответы детей.
Если дети не говорят, что надо опустить
его в воду, напоминаю им:
-А вспомните, что произошло с бумажной
лодкой с камушками.
Ответы детей.
Воспитатель и дети опускают цветочки на
воду, они раскрывайся. Детям интересно.
Ответы детей.
Если дети затрудняются в ответе: бумага
намокла, стала тяжелой лепестки цветка
раскрылись.
Ответы детей
Если
затрудняются
ответить:
какие
свойства воды вам знакомы?
4 этап: способствуем подведению детской рефлексии по итогам
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
На экране появляется Капелька.
-Друзья, вам понравилось играть?
Вос-ль: Что больше всего
понравилось?
-А трудно было?
- О каком свойстве воды узнали?
Капелька:
Мне с вами было очень весело и
интересно, я к вам еще обязательно
приду!
- Ребята, попрощайтесь с гостями.
- А нам пора наводить порядок в
группе.
Ответы детей.
Дети
и
воспитатель
прощаются
с
Капитошкой
Дети прощаются с гостями. Машут
руками